[<10>] ====== Толкования на Рим. 1:16 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Не стыждуся бо благовествованием Христовым: сила бо Божия есть во спасение всякому верующему, Иудеови же прежде и Еллину** См. Толкование на [[new:rim:01:14#svt_ioann_zlatoust|Рим. 1:14]] **//Беседы на послание к Римлянам.//** ---- Что такое **«правда Божия»**? Так как первый закон был дан одним только иудеям, а еван­гелие всем, то он и называет последнее евангелием **"правды"**: Бог праведен: всех одинаково сотворив, всех одинаково и просветил. И то было бы праведно – одних не спасать, и других не спасать, – одних не призывать, и других не призы­вать. В ветхом завете не было праведного призвания, а было домостроительство, предуготовлявшее путь для правды. И я не называю одно неправедным, а другое праведным, но называю первое путем к последнему и его предуготовлением. Бог дал закон Израилю. И Давид говорит: //"возвещает слово Свое Иакову, оправдания и суды Свои Израилю. Не сделал Он сего ни одному (еще) народу, и судов Своих не явил им"// [[old:ps:147:08|(Пс.147:8–9)]]. **//Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового Заветов.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Не стыждуся бо благовествованием Христовым: сила бо Божия есть во спасение всякому верующему, Иудеови же прежде и Еллину** **Не стыждуся...** «Что ты говоришь, Павел? Надлежало сказать: хвалюсь, ставлю себе в честь, превозношусь; но ты не только не говоришь сего, а еще сказываешь нечто меньшее, именно что ты не стыдишься, как обыкновенно отзываемся мы о чем-нибудь не очень важном. Итак, что значат слова Павловы? Почему он так выражается, хотя благовествованием дорожил более, чем небом?» (святой Златоуст). Впереди сказал: и у вас готов благовествовать, — а теперь прибавляет: **ибо не стыжусь благовествованием**. Могут быть две мысли: не стыжусь войти с вами в сношение личное. Есть люди, с которыми порядочному человеку дело вести стыдно. Апостол говорит как бы: будьте вы столько низки по положению в обществе или среди других народов, что с вами общиться было бы стыдно, я и тогда не постыжусь благовествовать вам. Мой долг не лица разбирать, а сеять слово благовестия, лишь бы открыты были уши для слышания, чьи бы они ни были. Другая мысль: не стыжусь явиться к вам с таким благовестием. Вы так высоки, а слово благовестия так просто и так с первого раза представляется несообразным, что оно будто и не к лицу вам; но я не стыжусь предлагать его. Как ни будь высоки слушающие, я всегда с дерзновением проповедую //Христа распята//, хотя знаю, что это //для иудеев соблазн, а для еллинов безумие// (см.: [[new:1kor:01:23|1 Кор. 1, 23]]). Святой Златоуст говорит: «римляне были слишком привержены к мирскому занятию богатством, владычеством, победами и самыми царями своими. Много были они надменны; а Павел должен был проповедовать Иисуса, мнимого плотникова сына, который был воспитан в Иудее, в доме незнатной женщины, не имел при себе оруженосцев, не нажил денег, а напротив, умер с злодеями, как преступник, и претерпел множество разных поруганий. И всего этого естественно было стыдиться римлянам, которые не знали неизреченных и великих тайн. Посему Апостол говорит: **не стыждуся**, — научая между прочим и их не стыдиться. Ибо знал, что, успевши в сем, прострутся вскоре на большее и будут хвалиться. Посему и ты, услышав вопрос: ужели поклоняешься Распятому? — не стыдись, не потупляй очей, но хвались и величайся, с смелым взором, с поднятым вверх челом подтверди свое исповедание. И если спросят: так ты Распятому поклоняешься? — опять отвечай: но не прелюбодею, не отцеубийце, не детоубийце, каковы все языческие боги; а напротив, крестом победившему демонов и уничтожившему тысячи их чародейств. Ибо крест для нас есть дело неизреченного человеколюбия, знак великого попечения. — Сверх того, поелику славящиеся витийством и напитанные мирскою мудростию надмеваются; то я, говорит о себе Павел, навсегда отказавшись от таких умствований, иду проповедовать крест — и не стыжуся того». **Сила бо Божия есть во спасение**. Вот почему **не стыждуся**! Как стыдиться пред больными тому, кто приносит им целительное врачевство? Или пред заключенными в узы тому, кто приходит помочь им разбить сии узы? Благовестие не слово только, но и сила. Надлежит разуметь здесь под ним не одну совокупность явленных во Христе Иисусе тайн, или богооткровенных новозаветных истин; но все домостроительство спасения человеческого во Христе Иисусе. С ним всюду приходили Апостолы и в него вводили верующих. Они всем говорили: мы безответно грешны пред Богом; и нет нам спасения. Ждет нас суд неумытный (Неумытный — неподкупный, беспристрастный) и по суду кара. Но Бог сжалился над нами и послал Сына Своего Единородного, Который воплотился и пострадал за нас, снял с нас вину; по воскресении же, вознесшись на небо и седши одесную Отца, Духа Святого ниспослал от Отца, Который всех верующих в Сына обновляет и делает сильными всякую благую волю Божию исполнять и Ему благоугождать, чтобы, потрудившись здесь, сподобиться приятия туда, где и Сын Божий воплотившийся. Вот вам путь спасения! Внимавшие воодушевлялись надеждою и приходили в нравственное напряжение и готовность на все. Но если бы благовестие тем и ограничивалось, то сила сия нравственная скоро бы испарялась, и жизнь каждого опять принимала бы прежний небогоугодный вид. Потому тех, кои веровали и так воодушевлялись, оно приводило к таинствам и в них обновляло и исполняло благодатными силами. После таинств верующий не воодушевление только имел, но исполнялся чувством силы, которое, после нескольких опытов, переходило в дерзновение, ничем не сокрушимое. Это всякий испытывал; но уже по вере и принятии благодати в таинствах. И все верующие были свидетели того, что благовестие, — домостроительство спасения, вера Христова, — точно есть сила во спасение. — На первый раз какая сила: веруй в Распятого, и спасешься? Но потом она тотчас открывалась и была ощущаема, — только уверуй и прими таинства. Унижение Христово, мраком непроницаемым покрывая силу домостроительства, целою бездною разделяло слышащих благовестие от Христа Господа. Вера рассеявала мрак и переводила чрез сию бездну. Но как зарождалась и зарождается вера, сие есть тайна Божия. Господь сказал, что никто к Нему не придет, если Отец Небесный не привлечет его. Это как тогда, так и теперь, среди не носящих и носящих имя Христово: ибо и из христиан не все христиане. — Итак, кто миновал эту первую преграду, для того тотчас раскрывалась сила благовестия; а на первый раз оно являлось уничиженным. Горчичное зерно мало и холодно; но кто раскусит его и разжует, тотчас ощутит, как велика сила его жжения. Подобным сему сравнением и блаженный Феодорит объясняет тайну силы благовестия. Он пишет: «взираю, говорит Апостол, не на кажущееся бесчестие, но на происходящее от сего благодеяние. Ибо уверовавшие пожинают в нем спасение. Так и во многом чувственном собственная сила его бывает сокровенна. Ибо перец имеет холодную наружность и для не знающих не показывает ни малого признака своего горячительного свойства. Но кто разжует зубами, тот ощущает его, подобную огню, воспаляющую силу. Потому врачи называют в возможности только горячительным то, что не таково по видимости, но может таковым оказаться. Так и пшеничное зерно может быть корнем, соломою, колосом, но не кажется таковым, пока не посеяно в брозды земли. Посему божественный Апостол справедливо спасительную проповедь нарек **силою Божиею**, так как сила ее одним верующим открыта и дарует спасение». — И святой Златоуст говорит: «как благовестие **сила Божия есть**? Выслушай следующее: **всякому верующему**. Не просто всем, но приемлющим. Хотя ты еллин, хотя погружен во все пороки, хотя скиф, хотя варвар, хотя настоящий зверь, лишен всякого звания, обременен тысячами грехов; но, коль скоро принял слово крестное и крестился, ты загладил все». Благовестие есть **сила во спасение всякому верующему**, но, говорит Апостол, **Иудеови прежде**. Иудеев предпоставил он еллинам, потому что от них Христос, из них Апостолы, они блюли обетования (см.: блаженный Феодорит). Но в деле спасения они ничего лишнего не имеют. Ко Христу Господу всем открыт доступ — и всякий получает от Него все положенное по домостроительству спасения; плотское происхождение не оказывает на это никакого влияния. Если есть мера, то она определяется верою. Святой Златоуст говорит: «почему же говорит здесь Павел: **Иудеови же прежде и Еллину**? В чем состоит сия разность? Сам часто говорил, что обрезание ничто и необрезание ничто; как же теперь различает и иудея ставит выше язычника? Что это значит? Первый не больше получает благодати потому только, что он первый. Тот же дар дается иудею и язычнику, а слово: **прежде** — означает только порядок. Иудей не больше получает оправдания, а удостоен только получить оное прежде. Просвещенные все приступают ко крещению, но не все крещаются в одно время; впрочем, хотя один бывает первым, другой вторым; но первый получает не больше второго, и второй не больше за ним следующего; напротив, всем подается одно и то же. Итак, словом: **прежде** — выражается здесь первенство в порядке речи, а не какое-либо преимущество в благодати». //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Свт. Геннадий Константинопольский ===== **Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину** Враги христианской проповеди бранили ее, насмехаясь над ней как зазорной, что, дескать, нет ничего смехотворнее слова, которое объявляет, будто Сын был схвачен иудеями, и которое, не отрицая ни креста, ни смерти, утверждает, что Он не только вновь воскрес из мертвых, но и взошел на небеса, как Господь мира, и что все остальные воскреснут из мертвых, - и все остальное, что проповедовали апостолы. Насмехаясь и браня это, они думали заставить апостолов замолчать. Итак, присоединяясь к такой славе апостолов, блаженный Павел тоже так начинает рассуждение о догматах: **Ибо я не стыжусь благовествования.** //**Фрагменты.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 16-17 **Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину. В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет** **Ибо я не стыжусь Евангелия** моего, именно за крест, в нем возвещенный; ибо он **есть сила Божия**, которая совершает то, что мятежные язычники приводятся к послушанию, - и Евреи и язычники, верующие в него, получают верное спасение. **Правда Божия**, то есть жизнь древних, **в нем открывается от веры в веру**, от веры Авраама в веру сынов Авраамовых. Что это так, как я сказал, показывают Писания, которые говорят: //праведник от веры жив будет// [[old:avm:02:04|(Авв. 2:4)]]. См. также Толкование на [[new:rim:01:09#prp_efrem_sirin|Рим. 1:9]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему** Римляне слишком привержены были к мирской славе, а Павел должен был проповедовать Иисуса, претерпевшего всякое бесславие, и римлянам естественно можно было стыдиться, что таков Спаситель. Поэтому говорит: **не стыжусь**, научая между прочим и их не стыдиться, потому что и он не только не стыдился Распятого, но и хвалился и величался Им. Кроме того, поскольку они надмевались мудростью, то я, говорит, иду проповедовать крест, и не стыжусь того; ибо он **есть сила Божия ко спасению**. Есть сила Божия и в наказание; так Бог доказал силу Свою египтянам, наказав их. Есть также сила в погибель, как сказано: "//бойтесь Того, Кто может погубить в геенне//" [[new:mf:10:28|(Мф. 10:28)]]. Итак, что я, Павел, проповедую, то содержит не наказание, не погибель, но спасение. Кому? **Всякому верующему**. Ибо благовестие служит во спасение не просто всем, но приемлющим оное. **во-первых, Иудею, потом и Еллину** Здесь слово **во-первых** означает первенство в порядке, а не преимущество в благодати; ибо иудея не должно предпочитать потому, будто он больше получает оправдания: он только удостоился получить оное прежде; почему словом **во-первых** выражается только первенство в порядке речи. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину** В начальное время проповеди много постыдного говорилось против Евангелия, однако Павел научился терпению у пророков, сказавших: //Не бойтесь поношения от людей, и злословия их не страшитесь// [[old:is:51:07|(Ис. 51:7)]]. Он знал, что проповедует Евангелие //не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы// [[new:1kor:02:04|(1 Кор. 2:4)]]. И потому, определяя, что такое Евангелие, апостол заявляет: **Оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину**. Когда он говорит: **сила Божия ко спасению**, то тем самым, видимо, хочет сказать, что есть и другая сила Божия - не ко спасению, но к погибели. Ибо знает, что и у пророка сказано: «//Великая сила Моя, которую послал Я на вас//» [[old:iol:02:25|(Иоил. 2:25)]]; и в Псалмах сказано: «Силою Твоею истреби их» [[old:ps:053:07|(Пс. 53:7)]]... Итак, следует рассмотреть, не из-за этих ли различий в силе Божией она называется правой и левой рукой Бога: правой - **сила Божия ко спасению**, левой - сила, которою Он истребляет. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину** **Ибо я не стыжусь благовествования Христова**. Сказав это, он затронул тех, от кого римляне приняли неправильную веру, и указал на силу апостольского учения. То, что проповедовалось апостолами, хотя и казалось невероятным, было засвидетельствовано знамениями и чудесами, чтобы не было сомнений относительно тех, у кого такая сила есть. Без сомнения, римляне отступили перед силой слова [учивших ложно], чудес же они не видели, и проповедь та была без силы Божией. Потому Павел говорит, что не стыдится благовествования Божия, а вот они стыдятся, поскольку то, что они передали, встречало опровержение, и не подтверждалось свидетельством, и уводило от учения апостолов. Сила Божия влечет к вере, дает спасение всякому верующему, прощая грехи и оправдывая, чтобы уже вторая смерть не смогла одолеть отмеченного крестным таинством (т.е таинством Крещения). Проповедь же креста Христова есть знак побежденной смерти, как говорит апостол Иоанн: //Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола// [[new:1in:03:08|(1 Ин. 3:8)]], чтобы никакой верующий не подвластен был смерти, поскольку имеет знак того, что смерть побеждена. **Во-первых, Иудею, потом и Еллину**. То есть тому, кто из рода Авраама, и тому, кто из язычников. Называя грека, он подразумевает народы; называя иудея - тех, кто из рода Авраама. Ибо иудеями стали называться со времен Иуды Маккавея, который во время бедствия воспротивился святотатству язычников, и вера Божия собрала народ, и он защитил род свой; был же он из сыновей Аароновых (см. [[old:1mak:01:00|1]] и [[old:2mak:01:00|2 Мак.]]). А то, что Павел ставит впереди иудея отцов ради, так ведь он говорит также, что и иудеи нуждаются в даре благовествования Христова. Если иудеи не оправдываются верой в Христа Иисуса, то какой смысл быть под законом? //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину** Павел не потому не приходил в Рим, что стыдился являться сюда со своим слишком простым благовестием, как могли подумать римские христиане. Нет, он нисколько не стесняется выступать с Евангелием пред еллинами и мудрецами, потому что это Евангелие - **есть сила во спасение**, а если человек приносит другим людям спасение, то они, конечно, не станут обращать внимание на форму, в какой им сообщается спасение, какою бы странною и несовершенною она им ни представлялась. - **Спасение** (σωτηρία). Это слово заключает в себе две идеи: идею об освобождении от зла, погибели, и идею сообщения блага, вечной жизни в общении с Богом. Обладание этими обоими благами мыслимо, как состояние душевного здоровья (от σώς - здоровый, нормальный). Вполне это спасение получат христиане только при втором пришествии Господнем, на последнем суде [[new:rim:13:11|(Рим 13:11,]] [[new:fil:01:19|Флп 1:19;]] ср. [[new:1kor:03:15|1 Кор. 3:15]]; [[new:1kor:05:05|5:5]]; [[new:rim:05:09|Рим 5:9)]], но отчасти спасение это подается и теперь: христианин в принципе уже им обладает [[new:2kor:06:02|(2 Кор. 6:2]]; [[new:rim:03:24|Рим 3:24)]]. ["Евангелие, то есть прежде всего религиозная духовная сила, - не только известное мировоззрение, но обновляющая все ваше внутреннее существо реальность. Оно не политическая программа, не церковный лозунг, не вид на жительство в земном государстве, а чисто духовная величина... Оно имеет значение при рассуждении о нашем отношении к Богу, о вашей душе и вечности. Но в то же время Евангелие приносит с собою высочайшую культуру, превышающую все, что могло бы в культурной области создать само человечество. Доказательство истинности слов Апостола дала история: Рим с его культурою погиб, а христианство распространилось и продолжает распространяться, оживляя повсюду человеческое творчество" (сокращение из Mayer a Neue Testameni fur mod. Bedurfniss)]. **Всякому верующему**. Условием получения спасения является вера. Спасение не было бы возможно получить всем, если бы для этого требовалось что-нибудь еще, помимо веры, напр., исполнение закона Моисеева. Вера, о какой здесь говорит Апостол, есть не иное что, как простое принятие предлагаемого проповедниками Евангелия спасения. Человек только должен принять, поверить Евангелию - и он сразу же начинает пользоваться спасительными плодами искупления, совершенного Христом. Таков первоначальный смысл часто употребляющегося у Ап. Павла выражения веровать (πιστεύειν). Это принятие Евангелия основывается не на каких-либо логических данных, а на сердечном доверии к правдивости проповедника Евангелия ([[new:rim:04:18|Рим 4:18;]] [[new:rim:10:16|10:16;]] [[new:rim:14:17|14:17]] и др.), - доверии, какое производит в душе человека особая благодать Божия. Впоследствии, конечно, вера должна оказаться и в других многочисленных проявлениях - в добрых делах, в жизни по вере, но здесь Апостол говорит только о первом же моменте, когда она есть простое принятие истин Евангелия. - **Во-первых, Иудею, потом и Еллину.** Слово **во-первых** (πρώτον), по изъяснению Иоанна Златоуста, указывает "только порядок в получении благодати", который, по словам блаж. Феодорита, основан на том, что от иудеев - Христос, апостолы, и на том еще, что иудеям были даны обетования о спасении (ср. [[new:mf:10:06|Мф Х:6]]). - Так как **еллин** здесь противопоставляется иудею, то под еллинами нужно разуметь не только образованных язычников (как в [[new:rim:01:14|14-м]] стихе), а всех неиудеев или язычников вообще. Еллинами же названы здесь язычники потому, что еллины, без сомнения, составляли самую выдающуюся нацию среди языческих народов. См. также Толкование на [[new:rim:01:08#lopuxin_ap|Рим. 1:8]] [<10>]