[<10>] ====== Толкования на Рим. 1:30 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Шепотники, клеветники, богомерзски, досадители, величавы, горды, обретатели злых, родителем непокоривы** См. Толкование на [[new:rim:01:28#svt_ioann_zlatoust|Рим. 1:28]] ===== Свт. Григорий Нисский ===== **злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям** См. Толкование на [[new:rim:01:28#svt_grigorij_nisskij|Рим. 1:28]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Шепотники, клеветники, богомерзски, досадители, величавы, горды, обретатели злых, родителем непокоривы** Новый оттенок в образе выражения; прежде исчислялись пороки, а теперь внимание переносится на людей порочных. Можно предполагать, что это произошло не случайно как. Предоставляя домыслиться до сего желающим, заметим только, что прежде перечислялись пороки подобно тому, как они перечисляются в Послании к Галатам, а теперь будут перечисляться так, как они перечисляются в Послании Втором к Тимофею, и что это сходство состоит не в одном образе выражения, но и в содержании. **Шепотники**, ψιθυρισταί, — «тайные наушники» (блаженный Феофилакт), «наговаривающие другому на ухо и худо отзывающиеся о ком-либо (втихомолку)» (блаженный Феодорит). **Клеветники**, κατάλαλοι, — «явные поносители» (блаженный Феофилакт), «небоязненно делающие доносы на отсутствующих» (блаженный Феодорит). То и другое и потихоньку, и открыто. Худое говорить о другом заставляет злонравие, ищущее уязвить другого, не разбирая, правду ли говорит или ложь. Говорить худо о другом не должно, хотя бы и в самом деле водилось за ним что-либо худое; тем паче не должно говорить, не уверившись, что он точно в чем-либо погрешает. Отсюда исходит худая молва, которая не всегда соответствует истине. **Богомерзски**, θεοστυγεις, — что может означать «и ненавидящих Бога, и ненавидимых Богом» (блаженный Феофилакт); но здесь оно значит «не ненавидимых Богом, ибо не об этом теперь речь Апостола, а ненавидящих Бога» (Геннадий), — «исполненных вражды на Бога» (блаженный Феодорит). Вот до чего дошли. Отвыкшие от памятования о Боге и о вещах Божественных и пристрастившиеся к вещам видимым не находят удовольствия, когда кто наводит мысли их на эти предметы. Иной может и открыто выразить, сколько это ему неприятно. Но это еще не вражда на Бога, хоть достаточное семя вражды. Откуда же вражда? Когда иной в гордости полагает, что Бог должен для него сделать то и то, и видит, что Он не только сего не делает, а наводит на него противное желаемому и требуемому, — вместо прибыли — убыток, вместо повышения — отставку, вместо успеха — разорение; тогда, считая себя оскорбленным от Бога, позволяет он себе враждовать на Бога, выражая сию вражду и в слове хулением и ропотом. Но надо заметить, что это дело без участия врага нашего не обходится. **Досадители**, ύβρισταί, — бранчивые, — «всегда готовые оскорбить другого словом» (блаженный Феодорит), «продерзые ругатели» (Геннадий). Сюда можно отнести ругающихся срамными словами. Все, что шепотник скажет на ухо, что клеветник облечет в приличное слово, прикрываясь одною ревностию по правде, — все это досадливый ругатель выскажет сплеча, без удержи, словами, то колкими, то срамными. **Величавы**, υπερήφανοι, — «высокодумающие о своих преимуществах» (блаженный Феодорит), «которые, имея какие-либо достоинства, надымаются и свысока смотрят на тех, которые не имеют их» (Геннадий). Кто богатством, кто властию, кто почетом, кто умом, телесною силою и красотою величается; но, чем бы кто ни величался, погрешает: ибо все то не его, а дары Божии, данные для славы Божией и на благотворение братиям. Не величаться, а бояться ответственности должно; и потому тем больше смиряться, чем больше кто имеет. Это похитители славы Божией. **Горды**, αλαζόνες, — «спесивые, чванные, надутые, которые не имеют основания к высокому о себе мнению и напрасно надымаются» (блаженный Феодорит), «не имея достоинств, высят себя, как бы имели их» (Геннадий). Это настоящая сатанинская гордость, в коей пагуба наша. Святой Златоуст говорит на это: «поставив в число преступлений то, что для многих кажется ни худым, ни добрым, усиливает обвинение, восходя к твердыне зол и присовокупляя: **горды**. Согрешить и думать о себе много — хуже самого греха. Почему и коринфян в том же обвиняет Апостол, говоря: //и вы разгордесте// ([[new:1kor:05:02|1 Кор. 5, 2]]). Ежели гордящийся добрым делом все тем губит, то какого наказания стоит грешник? Такой человек неспособен уже и раскаяться. — Блаженный Феофилакт прибавляет к сему: «знай же, что величавость есть презрение Бога, а гордость есть презрение людей, от которого рождается оскорбление, ибо презирающий людей оскорбляет и попирает всех. Гордость по природе предшествует оскорблению; но нам сначала становится явным оскорбление, а потом уже делается известною мать его — гордость». **Обретатели злых**, έφευρεται κακών, — выдумщики зла, новые для него пролагающие пути, руководители других, коноводы. Апостол «показывает, что они не довольствовались сделанным уже злом, но изобретали новое и новое» (святой Златоуст) — «не только отваживались на вошедшие уже в обычаи, но измышляли новые худые дела» (блаженный Феодорит). **Родителем непокоривы** — «язычники и здесь (как в похотствованиях) восстали против природы» (святой Златоуст). «Это величайшая несообразность: обвинителем сама природа» (блаженный Феодорит). **Непокоривы**, — άπενθέϊς, невнимательны к их слову и внушению. Как ни будь худы родители, все не чуждо им бывает желание детей своих направить на истинный путь, а те не слушают, что ни говорили. И это от потери страха Божия и преобладания чувственности. //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям** См. Толкование на [[new:rim:01:29#prp_efrem_sirin|Рим. 1:29]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям** **Злоречивы.** Тайные наушники. **Клеветники.** Явные поносители. **Богоненавистники.** Ненавидящие Бога, или ненавидимые Богом. **Обидчики, самохвалы, горды.** Восходит к твердыне зол. Ибо если гордящийся добрым делом губит его гордостью; то во сколько более губит он его, когда делает зло? Такой человек не способен раскаяться. Знай же, что величавость есть презрение Бога, а гордость - презрение людей, от которого рождается оскорбление; ибо презирающий людей оскорбляет и попирает всех. Гордость по природе предшествует оскорблению; но нам сначала становится явным оскорбление, а потом уже делается известною мать его - гордость. **Изобретательны на зло.** Ибо не довольствовались сделанным прежде злом: откуда опять видно, что грешили не по увлечению, но намеренно и по собственному расположению. **Непослушны родителям.** И против самой природы, говорит, восстали. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям** Поскольку такое не может нравиться Богу, Павел говорит: **богоненавистники**. А поскольку и людям не нравится, то он говорит, что они **обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло** - то есть творцы зла, следовательно, зло есть не всегда. Они же сделались подражателями отца своего, дьявола, они изобрели идолопоклонство, через которое в мире родились все пороки и великая пагуба. Ведь дьявол, которого Писание называет грешником с самого начала [[new:1in:03:08|(1 Ин. 3:8)]], хотя и хвалится своим упорством тирана, но все-таки не заходит настолько, чтобы назвать себя "Богом". Среди прочего сатана говорит Богу: //Ибо она [власть] предана мне// [[new:lk:04:06|(Лк. 4:6)]]. Однако он не говорит, что она «от меня» или «моя». Также и в Книге Иова он просит Бога о даровании себе власти (см. [[old:iov:01:01|Иов. 1-2]]). А потому еще хуже те, кто наделяет божественностью не только творения, но и вещи воображаемые. **Непослушны родителям**. Какой же заносчивостью они должны быть охвачены, чтобы не признавать своих родителей, давших им рождение, и не возрадоваться ему! Они презрели тех, от кого сами получили начало! //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям** См. Толкование на [[new:rim:01:28#lopuxin_ap|Рим. 1:28]] [<10>]