[<10>] ====== Толкования на Рим. 2:18 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И разумееши волю, и разсуждаеши лучшая, научаемь от закона** См. Толкование на [[new:rim:02:17#svt_ioann_zlatoust|Рим. 2:17]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **И разумееши волю, и разсуждаеши лучшая, научаемь от закона** **И разумееши волю**, — «то есть волю Божию» (блаженный Феодорит, блаженный Феофилакт), определенно выраженную в законе и истолкованную Пророками, с определенным указанием того, как Богу угождать, как богоугодно жить между собою, как заглаждать свои грехи и исправлять свои пороки — и чего ожидать при всем этом в жизни сей и по смерти. Все это, говорит, ты разумеешь, иудей, и был бы ты блажен, если бы и творил так. Но как этого нет, то подобное разумение служит только к большему осуждению тебя. Святой Златоуст говорит: «разуметь только — не важно, когда не свидетельствуется делами, хотя почиталось преимуществом; почему Апостол и замечает сие особенно. Не сказал он: исполняешь, — но: разумеешь, не следуя тому и не делая того». **И разсуждаеши лучшая**, δοκιμάζεις τά διαφέροντα. — Δοκιμαζειν — испытывать, опытно дознавать, распознавать и удостоверяться. — Διαφέροντα — то, что выдается из ряду, лучшее, отличное. Если разуметь вообще, то будет: «различаешь противоположное между собою, правду и неправду, целомудрие и непотребство, благочестие и нечестие» (блаженный Феодорит). Но как δοκιμαζειν — указывает на частную деятельность или на опыты ее, то в этих словах скорее можно видеть указание на то, что иудей хорошо мог определять, что, когда, где и при каких обстоятельствах должно ему делать в видах богоугождения, какой лучший образ действования избрать ему. Что он разумел, что должно делать вообще, это указано словами: разумееши волю; словами же: **разсуждаеши лучшая** — указывается, что он мог решать и то, что лучше для него делать в частных случаях. Блаженный Феофилакт пишет: «под: **лучшая** — надобно разуметь приличное или полезное каждому; а под — **разсуждаеши** — решаешь, что должно делать и чего не должно делать (в каком случае)». **Научаемь от закона**. «Ибо во всем этом он не стал тебе учителем» (блаженный Феодорит). «**Научаемь**, κατηχούμενος, — оглашаем. В синагогах читали закон, и чрез слух уха всякий, хотя и нехотя, получал ведение о достодолжном. Это оглашение законом научало точному различению, как в каком случае надлежало поступать. Но они, не исполняя ничего делом, величались одним этим умением различать достодолжное» (Экумений). //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона** См. Толкование на [[new:rim:02:17#prp_efrem_sirin|Рим. 2:17]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона** См. Толкование на [[new:rim:02:17#blazh_feofilakt_bolgarskij|Рим. 2:17]] ===== Амвросиаст ===== **и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона** То, что иудей может верить, не кажется слишком удивительным: он научен это делать законом. Для него действительно опасно не верить, когда он наставником своим имеет закон. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона** В предыдущем стихе указаны преимущества иудеев, так сказать, независящие от них. Здесь указывается на особые их способности, какими они превышают язычников. Иудеи //знают волю// Божию, т. е. чего хочет от человека Бог: это все начертано в законе Моисеевом! Иудеи //разумеют лучшее// (dokimaziV ta diaferonta), т. е. могут точно определить, как лучше поступить в данных обстоятельствах, так как имеют у себя закон, определяющий, можно сказать, каждый шаг жизни человека (научаясь из закона). См. также Толкование на [[new:rim:02:17#lopuxin_ap|Рим. 2:17]] [<10>]