[<10>] ====== Толкования на Рим. 3:9 ====== ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Что убо? Преимеем ли? Никакоже: предукорихом бо Иудеи же и Еллины вся под грехом быти** Кто спрашивает? Можно полагать, что Апостол от себя спрашивает, ставя и себя в ряд иудеев; и можно полагать, что спрашивают иудеи. — Иудей предложил вопрос: //что убо лишшее Иудею?// — надеясь прикрыться от осуждения преимуществом иудея. Отвечая на этот вопрос, Апостол прямо сказал: //много, по всякому образу//; но потом в дальнейшем объяснении представил такие соображения, из которых выходило, что это многое не служит в оправдание иудеям, что при всем том не избежать им суда или по тому самому паче и подлежат они ему. Предполагая, что это ясно вообразилось в уме иудеев, он обращается к совопроснику своему и от себя дает ему вопрос: после всего сказанного мною, как думаешь, имеем мы преимущества? Можем спрятаться за них и ими прикрыться от суда Божия? Он и себя ставит в ряд их, чтобы смягчить очевидный ответ, — неприятный. Но так же могли спросить и иудеи. Апостол не сказал прямо, что преимущества не укрывают от суда, а такую вел речь, чтобы иудеи сами то вывели; а им этого не хотелось. Вот они и задают вопрос: и так что же? Скажи нам прямо, **преимеем ли**? Имеем ли мы какое преимущество? Апостол удовлетворяет их желание и говорит теперь прямо: **никакоже**. — Преимущества и были, но дела наши отняли у них все значение; по причине этих дел мы и остались без всяких преимуществ. Блаженный Феофилакт пишет: «хотя и имели они (то есть иудеи) некоторое преимущество, как избранные Богом; но как делами своими они обесчестили почтившего их честию и избравшего их Бога, то не только уже не имеют никакого преимущества, но и подвергаются большему осуждению. Говорит как бы от лица иудеев: **что убо? Преимеем ли?** — то есть имеем ли какое преимущество, превосходим ли других, угоднее ли прочих Богу мы, иудеи, которые получили закон и обрезание? //Никакоже//, — то есть нисколько. Ибо иудеи, чтобы не сказать больше, согрешили так же, как и язычники». Такой приговор из уст апостола Павла мог показаться жестким и помешать благотворному действию его обвинительной речи. Почему он спешит отклонить это, говоря: не я это говорю; Пророки гораздо прежде меня предукорили нас в этом. **Предукорихом**, προητιασάμεθα, — может быть переведено и так: предукорены, прежде обвинены есмы, — как и делает славянский наш перевод в подстрочном замечании. И это как по течению речи, так и по намерению Апостола должно почесть ближайшим к подлиннику переводом. Апостол и себя ставит в ряд иудеев, хотя уже давно вышел из них, чтоб показать, что он и себя никак не исключает из-под этих предосуждений и что они-то послужили ему побуждением укрыться от гнева Божия на основании их под покров благодати, показав же это, и их расположить к скорейшему подражанию себе в сем деле. Он говорит как бы: давно уже это было предвидено; нечего потому этому дивиться или этого дичиться и отрицаться, а скорее, следует, сознавши истину сего, поискать вернейшего способа, как избыть от обвинения. Нет нужды восставать и против строчного перевода: **предукорихом**, — то есть мы пред сим укорили, обвинили, доказали виновность. Если так, то будет значить, что Апостол указывает здесь на свою предьщущую речь, в коей точно он доказал, что и язычники, и иудеи равно под грехом суть. — **Под грехом быти**, — что грешны и безответны в грешности, подлежат за нее суду и осуждению. Ибо не по неволе какой грешили, а по своему злому произволу, не по насильственному игу подведены под грех, а по самоугодию устремились к нему и погрязли в нем. **Под грехом быти** — может означать: и грешат, и под гневом Божиим за грех состоят. — **Иудеи же и Еллины**. Мысль такая: иудеи не меньше еллинов, или подобно еллинам, или так же, как еллины. Ибо речь об иудеях; к ним и пророческие обличения обращаемы были. Еллины здесь стоят в виде сопоставления. //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 9-18 **Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом, как написано: нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного. Гортань их - открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их. Уста их полны злословия и горечи. Ноги их быстры на пролитие крови; разрушение и пагуба на путях их; они не знают пути мира. Нет страха Божия перед глазами их** **Что** пользы нам, если мы **преимуществуем**? То есть: что за польза нам, если так вам кажется? Осуждаем ли мы Иудеев и язычников, когда говорим то, что написано: **что нет праведнаго ни одного, ни ищущаго Бога**. Но Он смешал всех и язычников поставил вместе с Иудеями, дабы тех и других объявить состоящими под грехом. Указывая на это говорит: //гроб отверстый гортань их, устами своими коварствуют// и проч. [[old:ps:013:01|(Пс. 13:1-3)]]. Дабы отвечать (соответственно) законам, ибо весь спор был о них, говорит: **мы знаем, что закон, если что говорит, сынам закона говорит**, - и тем, кои только хвалятся (им), **говорит: уста** их **да заградятся**. Каким образом? Приведенными словами: **нет праведнаго ни одного, никто не творит милостыни** и другими; ибо пророки предали памяти (потомства) деяния их. //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 9-18 **Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом, как написано: нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного. Гортань их - открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их. Уста их полны злословия и горечи. Ноги их быстры на пролитие крови; разрушение и пагуба на путях их; они не знают пути мира. Нет страха Божия перед глазами их** Сказав выше, что иудеи имеют некоторое преимущество, потому что им вверен и вручен закон, теперь доказывает, что они не имеют никакого преимущества по делам своим. Ибо, как не сохранившие вверенного им, они подвергнутся большому осуждению. Посему, хотя и имели они некоторое преимущество, как избранные Богом, но как делами своими они обесчестили почтившего их честью и избравшего их Бога, то не только уже не имеют никакого преимущества, но и подвергнутся большему осуждению. Говорит как бы от лица иудеев: **итак, что же? имеем ли мы преимущество**, превосходим ли других, угоднее ли прочих Богу мы, иудеи, которые получили закон и обрезание? **Нисколько**. Ибо иудеи, чтобы не сказать больше, согрешили так же, как и язычники. А откуда это видно? Из пророков, именно Давида и Исаии. Ибо речь, начинающаяся словами: //несть праведен никтоже// и оканчивающаяся так: //клятвы и горести полна суть//, принадлежит Давиду ([[old:ps:013:03|Пс. 13:3]], [[old:ps:013:05|5]]; [[old:ps:009:28|9:28]]; [[old:ps:139:04|139:4]]), а речь со слов **ноги их быстры** до слов **они не знают пути мира** принадлежит Исаии ([[old:is:59:07|Ис. 59:7]], [[old:is:59:08|8]]); затем опять следуют слова Давида ([[old:ps:035:02|Пс. 35:2]]). Итак, представляет обвинителями иудеев знаменательнейших пророков, и показывает, что они говорят совершенно согласно. Почему после слов Исаии опять приводят слова Давида. Ибо Исаия ясно говорит об иудеях; о них же говорит и Давид. Далее, как скоро кто уклоняется от добра, тотчас делается бесполезным. Ибо порочность есть не иное что, как извращение естественных побуждений к добру: почему, возбуждая человека к противоестественному, делает его бесполезным. Ибо природа не пользуется уже им, подобно тому, как не пользуется она при отправлении дел своих больных. **Разрушение и пагуба** есть грех, ибо ничто так не разрушает душу, как грех, неправильным путем своим. Ибо добродетель как естественное добро наше устрояет нам путь ровный и гладкий, а порочность, как дело противоестественное, известное недостатками и излишками, заставляет нас иногда нестись вверх, и иногда вниз, и потому делает движение наше неровным и трудным; не говорю уже о том, что она готовит нам после этого наказание. **Они не знают пути мира**, то есть благочестивой жизни; ибо благочестивая жизнь есть путь спокойствия. //Возьмите//, - говорит Господь, //иго Мое, - и найдете покой// ([[new:mf:11:29|Мф. 11:29]]): вот путь к истинному миру Христову! //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом** Приняв во внимание обстоятельства, мы показываем, что как иудеи, так и эллины - все повинны, а потому напрасно служить закону. Павел сначала показывает, что эллины повинны в отношении естественного закона и что они не приняли закон Моисея - и это самое худшее и тяжелейшее дело (ср. [[new:rim:02:14|Рим. 2:14]]). Вслед за этим он раскрывает вину иудеев, которые, казалось бы, живут под законом, и защищают свое достоинство заслугами праотцев; однако они отвергли данное их праотцам обещание, когда не приняли Божию благодать (ср. [[new:act:06:08|Деян. 6:8-7:53]]). //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом** **Имеем ли мы преимущество?** Апостол спрашивает это от лица иудеев, к которым причисляет и себя. - **Нисколько** - с греч. точнее:// "не вполне, не во всех отношениях"// (ou pantwV. Если бы апостол хотел сказать: //нисколько, совсем нет!// то он употребил бы, как в [[new:1kor:16:12|1 Кор. 16:12]], выражение: pantwV ou), т. е., иудеи, как избранный народ, имеют преимущества пред язычниками (см. [[new:rim:09:04|Рим 9:4 и 5.]] ср. [[new:ef:02:11|Еф 2:11, 12]]), но как отдельные лица они будут судимы на последнем суде Божием без отношения к этим национальным преимуществам: судиться будет не нация, а отдельные ее члены. Там последние им не помогут. Они имели значение для земной, исторической жизни народа еврейского, и благо тем отдельным членам еврейской нации, какие воспользовались этими преимуществами для личного своего усовершенствования! - //Ибо мы уже доказали...// К сожалению, большинство иудеев, как показал Апостол во II-ой гл. (ст. 17 и сл.), не воспользовались своим особым положением избранного Богом народа и вели такую же греховную жизнь, как и язычники. Ст. 9-20 **Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом, как написано: нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного. Гортань их - открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их. Уста их полны злословия и горечи. Ноги их быстры на пролитие крови; разрушение и пагуба на путях их; они не знают пути мира. Нет страха Божия перед глазами их. Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом, потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех** Возвращаясь к вопросу о преимуществах иудейского народа, поставленному в 1-м ст., Апостол теперь доказывает из Писаний Ветхого Завета, что иудеи не могут претендовать на какие-либо преимущества в отношении к суду Божию, потому что все они были грешники. Их не может спасти и данный им от Бога закон, который, не давая людям сил изменить к лучшему свою жизнь, дает только возможность иудеям убедиться в том, что они пребывают во грехе. **//Толковая Библия.//** [<10>]