[<10>] ====== Толкования на Рим. 3:11 ====== ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Несть разумеваяй, и несть взыскаяй Бога** У Пророка говорится, что Бог приник только на землю, чтоб посмотреть, есть ли кто //разумеваяй или взыскаяй Бога// ([[old:ps:013:02|Пс. 13, 2]]; [[old:ps:052:03|52, 3]]). Но как он вслед за сим прибавляет: //ecи уклонишася//; то этим дает понять, что Бог, приникши на землю, не увидел никого, кто бы разумевал и взыскивал Бога. — Святой Апостол эту мысль и берет, выражая ее по течению речи не вопросно, а утвердительно: **несть разумеваяй, несть взыскаяй Бога**. Этим означается вообще богозабвение, жизнь без всякого внимания к Богу, как будто Бога совсем нет. Но можно различать в каждом из сих терминов особенное значение. //Разумение Бога// — занятие ума Богом, чтоб познать и созерцать Его беспредельные совершенства, Его творчество и, особенно, промыслительное о нас попечение. //Взыскание Бога// — устремление к Нему сердцем и направление всей деятельности своей к тому, чтоб стяжать Его и в себе Его иметь, как первое всенасыщающее сокровище. Сие последнее есть цель наша последняя; разумевание Бога, познание Его чрез рассуждение о Нем открывает в Нем наше сокровище; а это открытие вызывает устремление к Нему сердца и возбуждает энергию деятельных сил к достижению Его и обладанию Им. Когда нет разумевания Бога, нет и взыскания Его. Нет взыскания — нет стяжания и обладания, — нет общения с Богом: человек вне цели своей. Почему должен блуждать и влаяться. Не Богом занят ум, не к Богу лежит и сердце. Но как ни ум, ни сердце не могут пребывать праздными, то, отклонясь от Бога единого, устремляются к тварям — многим и, запутавшись среди них, теряют правое свое направление и производят только всякую неправду. В ней только искусны, в ней только находят вкус, к ней только льнут сердцем и устремляют свои деятельные силы. //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **нет разумевающего; никто не ищет Бога** См. Толкование на [[new:rim:03:09#prp_efrem_sirin|Рим. 3:9]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **нет разумевающего; никто не ищет Бога** См. Толкование на [[new:rim:03:09#blzh_feofilakt_bolgarskij|Рим. 3:9]] ===== Ориген ===== **нет разумевающего; никто не ищет Бога** В самом деле: раз апостол сам говорит, что он только отчасти знает и отчасти понимает (см. [[new:1kor:13:09|1 Кор. 13:9]]), то кого назвать разумеющим? Ибо насколько бы кто ни разумел, окажется, что он разумеет в отражении и намеках, потому что понимание лицом к лицу отнесено ко времени после сложения земного тела (ср. [[new:1kor:13:12|1 Кор. 13:12]]), а сейчас, как говорит Писание, //тленное тело отягощает душу, и эта земная храмина подавляет многозаботливый ум// (Прем. 9:15). Отсюда выходит, что нет никого разумеющего, ни ищущего Бога. Ибо пока мы заняты заботами о теле и ищем человеческого, мы не можем искать Бога или думать о том, что божественно (см. [[new:mf:06:24|Мф. 6:24]]). //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **нет разумевающего; никто не ищет Бога** **Никто не ищет Бога**. Чтобы это не было скрыто, потому что если человек понимает, что ему служит на пользу, то он обращается к Богу, - а не так, как царь иудейский Аса, который после многочисленных благодеяний Божиих так развратился, что, несмотря на то что страдал немощью ног и имел при себе пророка, не воззвал к Богу (см. [[old:2par:16:12|2 Пар. 16:12]]). //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **нет разумевающего; никто не ищет Бога** См. Толкование на [[new:rim:03:10#lopuxin_ap|Рим. 3:10]] [<10>]