[<10>] ====== Толкования на Рим. 3:21 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 21-27 **Ныне же кроме закона правда Божия явися, свидетельствуема от закона и пророк. Правда же Божия верою Иисус Христовою во всех и на всех верующих: несть бо разнствия, вси бо согрешиша, и лишени суть славы Божия, оправдаеми туне благодатию Его, избавлением, еже о Христе Иисусе, Егоже предположи Бог очищение верою в Крови Его, в явление правды Своея, за отпущение прежде бывших грехов, в долготерпении Божии, и в показание правды Его в нынешнее время, во еже быти Ему праведну и оправдающу сущаго от веры Иисусовы. Где убо похвала; отгнася. Которым законом; делы ли; Ни, но законом веры** Итак, когда (апостол) усилил страх, тогда, наконец, начинает речь о дарах благодати, возбудив в слушателях сильное желание получить отпущение грехов, и говорит: **ныне же кроме закона правда Божия явися** [[new:rim:03:21|(ст. 21)]]. Здесь (апостол) изрек нечто великое и нуждающееся во многом разъяснении. Если жившие в законе не только не избегли наказания, но даже навлекли на себя большее, то как возможно без закона не только избегнуть наказания, но и оправдаться? Апостол и говорит здесь о двух весьма важных предметах: об оправдании и о достижении этих благ независимо от закона. Потому сказал не просто - правда, но - правда Божия, достоинством лица доказывая величие дара и силу обещания, так как Богу все возможно. И не сказал - дана правда, но - **явися**, устраняя обвинение в нововведении; являться может только то, что существовало прежде, но было сокрыто. И не только этим, но и следующими словами (апостол) доказывает, что явившееся не есть что-либо новое. Сказав - **явися**, присовокупил: **свидетельствуема от закона и пророк.** Не приходи в смущение оттого, что правда Божия дарована только ныне, говорит (апостол), и не смущайся этим, как делом новым и необычайным: об этом издревле говорили и закон и пророки. Частью доказал это (апостол) выше, а частью докажет впоследствии, - выше, когда привел слова Аввакума: //праведный от веры жив будет// [[new:rim:01:17|(Рим. I, 17]]; [[old:avm:02:04|Аввак. II, 4)]], а впоследствии, когда укажет на Авраама, Давида, которые говорили нам об этом. У иудеев было большое уважение к этим лицам, из которых один был патриарх и пророк, а другой царь и пророк, и обетования относительно этого были даны им обоим. Потому и Матфей, начиная Евангелие, прежде всего упоминает об Аврааме и Давиде, а потом уже по порядку перечисляет праотцев. Сказавши: //книга родства Иисуса Христа//, он не после Авраама, Исаака и Иакова, но вместе с Авраамом упомянул о Давиде. И что удивительно - Давида поставил прежде Авраама, говоря так: //сына Давидова, сына Авраамля// [[new:mf:01:01|(Mф. I, 1)]], а потом уже начал перечислять Исаака, Иакова и всех следующих. Потому и апостол часто упоминает здесь об Аврааме и Давиде и говорит: **правда Божия свидетельствуема от закона и пророк.** Чтобы кто-нибудь не сказал: "как мы спасаемся, коль скоро нисколько не содействуем этому сами?" - (апостол) и показывает, что и мы не мало вносим в это дело, - я разумею веру. Потому, сказав: **правда Божия**, присовокупил: **верою во всех и на всех верующих** [[new:rim:03:22|(ст. 22)]]. Здесь опять иудей может придти в смущение, не имея никакого преимущества пред прочими людьми и поставляемый вместе со всею вселенной. Чтобы он не испытал этого, (апостол) поражает его страхом, прибавив: **несть бо разнствия. Вси бо согрешиша** [[new:rim:03:23|(ст. 23)]]. Не говори мне, что такой-то эллин, этот скиф, а тот фракиянин: все находятся в одном и том же положении. Хотя ты получил закон, но научился из закона только тому одному, как узнавать грех, а не как избегать его. Потом, чтобы (иудеи) не сказали: "хотя мы и грешим, но не так, как язычники", - (апостол) присовокупил: **и лишени суть славы Божия** [[new:rim:03:23|(ст. 23)]]. Таким образом, хотя ты грешил и неодинаково с остальными, однако и ты лишаешься славы: ведь ты из числа оскорбивших Бога, а оскорбитель принадлежит не к прославляемым, но к посрамленным. Но ты не страшись, я сказал это не для того, чтобы ввергнуть тебя в отчаяние, а для того, чтобы показать тебе человеколюбие Владыки. Потому (апостол) и присовокупил: **оправдаеми туне благодатию Его, избавлением, еже о Христе Иисусе, Егоже предположи Бог очищение верою в крови Его, в явление правды Своея** [[new:rim:03:24|(ст. 24, 25)]]. Смотри, сколько доводов приводит (апостол) в подтверждение сказанного. Во-первых, доказывает достоинством лица: совершает это не человек слабый силами, но Бог, для Которого все возможно, так как сказано, что правда есть Божия. Во-вторых, доказывает законом и пророками: и не устрашайся, когда ты и услышишь слова: кроме закона, так как это имеет значение по отношению к самому закону. В-третьих, доказывает ветхозаветными жертвами, почему сказал: **в крови Его**, напоминая иудеям об овцах и тельцах. Если, говорит (апостол), заклания бессловесных избавляли от греха, то тем более - кровь Иисуса Христа. И сказал не просто - куплею, но - **искуплением**, чтобы нам больше не возвращаться в то же самое рабство. Вследствие этого же он называет Иисуса Христа очищением, показывая, что если столь великую силу имел образ, то гораздо большее действие окажет самая истина. И опять, показывая, что это не есть что-либо недавнее и новое, апостол говорит: **предположи**. Сказав же: **предположи Бог** и признавши это делом Отца, он показывает, что тоже самое принадлежит и Сыну. Отец предположил, а Христос совершил все дело Своею кровию. **В явление правды Своея.** Что значит - **явление правды**? Как явление богатства состоит в том, чтобы не только самому быть богатым, но и других делать богатыми, явление жизни - в том, чтобы не только самому быть живым, но и мертвых оживлять, и явление силы - в том, чтобы не только самому быть сильным, но и укреплять слабых, так и явление правды состоит в том, чтобы не только самому быть праведным, но и других, истлевших в грехах, мгновенно делать праведными. Изъясняя это, (апостол) и сам раскрыл, что значит явление, сказавши: **быти ему праведну и оправдающу сущаго от веры Иисусовы** [[new:rim:03:26|(ст. 26)]]. Итак, ободрив слушателя словами, что совершающееся есть явление правды Божией, он колеблющегося и не решающегося придти опять побуждает страхом, говоря так: **за отпущение прежде бывших грехов** [[new:rim:03:25|(ст. 25)]]. Ты видишь, как он часто напоминает иудеям о грехах? Выше он сказал: //законом бо познание греха//, потом: //вcи бо согрешиша//, а здесь выражается еще сильнее. Он не сказал: по причине грехов, но: **за отпущение**, т. е. вследствие омертвения от грехов. Ведь больше уже не было надежды на выздоровление, но как расслабленное тело нуждалось в помощи свыше, так и омертвевшая душа. И - что всего поразительнее - (апостол) более сильным обвинением людей считает то, что он указывает в качестве причины расслабления. Что же такое? То, что расслабление случилось во время долготерпения Божия. Вы не можете сказать, говорит он, что не пользовались многим долготерпением и благостию. Слова - **в нынешнее время** означают, что Бог оказал великое долготерпение и человеколюбие. Когда мы дошли до отчаяния, говорит (апостол), и было время суда, когда зло возросло и грехи умножились, тогда Бог явил силу Свою, чтобы уразуметь тебе, как велико у Него богатство правды. Если бы это совершилось в начале, то не показалось бы настолько удивительным и необычайным, как теперь, когда испытаны уже все способы врачевания. **Где убо похвала? Отгнася,** говорит. **Которым законом? Делы ли? Ни, но законом веры** [[new:rim:03:27|(ст. 27)]]. Великого труда стоило Павлу доказать, что вера получила такую силу, о какой закон не мог никогда и воображать. Так как он уже сказал, что Бог оправдывает человека верою, то теперь опять обращается к закону и не говорит: где заслуги иудеев, где праведные дела? но: **где похвала?** - везде показывая, что иудеи только хвалились, будто имеют какое-то преимущество пред остальными, но ничего не доказали на деле. И, спросив: **где убо похвала?** - не сказал: исчезла и погибла, но: **отгнася**, чем больше указывается на неблаговременность, так как хвалиться было уже не время. Подобно тому как, когда наступил суд, желающие раскаяться не имеют уже удобного времени, так и тогда, когда приговор, наконец, был произнесен, все готовы были погибнуть, явился Тот, Кто благодатью уничтожает все зло, - иудеи не имели уже времени защитить себя оправданием от закона. Если им и нужно было утверждаться на этом, то прежде пришествия Христова. А когда пришел спасающий чрез веру, время подвигов было уже отнято, и так как все прежние средства оказались недействительными, Христос спасает благодатью. Потому и пришел Он ныне, чтобы не сказали (если бы он явился в начале), что возможно было спастись и при помощи закона, собственными трудами и заслугами. Итак, устраняя такое их бесстыдство, Христос промедлил долгое время, чтобы спасти Своею благодатью тогда, когда посредством всего ясно было доказано, что людям недостаточно собственных сил. Потому (апостол), говоря и выше: **в показание правды**, присовокупил: **в нынешнее время.** А если бы некоторые и стали противоречить, то они поступили бы подобно тому человеку, который, совершив тяжкие преступления и оказавшись не в состоянии оправдаться на суде, был бы осужден и должен был подвергнуться наказанию, но потом царской милостью был бы освобожден, а после освобождения имел бы бесстыдство хвалиться и утверждать, что он не совершил никакого проступка. Это надлежало доказать прежде явления дара, а когда он явился, хвалиться уже было не время. Это именно и случилось с иудеями. Они уже были проданы из своего отечества, почему и пришел (Христос) и Своим пришествием лишил их похвалы. Ведь тот, кто говорит о себе, что он - учитель младенцев, кто хвалится законом, называет себя наставником неразумных, а между тем, подобно им, имеет нужду в Учителе и Спасителе, тот не имеет основания хвалиться. Если и прежде этого обрезание было необрезанием, то тем более ныне, так как оно уничтожено и для прошедшего, и для настоящего времени. Сказав же - **отгнася**, (апостол) и показывает, как это случилось. Итак, как уничтожено? - спрашивает (апостол). **Которым законом? Делы ли? Ни, но законом веры.** Вот и веру (Павел) назвал законом, охотно пользуясь для того прежними наименованиями, чтобы сгладить кажущееся нововведение. В чем же состоит закон веры? В спасении по благодати. Здесь (апостол) доказывает могущество Бога, потому что Он не только спас, но и оправдал и привел в похвалу, не имея для того нужды в наших делах, а требуя одной веры. И он говорит это, приучая уверовавшего иудея к скромности, а неуверовавшего смиряя, чтобы и его потом привлечь. Тот, кто получил спасение, если станет много о себе думать, то, вникнув в закон, узнает, что закон сам заградил ему уста, сам обвинил его, сам отказал ему в спасении и лишил похвалы; а неуверовавший, в свою очередь, наученный тем же самым смирению, может быть приведен к вере. Видишь ли, каково богатство веры, как она удалила нас от всего прежнего, не дозволив даже хвалиться этим? //**Гомилии на Послание к Римлянам.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 21–26 **Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса** Я знаю, что о некоторых написано, что //оба они были праведны, поступая по всем заповедям и уставам Христовым((В тексте толковании именно так (τοῦ Χριστοῦ) вместо обычного и более уместного чтения: «Господним» (τοῦ Κυρίου) )) беспорочно// [[new:lk:01:06|(Лк. 1:6 (с сокр.))]], да и блаженный Павел сказал, что он был //по правде законной непорочный// [[new:fil:03:06|(Флп. 3:6)]]. Но непорочный в этом ещё не совершил того, благодаря чему он будет знаменит и прославлен. Ведь и сам блаженный Павел сказал, что он полагал всё, что в законе, тщетой и считал это равным сору, да взыщет //превосходство познания Христа// [[new:fil:03:08|(Флп. 3:8)]]. А с другой стороны, закон осуждает преступников, и поэтому в другом месте апостол говорит: //Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания// [[new:2kor:03:09|(2 Кор. 3:9)]]. Поскольку же заповеди в нём были многочисленны, постольку совершенно неизбежно даже строгий хранитель закона в чём-либо претыкался и становился преступником закона. А что это было поистине обременительно, ясно исповедали и божественные ученики, говоря: //Что же вы ныне искушаете Бога, (желая) возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?// [[new:act:15:10|(Деян. 15:10)]]. Поэтому когда эллины были под грехом, как не познавшие Творца, а иудеи — как виновные в преступлении закона, тогда живущие на земле неизбежно нуждались в оправдывающем Христе, ибо мы оправданы //не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Его милости// [[new:tit:03:05|(Тит. 3:5)]]. Ибо Он был Тем, Кто и в древности говорил пророческим гласом: //Я Сам заглаждаю беззакония твои и не помяну их// [[old:is:43:25|(Ис. 43:25)]] ((Юнгеров; с сокр.)). Но оправдывающая благодать распространяется на всех в равной степени, я имею в виду на иудеев и эллинов, поскольку **все согрешили и лишены славы Божией**. Но славой Божией справедливо можно считать и незнание прегрешений, и неспособность по природе погрешить; всё же приведенное к бытию творение уступает преимуществам Божества, ибо поскользнулись даже некоторые из ангелов. Однако Бог благоволил всё //соединить под главою Христом// [[new:ef:01:10|(Еф. 1:10)]], Который оправдывает даром, **по благодати Его**, ибо Он полагается умилостивлением **в Крови Его через веру**. Ведь поскольку Его собственная Кровь сделалась искуплением жизни всех, Он спас поднебесную и сделал небесного Бога и Отца милостивым и благосклонным к нам. **// Из катен //** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Ныне же кроме закона правда Божия явися, свидетельствуема от закона и пророков** **Ныне же** — после того, как и язычники, и иудеи довольно уже научены опытом, что ни те, ни другие не могут стяжать настоящей праведности пред Богом и не имеют потому основания надежде спасения. Апостол предыдущим обличением не насильно набивал сознание виновности и беды от нее, но раскрывал то, что смутно, или явственно, у всех лежало на совести. Он приводил только то въявь или точнее определял. Потому //ныне же// — можно объяснить: по исполнении положенного для пришествия Христова времени. **Кроме закона** — какого? Конечно, данного иудеям. Но как ниже он говорит о правде //во всех и на всех верующих: несть бо разнствия// ([[new:rim:03:22|3, 22]]); то под словом: **кроме закона** — можно доразумевать намек на все, чем до пришествия вере надеялся человек оправдаться пред Богом, то есть не на писанный только закон, но и на не писанный. Говорит же о писанном, потому что непосредственно пред сим шла о нем речь и потому, что если //кроме него//, — то тем паче кроме всего другого. Дивное нечто предлагает Апостол: ибо «если жившие в законе не только не избегли наказания, но даже навлекли на себя тягчайшее; как можно без закона не только избегнуть казни, но еще оправдаться?» (святой Златоуст). Почему **кроме закона** — не значит: при нарушении закона, — но то значит, что предлагаемый новый способ оправдания хотя есть **кроме закона**, — таков, однако ж, что чрез него исполнится весь закон и правда явится в совершенстве: ибо, кроме правды, нет спасения. **Правда Божия явися**. Правда Божия или Божественная, совершенная и полная правда, или «правда, Богом даруемая» (Экумений). Можно соединить то и другое: полная правда, Богом даруемая. Бог устроил и предлагает всем такой образ спасения, в коем все силою Божиею вводятся в совершенную праведность. — **Явися** — открылась, будучи доселе сокровенною, только как обетованная. Святой Златоуст говорит: «Апостол сказал не просто: **правда**, — но: **правда Божия**, — достоинством лица доказывая величие дара и твердость обещания, так как Богу все возможно. И не сказал: правда дана, — но: **явися**, — дабы не могли винить его в нововведении. Ибо являться может только то, что существовало прежде, но было сокрыто». Или **явися** — открылась на деле. Указывает будто на христиан: ни у вас, иудеи, ни у вас, язычники, нет праведности, но посмотрите на христиан, как они все святы. Вот где явного для всех представляется праведность. **Свидетельствуема от закона и пророков**. Подтверждает, что это не новость; а так было предназначено в начале и так предсказано и предызображено в законе и Пророках. Не мое это учение. Посмотрите в законе и Пророках, и увидите, что всему сему так следует быть по Божескому предначертанию. «Не приходи в смущение от того, что правда Божия дарована только ныне, говорит Апостол, и не затрудняйся сим, как делом новым и необычайным. О сем издревле говорили закон и Пророки. Частию доказал это Апостол выше, а частию докажет впоследствии. Выше, когда приводил слова Аввакума: //праведный же от веры жив будет//, — а впоследствии, когда укажет на Авраама и Давида, которые говорили там то же. Ибо у иудеев были в большом уважении и Авраам, и Давид; один как патриарх и Пророк, а другой как царь и Пророк; и обетования о сем даны были им обоим» (святой Златоуст). //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 21-28 **Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса. Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? законом дел? Нет, но законом веры. Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона** Так без закона открыта правда Божия, и все кающиеся, кои нуждаются в помощи, могут быть спасены по милосердию Его, потому что есть острый меч, следующий за виною. **А ныне**, говорит, **без закона открыта правда Божия**, ибо не из него, но из Евангелия научаемся вере и кротости. Впрочем, и сам закон дает удостоверение в нашем оправдании, что может служить знаком - или того, что Новый Завет уже был открыть и в Ветхом, - или законы свидетельствуют о пришествии Христа, - или, что сам закон учит кротости и вере, как, например, когда говорит: **что тебе кажется злом, не делай другим.** Не было, ведь, никакого **различия** между тем и другим, согрешил или нет, **ибо все согрешили и лишены** той **славы**, которую Бог имел даровать им чрез оправдание, - и **оправданы даром благодатию Его**, - тем более, что Бог даровал ее грешникам от начала веков. Пока не была дарована благодать, закон распространял свои лучи в течение многих веков, в каждом из коих грешники освобождались от правосудия. Так в то время, когда сделали тельца, кто освободил их? - Ведь закон уже осуждал на смерть делающих идолов. Итак, если законы изрекают анафему и повелевают умерщвлять грешников, - вас, которые ежедневно совершали все эти преступления, то каким образом вы соделались спасенными? Если, таким образом, тогда же было утверждено, что и вы также должны быть спасены чрез благодать и веру, то зачем прочие кажутся вашим глазам отличными от вас и новыми, когда вы без них не могли стоять пред законами ни один миг времени? Грехи, говорит, которые были прежде, Он щадил тогда откровением этой правды, и теперь чрез крещение оправдывает того, кто пребывает в вере Господа нашего Иисуса Христа. **Где же похвала? - Исключена**, - то есть: к кому относится похвала? К тем ли, кои творили дела закона? - Нет, - но к тем, кои обрели другой закон веры. **Итак, заключаем**, что мы узнали, что **человек оправдывается от веры**, не от **дел**. //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Блаж. Августин ===== **Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки** Павел не сказал: «правда человека» или еще какая-нибудь, но: **Божия**, - и не потому, что Бог праведен, но потому, что это та правда, в которую Он облекает неправедного, оправдывая его. **О ней свидетельствуют закон и пророки**. Итак, **правда Божия** засвидетельствована независимо от закона, но не без закона. Как это - через закон, если независимо от закона? **Правда Божия** независима от закона: ее Бог открывает верующему через Дух благодати без помощи от закона. //**О духе и букве.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки** Если ты, иудей, хвалишься законом, то знай, что он служит для тебя причиной большего наказания. Ибо чрез него ты узнал грех, а кто грешит с сознанием, тому грозит большее наказание. Но это случалось по твоему нерадению, ибо ты не бежал греха, сделавшегося тебе известным, и потому навлек на себя большее наказание. Как же освободишься ты от этого наказания? Если примешь правду Божию, независимую от закона. Ибо нас оправдает Бог, хотя бы мы и не имели дел; потому что Бог всемогущ. Прекрасно выразился: **явилась**, дабы показать, что правда Божия существовала прежде, но была сокрыта. И словами **о которой свидетельствуют закон и пророки** также показывает, что она не есть что-либо новое, но что о ней говорили и закон Моисея, и пророки, почему и достойна приятия; ибо хотя она независима от закона, однако совершенно согласно с законом имеет целью оправдать нас. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки** То, что мы выстроили выше, говоря, что не о законе Моисея сказано, что //закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом// (см. комментарий Оригена на [[new:rim:03:19#origen|Рим. 3:19]]) кто-нибудь, пожалуй, сочтет не столько верным, сколько натянутым утверждением, когда увидит, как теперь наименование закона применяется не к естественному закону, а к закону Моисея. Такой человек скажет, что апостол в данном месте показывает, что праведность Божия была явлена через закон, и не только через закон, но и через пророков, так что данное высказывание, без сомнения, можно понять как относящееся к закону Моисея... Так что же? Скажем ли, что апостол пишет, противореча самому себе? Многих порадовало бы подобное утверждение! Это обычно и случается с теми, кто разрывают единое учение веры на различные раскольнические мнения и изучают в божественных Писаниях только те свидетельства, которые подтверждают их собственные взгляды, а к толкованию тех речений божественного Писания, которые с ними не согласны, не притрагиваются, как говорит Господь, даже кончиком пальца. Тот же, кто верно и в полной мере отыскивает смысл священных книг, должен показать, каким образом представляющееся противоречивым на самом деле не является таковым. Итак, мы попытаемся также в данном случае показать, каким образом нашему предыдущему изложению не противостоит и это последующее... Мы уже много раз говорили, что в этом послании апостол упоминает много законов, причем таким образом, что только достаточно внимательный читатель едва может уловить, когда он переходит от одного закона к другому. Выше он говорил, что //законом познается грех//, и почувствовал, что на это можно ответить: «Стало быть, если от естественного закона происходит познание греха, от него может быть и познание праведности - согласно тому же сравнению, которое мы привели выше, со врачебным искусством»... Итак, поскольку он видел, что ему могут привести подобное возражение, он, сказав: //Ибо законом познается грех//, - добавляет: **Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия**. Вот что он имеет в виду: явление правды Божией не происходит посредством закона точно таким же образом, каким происходит познание греха, но **правда Божия** является независимо от закона. Ибо естественный закон мог изобличить природу греха и показать знание о нем; правда же Божия превосходит и превышает что бы то ни было, что ум человеческий в состоянии воспринять при помощи естественных ощущений... Ибо этот закон может знать, что праведно среди людей, - чтобы не делать ближнему того, чего сам не хочешь себе. Но разве он может естественным образом постичь ту правду, которая говорит: //Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми// [[new:mf:06:01|(Мф. 6:1)]], и: //Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая// [[new:mf:06:03|(Мф. 6:3)]]? Такие и подобные праведные дела не может предписывать естественный закон, и поэтому апостол говорит: **Но ныне, независимо от закона** - то есть естественного - **явилась правда Божия**, имея в виду свидетельство закона Моисея и пророков, в которых Святой Дух многое написал о правде Божией при помощи образов и намеков. И не удивляйся, что одно и то же слово «закон», поставленное во второй раз в том же месте, имеет другое значение! Кроме того, если рассмотреть более тщательно, то в отношении этого высказывания у апостола имеется еще одно удивительное наблюдение. У греков принято ставить перед именами существительными частицы, которые мы называем артиклями. Итак, если он когда-либо называет Моисеев закон, то он предпосылает существительному обычный артикль, а когда хочет, чтобы подразумевался естественный, то именует закон без артикля. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки** Ясно, что праведность Бога явилась без закона, то есть без закона субботы, обрезания, новомесячия и отмщения за грехи, - но не без таинства Божественности Бога, поскольку праведность Бога исходит из Его Божественности. Ведь в то время как закон обнаруживал виновность иудеев, праведность Бога прощала их, делая это без закона; так что пока закону надлежало действовать, Бог прощал им грех. А чтобы кто-либо не подумал, будто это делалось вопреки закону, Павел добавил, что праведность Бога имеет в качестве свидетельства закон и пророков, что означает, что сам закон говорил: //«Придет Тот, кто спасет людей»// [[old:is:19:20|(Ис. 19:20)]]; закону же не было позволено прощать грех. Потому то, что зовется праведностью, оказывается милостью, поскольку берет свое начало в обетовании; когда же обещанное Богом исполняется, то оно зовется праведностью Бога. Праведность состоит в исполнении обещанного: когда Бог принимает к Себе тех, кто ищет прибежища, это называется праведностью, потому что не принимать прибегающего - неправедно. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки** Но ныне. До сих пор, до Христа, все человечество находилось в состоянии греха и отчуждения от Бога, теперь же, с основанием христианской Церкви, оно имеет возможность получить оправдание и спасение. - **Независимо от закона**. Христиане из иудеев вообще не могли отрешиться от своей привязанности к закону Моисееву, порвать связь с великолепным храмовым богослужением и перестать приносить жертвы. "Видишь ли, брат, - говорили Павлу Ап. Иаков и Иерусалимские пресвитеры - сколько тысяч уверовавших иудеев, и все они - ревнители закона!" [[new:act:21:20|(Деян 21:20)]]. Далеко жившие от Иерусалима христиане из иудеев (в Греции, Риме) также питали симпатию к закону, полагая, что он помогает человеку в деле оправдания, удерживая его от грехов ([[new:rim:06:15|Рим 6:15]] и сл.). Апостол, ввиду такого заблуждения, которым могли увлечься и его читатели, христиане из язычников, с силою отрицает всякую нужду в законе для оправдания, какое даруется теперь людям во Христе Иисусе. - **Явилась**, т. е. сделалась явною. Прежде правда Божия, по Апостолу ([[new:kol:03:03|Кол 3:3]] и сл.), была чем-то сокровенным, теперь же стала доступна наблюдению, как известный исторический факт, как живая действительность [Цан полагает между αποκαλύπτεται [[new:rim:01:17|(1:17)]] и πεφανέρωται - настоящего стиха то различие, что первое означает откровение правды для отдельных слушателей Евангелия, а второе - для всех людей.]. **Правда Божия**. - См. [[new:rim:01:17|1:17]]. И здесь также это выражение означает праведность Божию, усвояемую человеком верою во Христа, в силу чего человек становится новою тварью, очищенным и оправданным. - **О которой свидетельствуют**... Хотя соблюдение закона и излишне для оправданных во Христе людей, тем не менее из этого не следует, чтобы новый способ оправдания стоял в противоречии с откровением Ветхого Завета. И **закон и пророки**, т. е. весь Ветхий Завет (см. [[new:mf:05:17|Мф 5:17]]), предуказывали на это оправдание верою, какое дается теперь всему человечеству (ср. [[new:rim:01:17|Рим 1:17]] - пророчество Аввакума и Рим. IV гл. - пример Авраама). Ст. 21-26 **Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса** Начиная самую важную - положительную - часть своего послания, Апостол в кратких и ясных словах указывает, что то оправдание, какого нельзя было получить через исполнение закона, дается Самим Богом, Бог дает его всем, кто уверует в Иисуса Христа, в искупление, Им совершенное. При этом Апостол разъясняет, что в смерти Христовой, какую принял Христос за грехи всего человечества, Бог явил Себя, с одной стороны, строгим судиею человеческих грехов, с другой - милующим и спасающим людей. [<10>]