[<10>] ====== Толкования на Рим. 3:27 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Где убо похвала? Отгнася: которым законом? Делы ли? Ни, но законом веры** См. Толкование на [[new:rim:03:21#svt_ioann_zlatoust|Рим. 3:21]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Итак, где же похвала? Исключена ((Пер. еп. Кассиана. Ср.: «Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено» (Син.) ))** Ведь кто вообще и о чём будет хвалиться, если все стали негодными и совратились с правого пути и совсем нет никого, кто делал бы добро? (ср. [[new:rim:03:12|Рим. 3:12]]; [[new:gal:02:16|Гал. 2:16-21]]). Поэтому **похвала**, говорит он, **исключена**, то есть отвергнута и упразднена, не имея у нас никакого места. Каким же образом она исключена? Мы обогатились прощением бывших прежде грехов, по милости и благодати //получая оправдание даром// [[new:rim:03:24|(Рим. 3:24)]] во Христе. **// Из катен //** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Где убо похвала? Отгнася: которым законом? Делы ли? Ни, но законам веры** Как бы так: вы могли бы хвалиться, имея богоучрежденные порядки; но как вы не исполняли сих порядков, то тем самым отнимали у себя всякое основание к похвале. Но теперь хотя бы вы, спохватясь, и обратились к точному исполнению всего, что вам повелено, это уж ни к чему не послужит. Другой уже Бог установил завет, и первым хвалиться отнята у вас всякая возможность. **Отгнася**, έξεκλείσθη, — исключена, отменена. «Не сказал: //уничтожена//, — но: **отгнася**, — то есть не имеет более места» (блаженный Феодорит). «Не сказал: исчезла и погибла, — но: **отгнася**, — чем означается более — неблаговременность похвалы. Хвалиться было время, а теперь уже не время. Как по наступлении суда нет уже времени для желающих раскаяться, так и иудеям не время уже было говорить: мы можем исправиться, исполняя закон, — когда приговор произнесен и пришел Тот, Кто благодатию уничтожает всякое зло. Им должно было заботиться об этом прежде пришествия Христова. А когда пришел Спасающий чрез веру, прекратилось уже время подвигов (подзаконных). Поелику все средства оказались недействительными; Христос спасает благодатию. Посему и пришел Он ныне. А если бы пришел в начале, могли бы сказать, что возможно было спастися с помощию закона собственными трудами и заслугами. Итак, дабы не подать случая к таким бесстыдным словам, Христос выжидал долгое время. И когда по всему стало видно, что людям недостаточно собственных сил, тогда спасает Своею благодатию. А кто станет противоречить, тот поступит подобно человеку, который, совершив тяжкие преступления и будучи не в состоянии оправдаться пред судом, осужден и приговорен к казни, но потом освобожден по царской милости и по своем освобождении имеет довольно бесстыдства хвалиться и утверждать, что он не учинил никакого проступка. Сие надлежало показать прежде получения милости; а когда милость оказана, хвалиться уже не время. То же случилось и с иудеями. Поелику они сами себя не защитили; пришел Христос и Своим пришествием лишил их похвалы. Кто выдает себя учителем младенцев, хвалится законом, именуется наставником невежд, между тем наравне с ними имеет нужду в Учителе и Спасителе; тому нечем хвалиться. Если и прежде обрезание бывало необрезанием; то тем паче ныне. Ибо обрезание уничтожено и для прошедшего и для настоящего времени» (святой Златоуст). **Которым законом**? «Сказав, что **отгнася**, Апостол показывает, как сие случилось: как **отгнася**» (святой Златоуст). Слово: **законом** — можно и в собственном смысле разуметь, и так: в силу чего **отгнася**? **Делы ли**? С греческого: дел ли? — то есть законом ли дел? — в силу ли дел? Нет; но в силу веры, то есть в силу Нового Завета, установленного на вере. Как в силу веры отгнася похвала, это само собою понятно. Но как она могла быть отгнана в силу дел, или законом дел? Ибо хотя отрицает сие Апостол, но вопросом показывает, что сие возможно. Как же это возможно? — Возможно в том смысле, что закон обличает иудеев. Но это так и было, и этого отрицать Апостол не мог, когда сам законом обличает иудеев и отнимает у них похвалу им. Закон обличал и отнимал похвалу. И нельзя было сказать: ни — не законом дел отгнана похвала. Потому кажется, что этим вопросом и отрицательным ответом: **дел ли? ни**, — Апостол хотел только разительнее представить силу веры, поставив наперед пред лицом ее закон. Ибо можно было сказать и прямо после вопроса: которым законом? — Законом веры. **Ни, но законом веры**. «Вот и веру Павел назвал законом; он для того держится старых наименований, дабы сделать сносным то, что казалось нововведением. В чем же состоит закон веры? В том, чтобы спасаться по благодати. Здесь Апостол доказывает, что все возможно Богу, Который не только спас, но и оправдал, и дал право хвалиться, не имея для того нужды в наших делах, а требуя одной веры. И говорит сие, дабы верующего иудея приобучить к скромности, а неверующего смирить и потом привлечь. Видишь ли, каково богатство веры?» (святой Златоуст). Отгнана похвала законом веры не затем, чтоб всех покрыть бесславием, но чтоб всем указать путь к истинной славе. Верою в Господа получали отпущение грехов и открывали вход в себя благодати, которая и дается в таинствах, и верного условиям благодатного завета освящает и являет чистым и славным пред лицем Бога, Ангелов и человеков. Вот похвала! Такой закон веры отменял похвалу законом, — и чрез то, что давал верующим, чего не давал закон, и чрез то, что был установлен не для одних иудеев, но для всех людей вообще. «Как скоро явилась благодать и излилась на все народы, похвала иудеев прекратилась; потому что Бог дал людям короткий способ ко спасению — веру» (блаженный Феодорит). //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? законом дел? Нет, но законом веры** См. Толкование на [[new:rim:03:21#prp_efrem_sirin|Рим. 3:21]] ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? законом дел? Нет, но законом веры** «Хвалением» апостол называет высокомерие иудеев, поскольку именно они гордились, что одни пользуются Божиим попечением. Но когда явилась божественная благодать и излилась на все народы, иудейская похвальба прекратилась Он не просто так назвал веру «законом», но вспоминая пророчество Иеремии: //Вот наступают дни,// - сказано у него, - //когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их// [[old:ier:31:31|(Иер. 31:31-32)]]. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? законом дел? Нет, но законом веры** Апостол доказал, что мы оправдаемся чрез веру, почему справедливо спрашивает иудея: где же то, чем бы хвалиться тебе и гордиться? Не говорит: где добродетель? ибо иудеи не имели добродетели, но только похвальбу. И продолжает: **уничтожено**, что значит: хвалиться уже не время. До Христа благовременно было хвалиться законом, а теперь уже не благовременно, ибо стало видно, что похваление им бесполезно. Ибо если бы мог оправдать нас закон, то не было бы для нас нужды во Христе. Каким же, спрашивает, законом **уничтожено**? Законом ли дел, то есть тем, который говорит, что исполняющий их человек жив будет ([[old:lev:18:05|Лев. 18:5]])? (Ибо это сказал закон Моисеев). Нет, отвечает; но законом веры, который оправдывает благодатью, а не делами. Вот и веру называет законом; потому что слово //закон// было в чести у иудеев. Итак, хвались, иудей, верой, которая может оправдать тебя. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? законом дел? Нет, но законом веры** Павел обращается к тем, кто живет под законом и беспричинно хвалится законом и своей принадлежностью к роду Авраама, указывая, что пред Богом никто не оправдывается, как только при помощи веры. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Констанций ===== **Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? законом дел? Нет, но законом веры** **Где же то, чем бы хвалиться**? Этот вопрос задан иудеем, и апостол Павел на него отвечает: **уничтожено**. Вновь задает вопрос иудей: **Каким законом? законом дел**? - то есть через дела естественного закона? Апостол отвечает: **Нет, но законом веры**. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 27-28 **Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? законом дел? Нет, но законом веры. Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона** Из сказанного о новом способе оправдания Апостол выводит такое заключение. "Вы, иудеи, хвалились тем, что у вас есть закон, исполняя который вы можете оправдаться. Теперь вам хвалиться уже этим нельзя: Господь Бог, пославши Сына Своего на смерть за грехи всех людей, не только язычников, но и иудеев, ясно показал, что дела закона - не спасают. Спасаются люди (это слово спасаются необходимо здесь вставить для ясности мысли) не законом дел, а законом веры" (Апостол называет веру законом в соответствии с выражением: **закон дел** и потому, как выражается блаж. Феофилакт, что имя "закон" было в чести у иудеев или, как апостол выражается в [[new:rim:03:28|28]] ст., независимо от дел закона). Ст. 27-31 **Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? законом дел? Нет, но законом веры. Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона. Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников, потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру. Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем** Апостол повторяет (ср. ст. [[new:rim:03:20|20]]), что он не признает возможным для человека оправдаться делами [[new:rim:03:27|(27-28)]], и утверждает далее, что оправдание верою - одно только согласно с монотеизмом, который составляет основной пункт вероучения всего Ветхого Завета [[new:rim:03:29|(29-31)]]. [<10>]