[<10>] ====== Толкования на Рим. 3:31 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Закон ли убо разоряем верою? Да не будет: но закон утверждаем** См. Толкование на [[new:rim:03:28#svt_ioann_zlatoust|Рим. 3:28]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем** Бог всех сказал божественному Моисею: //Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих ((В син. пер.: «слов Моих» в соответствии с масоретским текстом, в то время как в Септуагинте обычное чтение: «слов Его», что у некоторых древних авторов под влиянием Деян. 3, 23 заменяется на: «Пророка того» (Septuaginta: Vetus Testamentum Graecum. Deuteronomium / ed. J. W. Wevers. Göttingen, 1977. Vol. III, 2). )), которые Пророк тот будет говорить Моим именем, с того Я взыщу// [[old:vtor:18:18|(Втор. 18:18]][[old:vtor:18:19|-19)]]. Так разве мы не **утверждаем закон верою**, принимая слово от Него? И Пророком, по причине человеческого, наименован Еммануил (ср. [[old:is:07:14|Ис. 7:14;]] [[new:mf:01:23|Мф. 1:23]]), Который, как бы в чине Моисея, является посредником между Богом и человеками [[new:1tim:02:05|(1 Тим. 2, 5)]] ((Предложение приводится также в «Катене пресвитера Андрея» на Деяния свв. апостолов (CPG C150), где имеет подзаголовок «Святого Кирилла из (послания) к Римлянам второго тома» и дано в несколько расширенном виде: «И Пророком по причине человеческого наименован Еммануил, Который как бы в чине Моисея является //посредником между Богом и человеками// и доводит до нас неизреченное изволение собственного Отца» (Catena in Acta ss. Apostolorum e cod. Nov. Coll. / ed. J. A. Cramer. Oxford, 1838. [Hildesheim, 1967] P. 67).)). И ещё, хотя закон был в тенях (ср. [[new:evr:10:01|Евр. 10:1]]), однако видно, что он мучительно рождает изображение истины ((ὠδίνων... τῆς ἀληθείας τὴν μόρφωσιν. Описанное в сходных выражениях уподобление закона, готового родить истину, роженице, ещё остающейся «в тенях», претерпевающей муки, неоднократно встречается у свт. Кирилла во многих экзегетических творениях и в нескольких «Пасхальных посланиях».)) и истина не упраздняет прообразы, но делает их яснее. //**Из катен**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Закон ли убо разоряем верою? Да не будет: но закон утверждаем** Словом: **закон** — здесь названо все ветхозаветное Писание, а не одни законоположительные Книги пророка Моисея, предварением коих служит написанное в книге Бытия, а разъяснением — все написанное после Моисеевых Книг. Все ветхозаветное учреждение, изображенное в сих Книгах, представляет Апостол под видом здания и спрашивает: разоряю ли я это здание закона тем, что учу вере? — **Закон ли убо разоряем верою**? Вопрос сей и сам по себе, и тем паче с ответом: **да не будет**, — совершенно неожиданный. Ибо вся непосредственно предшествующая речь (см.: 3, 20 — 30) отнимает у закона всю силу и объявляет его ненужным уже. Как же говорит: не разоряем, и еще так решительно: да не будет, — и притом с таким противоположным утверждением: **но закон утверждаем**? И однако ж, это совершенно истинно. Апостол здесь не разъясняет этого подробно, предоставляя нам самим делать объяснительные на это наведения. Закон имел две стороны: внешнюю, — все видимые учреждения, и внутреннюю, — то, к чему он руководил, что предуказывал и что обетовал в будущем. Это последнее составляло душу его, а то — тело. Внешнее закона точно разорено, а внутреннее высвобождено из-под внешнего, приведено въявь и поставлено пред очами всех — пришествием Господа, благовестием и верою в Него. Отвлекая мысль от того разоренного и останавливая внимание на сем явленном и поставленном пред очи всех, Апостол и мог сказать: //не разоряем, но утверждаем//. Тут то же произошло, что бывает, когда прорастает посеянное семя. На вид оно портится и раскисает, — то же, что разоряется; а между тем живая скрытая в нем сила, получив свободу, чрез это самое дает сначала стебль, потом колос, а далее и зерно. Смотря на раскисшее зерно, всякий сказал бы: что же это, — природа разрушает семя? И по видимости так будто есть; по существу же дела надо сказать: нет, не разрушает, а созидает. Вот частные положения, вытекающие из сего общего! Учреждения подзаконные прообразовали Христа Господа со всем делом спасения, Им совершенным, а пророчества пред описывали все это. Когда пришел Господь и, устроив спасение, всех призывать стал к вере чрез Апостольское благовестие; то вера, таким образом получившая господство, исполняла то, что составляло содержание закона, или закон утверждала. Второе, — закон дан для того, чтоб его исполняли и, исполняя, соделывались праведными. Но как он не давал сил, то, по немощи нашей, оставался неисполняемым, и цель его не достигалась. Только и плода от него было, что познание греха; но чрез это обременялась лишь совесть и разгоралось желание лучшего устроения пути к праведности. И вот вера пришла, как дождь на землю жаждущую. Она омывает грехи в крови Христовой и в благодати дает силу всякому стать святым и непорочным. Вера, следовательно, дает то, что имел в виду закон, но что не было достигаемо при одном его руководстве, и таким образом она закон утверждает, — ставит его в свой чин. Так рассуждают все наши толковники. Блаженный Феодорит пишет: «издавна и закон, и Пророки предвозвещали о вере. Посему, приемля веру, утверждаем закон». Амвросиаст дополняет сие, приводя слова Господа: «и Сам Господь сказал: //не приидох разорити закон или пророки, но исполнити// (ср.: [[new:mf:05:17|Мф. 5, 17]])». Полнее изъясняет все святой Златоуст: «доказывает здесь святой Павел, что вера не только не вредит закону, но и помогает ему, равно как и закон пролагает путь вере. Как закон, предваряя веру, о ней свидетельствовал, — ибо Павел называет ее свидетельствуемою от закона и Пророков; так вера восстановила изнемогающий закон. Как же восстановила, спросишь? Смотри, какая была цель закона, к чему клонились все его действия? К тому, чтобы сделать человека праведным. Закон же не мог достигнуть сего: //вcи бо//, сказано, //согрешиша//. Когда же явилась вера, она успела в том. Итак, вера восстановила желание закона и привела в исполнение то, для чего он трудился. Посему вера не уничтожила, а завершила закон. Как иудеев всего более смущало то, что вера казалась противоборствующею закону, то Апостол, даже более, нежели сколько мог желать иудей, доказывает, что она не только не противоборствует, но еще способствует и содействует закону; а о сем-то и желали особенно слышать иудеи». Итак, вера спасает не тем одним, что омывает грехи кающихся кровию Христовой, но тем особенно, что, благодать привлекая, дает силу исполнить закон. Неотложное условие спасения — исполнение закона. К сему направлена вся новозаветная экономия (домостроительство). Приняв благодатные средства, — стань и пребудь чист и непорочен, — и спасешься, ибо в Царствие Божие не войдет ничто нечистое. Дверь в него — чистота, не вменяемая, а существенная, чистота, чрез все естество человека проходящая и тело и душу проникающая и характеризующая. //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем** **Итак, закон упраздняем?** - Нет. Не говорим, что он не имеет значения, но так как его сила сильнее, то наша слабость не смогла выдержать его. //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Блаж. Августин ===== **Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем** Каким же образом мог утвердиться закон, как не через праведность? Праведность, которая через веру утвердилась, потому что праведность от закона утвердиться не смогла. //**Некоторые темы из Послания к Римлянам.**// ---- Значит, мы уничтожаем благодатью свободную волю? Избави Бог! Мы еще более утверждаем свободу воли. Как закон не отменяется верой, так и свобода воли - благодатью, но утверждается. И закон не может быть исполнен без свободы воли. Законом познается грех; верой стяжается благодать против греха; благодатью исцеляется душа от порока греха; с исцелением души приходит свобода воли; со свободой воли приходит любовь к праведности. А от любви к праведности — действие закона. Так что закон не уничтожается верой, но утверждается. Ибо вера несет благодать, которою исполняется закон. Так и свобода воли не уничтожается, но утверждается благодатью. Ибо благодать исцеляет волю, которою свободно возлюбливается праведность. //**О духе и букве.**// ---- Итак, закон утверждается верой. Отдельно от веры закон повелевает и определяет в качестве виновных не исполняющих повеления - так, чтобы обратить когда-нибудь к благодати Спасителя тех, кто не способен исполнять повеления закона. //**О различных вопросах.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем (ίστώμεν).** Сказанное, что закон ниспровергается верою, привело иудеев в смущение. Поэтому врачует их своей великой мудростью, говоря, что вера утверждает закон. Ибо чего желал и закон, то есть оправдать человека, но не мог сделать, то совершает вера. Кто только уверовал, тот уже оправдался. Итак, вера не уничтожила, но утвердила закон. Выражением ίστώμεν внушает, что закон лежал, а лежащего надобно поднять и поставить. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем** Посему кто не верует Христу, о Котором написал Моисей в законе, тот разрушает закон. Верующий же Христу, о Котором написал Моисей, подтверждает закон верой, потому что верует во Христа... Поэтому и Сам Господь говорил: //Я пришел не нарушить закон, но исполнить// [[new:mf:05:17|(Мф. 5:17)]]. Итак, ни один из святых, ни Сам Господь не разрушают закон, но его временная и преходящая слава разрушается и преодолевается славой вечной и пребывающей. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем** Не отменяется закон верой, но исполняется: положение его становится более крепким, когда вера свидетельствует о том, что предвещенное законом уже состоялось... Павел не отменяет закон, когда учит, что ему суждено завершиться в свое время. Когда был дан закон, он был дан правильно, но теперь он не должен действовать более. Ведь в самом законе сказано, что придет время, когда обетование исполнится и закон перестанет действовать. Ангел Гавриил открывает пророку Даниилу, который сгорал от желания узнать это, что с приходом Христа хризма, то есть помазание царское, прекратится, что следует понимать применительно к власти. «И суд, - говорит он, - не будет больше», что подразумевает закон. «И отменится жертвоприношение» - чтобы было ясно, что ветхие дары отменятся (см. [[old:dan:09:25|Дан. 9:25-27]]). Этот же смысл раскрывает Спаситель: //Закон и пророки до Иоанна// [[new:lk:16:16|(Лк. 16:16)]]. А то, что на смену закону Моисея Бог даст лучшие установления, воспел пророк Иеремия: //Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их// [[old:ier:31:31|(Иер. 31:31-32)]]. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Констанций ===== **Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем** Апостол не противоречит себе, когда выше он говорит, что слава закона отменяется //законом веры// [[new:rim:03:27|(Рим. 3:27)]], в то время как теперь утверждает, что одобряет закон. Вот что он говорит: «Я одобряю закон, потому что он сам дает мне свидетельство, что Авраам оправдался не от дел закона, но верой» (ср. [[new:rim:04:16|Рим. 4:16;]] [[new:gal:03:02|Гал. 3:2-9;]] [[new:evr:11:11|Евр. 11:11-19]]). //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем** См. Толкование на [[new:rim:03:29#lopuxin_ap|Рим. 3:29]] [<10>]