[<10>] ====== Толкования на Рим. 4:16 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Сего ради от веры, да по благодати, во еже быти известну обетованию всему семени, не точию сущему от закона, но и сущему от веры Авраамовы, иже есть отец всем нам** См. Толкование на [[new:rim:04:14#svt_ioann_zlatoust|Рим. 4:14]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Сего ради от веры, да по благодати, во еже быти известну обетованию всему семени, не точию сущему от закона, но и сущему от веры Авраамовы, иже есть отец всем нам** Выше сказал и доказал, что, кто утверждает, будто //сущии от закона наследники// (ср.: [[new:rim:04:14|4, 14]]), тот разоряет обетование. Теперь заключает: если закон не дает быть обетованию исполненным, то необходимо обратиться к вере. **Сего ради от веры**, — то есть сущие от веры наследники. — Вывод из предыдущего положения, что при законе невозможно исполнену быть обетованию, этим вполне определяется. Если, говорит, так, то само собою разумеется, что только сущие от веры — наследники. Но святой Павел, желая глубже внедрить сие, представляет еще, насколько несомненно исполнение обетования при вере. При законе и возможности сего исполнения не видится, а при вере и малое сомнение в сем исполнении представляется недопустимым. При ней обетование известно, то есть несомненно верно исполнится, как изречено. К этому утверждению доходит святой Павел чрез понятие о благодати, которое неразлучно с понятием о вере. — **От веры, да по благодати**. Если от веры, то по благодати; а коль скоро по благодати, то нечего сомневаться в исполнении обетования: оно верно. Вера отверзает сокровища благодати; а благодать чем может быть препятствуема в своем излиянии, когда есть вера? Нечем быть ей препятствуемой. Следовательно, никакой при сем не видится преграды исполнению обетования. Когда условием исполнения обетования полагается закон или верность ему, то тут сколько препон. Вся опора тут на усилиях человека. От человека же чего можно ожидать наверное? И усилий этих большею частию недостает; но когда и есть, то и внутри и вовне человек столько встречает неудобств к исполнению дела законного, что едва ли можно найти и одно в нем дело достодолжно совершенным во всю его жизнь. Как может установиться при сем уверенность в исполнении обетования — какая-нибудь, не только верная и известная? Когда же условием этого исполнения ставится вера и по вере благодать, то тут все зависит от благости благодеющего, который ни от кого и ни от чего не зависит, а все делает по изволению воли своей — благой и щедродательной. Ты только уверуй и верою прилепись к Благодеющему; и тотчас вступишь в область, очерченную обетованием. Вера //во Оправдающаго нечестива// ничего не предъявляет для привлечения милости, кроме веры в самую милость, и тем самую милость понуждает миловать. Сочетаваясь неразлучно с самою милостию, становится каналом, преливающим милость. И так, если от веры, то по милости или благодати; а милости или благодати ничто помешать не может, когда есть вера. Такой порядок учредил Бог течению вещей к духовной нашей жизни, **во еже быти известну обетованию**. При этом обетование Божие известно и само по себе, как объяснено пред сим, и в приложении к людям; ибо при этом только оно может простираться на всех людей, не только подзаконных, но и не сущих под законом, — только бы и сущие под законом, и сущие в беззаконии, оставя все свое прошедшее, уверовали. — **Во еже быти известну обетованию всему семени**. При этом обетование закрепляется за всем семенем. Семенем же надлежит называть при сем не сущее под законом естественное потомство Авраама, а всех, кои уверуют. — **Семени, не точию сущему от закона, но и сущему от веры Авраамовы**. Вера всех объединяет и из всех делает единое семя или потомство Авраамово, дышащее единым с Авраамом духом веры. Вследствие чего он и **есть отец всем нам**, то есть всем верующим христианам. //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Итак по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам** И, как во время слабости закон был полезен, так теперь он вреден; ибо пришла вера, которая оправдала Авраама прежде закона. **Посему**, говорит, не от дел, но **от веры, дабы тверда была благодать** во всех поколениях, - не только у тех, кои от закона суть, то есть не у Иудеев только, но также и у язычников, которые суть от веры отца нашего Авраама. //Он, как написано, есть отец многих народов//, - всех верующих, как ты, //в Бога, животворящаго мертвых и называющаго несуществующее, как существующее// (ср. [[old:gen:15:start|Быт. гл. 15]] и [[old:gen:17:start|17]]); и, как воззвал Исаака (к бытию) из того, чего не было, так и отъял его от жертвенника ([[old:gen:17:05|Быт. 17:5]]; [[old:gen:22:01|22:1]] сл.). Если бы об обрезании только шла речь, то оно могло быть совершено слушающими; но поелику говорится о супругах без потомства, которое возрастет и умножится, как песок и звезды, то рассудите: что заслуживает (большего) удивления - наказание ли всеобщее за один миг, или же терпение в будущем? //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **Итак по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам** Павел обуздал надменность иудеев, назвав семенем Авраама тех, кто подражал его вере, даже если они по роду иноплеменники. Если же закон наказывает преступников, а благодать дарует прощение грехов, то она подтверждает обещание Божие, даруя благословение язычникам. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 16-17 **Итак по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам как написано: Я поставил тебя отцом многих народов пред Богом, Которому он поверил, животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее** Так как закон производит гнев, то и говорится, что Авраам оправдался и стал наследником верою, дабы все было по благодати. А благодать для чего необходима? //Дабы обетование было непреложно//. Ибо благодать, не как закон, не имеет преступления, чтобы даруемое было нетвердо. Поскольку же все бывает по благодати и милости Божией, то даруемое по справедливости непреложно **всем нам**, то есть для всех верующих, не для тех только, которые //по закону//, то есть обрезаны, но и для тех, которые не обрезаны, которые суть семя Авраама, рожденное **по вере**. Поэтому кто не имеет веры, тот не есть семя Авраама, **который есть отец всем нам**, то есть верующим, **как написано: Я поставил тебя отцом многих народов**. Смысл такой: Авраам есть отец всех //пред Богом//, то есть подобно Богу. Как Бог есть Отец всех, так и Авраам, не по естественному родству, но по союзу веры. //Которому он поверил// присовокупил для того, чтобы показать, что Авраам получил и награду за веру - быть отцом всех. Посему если ты, иудей, не признаешь, что Авраам есть отец всех, то ты уменьшил почесть, которую получил он верою. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **Итак по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам** Если, как может случиться, то, что **по вере**, покажется не даром, поскольку вначале человек должен принести веру и таким образом заслужить благодать от Бога, то послушай, как тот же апостол учит об этом и в другом месте. Ибо когда он перечисляет дарования Духа, которые, как он говорит, даются верующим по мере их веры, он утверждает в том же месте, что, среди прочих, Святым Духом уделяется и дар веры (см. [[new:1kor:12:07|1 Кор. 12:7-11]]). Затем он опять говорит об этом следующим образом: //иному вера, тем же Духом// [[new:1kor:12:09|(1 Кор. 12:9)]], чтобы показать, что и вера дается по благодати... Однако нужно заметить и то, что он говорит: **Итак, по вере, чтоб было по милости, дабы обетование было непреложно**, как бы желая показать, что если бы обетование было от закона, а не от благодати, то оно не могло бы быть верным. Теперь же оно верно потому, что оно не от закона, но по благодати. Через это апостол, как мне кажется, желает, чтобы стало понятым следующее: то, что от закона, находится вне нас, а то, что по благодати, - внутри... Поэтому, как мне кажется, он и говорит, что то, что по благодати, прочнее того, что от закона. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **Итак по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам** Не может быть «непреложным» обетование для любого семени, то есть для всякого человека из любого народа, если оно не по вере. Ведь начало обетования исходит от веры, а не от закона, поскольку находящиеся под законом виновны. Обетование не может быть дано виновным, а потому люди прежде должны быть очищены верой, чтобы быть достойными называться Божиими сынами и чтобы непреложно было обетование. Если же, будучи виновными (то есть под законом), они называют себя сынами Божиими, то обетование не непреложно, ведь сыны Божии свободны от греха. Так что находящиеся под законом должны быть вырваны из-под закона, чтобы им удостоиться получить обетование. И насколько более те, кто не находится под законом! //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Итак по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам** Здесь Апостол еще сильнее выражает мысль [[new:rim:04:13|13-го стиха]]: обетования поставлены в зависимость только от веры, так чтобы милость Божия была началом и концом в этом деле. Тогда, когда //милость// Божия будет назначать награды, а не формальная справедливость, и возможно будет получить эти награды (наследие) всем потомкам Авраама - не только тем, которые имеют закон Моисеев (евреи), но и тем, кто обладает только верою (язычники). См. также Толкование на [[new:rim:04:13#lopuxin_ap|Рим. 4:13]] [<10>]