[<10>] ====== Толкования на Рим. 5:5 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Упование же не посрамит, яко любы Божия излияся в сердца наша Духом Святым данным нам** См. Толкование на [[new:rim:05:02#svt_ioann_zlatoust|Рим. 5:2]] ---- Действительно, оно не только не приносит потери тому, кто подвизается на этом поприще, и не только не посрамляет, но вознаграждает его богатством и славой в гораздо высшей степени сравнительно с настоящею ценой его трудов и подвигов. Такова рука, дарующая вознаграждения за эти труды! **//Письмо к пресвитерам: Касту, Валерию, Диофанту и Кириаку.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Упование же не посрамит, яко любы Божия излияся в сердца наша Духом Святым данным нам** Здесь Апостол делает вывод из предыдущего, говоря: **упование же не посрамит**. И этим возвращает свою речь опять к тому, с чего начал, намереваясь изображать цепь доводящих до упования добрых расположений в сердце верующего: //хвалимся упованием славы//. — //Хвалимся упованием славы//, — ибо оно не посрамит. И скорби, которые терпим, не только не погашают его, напротив, усиливают и возвышают до несомненной непоколебимости. Из двух опор непосрамляющего упования, — доброй совести и уверенности в Боге, — первая изображена пред сим полнее, на вторую же сделан только намек. Теперь Апостол дополняет изображение сей последней, говоря: **яко любы Божия излияся в сердца наша Духом Святым данным нам**. Дух Святой подается всякому верующему. Привходя в него, Он приносит с Собою, возгревает и дает ощутить сердцу его любовь Божию, любовь Бога к нам и любовь нашу к Богу, из которых та и другая держат упование на степени непосрамляющей уверенности. Ощутивший теплоту любви Бога к себе не может допустить никакого сомнения в том, что Бог, согревающий его Своею любовию, сделает для него все, по Его же обетованию, ожидаемое от Него. Равно теплую любовь к Богу питающий не может допустить сомнения, что любимый им Бог откажет ему в чем-либо. И это — если б даже не было обетовании от лица Божия, тем паче при обетованиях. Ибо такова природа любви, что не допускает никакого колебания уверенности в любимом и любящем относительно любимого и любящего. Так это бывает между людьми, любящими себя взаимно. Не может быть сие иначе и в тех, в коих утверждается живое в любви общение с Богом. Святой Златоуст, а за ним и другие наши толковники под излиянием любви Духом, данным нам, разумеют показание Богом любви к нам чрез дарование нам Святого Духа. Дарование Духа есть залог дарования и будущих благ. Если Он Духа Своего дал, можно ли сомневаться, что подаст и прочие обетованные блага? «В будущих благах удостоверяет Он благами, уже дарованными. Могло иметь место возражение: а если Богу не угодно будет оказать нам такие благодеяния? Ибо хотя все знаем, что Он всемогущ, вечен и жив; но откуда известно, что Он желает нашего блаженства? Апостол ответствует: это видно из благ, нам уже данных. Какие же это блага? Любовь, которую Бог доказал нам. Спросишь еще: каким действием доказал оную? Дарованием Святого Духа. — Бог даровал нам самое величайшее благо, — даровал не небо, не землю, не море, но — что драгоценнее всего этого. Какой же это дар? Дух Святой. Если бы Богу не угодно было даровать нам величественных венцов после наших трудов, то не дал бы такого блага еще не трудившимся. Теперь же горячность любви Его открывается из того, что не понемногу и не по частям дает нам дары, но вдруг излил весь источник благ, и притом прежде наших подвигов. Посему хотя ты и не очень достоин, не отчаявайся; ты имеешь великого ходатая — в любви Самого Судии. По сей-то причине и Апостол, говоря: **упование не посрамит**, — имел в основании не наши заслуги, но любовь Божию» //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам** См. Толкование на [[new:rim:05:01#prp_efrem_sirin|Рим. 5:1]] ===== Прп. Нил Синайский ===== **а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам** //«Упование на Бога»//, как говорит блаженный Павел, никак **«не посрамит»** истинно уповающего [[new:rim:05:05|(Рим. 5:5)]], потому что уповающему Бог в свое время доставляет уповаемое, из несуществующего приводит в бытие, подает с верою ожидаемое дарование, дарует то, чего часто просил человек в молитве. Посему блаженны, как сказано, чающие милости Господа в молитве и уповании [[new:lk:12:38|(Лк. 12:38)]]. Умилосердится Господь на глас вопля твоего и услышит тебя, и исцелит сокрушение души твоей. //«Господи, помилуй ны//, – взывает за нас Пророк Исаия, – //на Тя бо уповахом»// [[old:is:33:02|(Ис. 33:2)]]. Спасение наше от Тебя: в день скорби «//прославлю, воспою имя Твое, яко сотворил еси чудная дела. Сего ради»// воспоют //«Тя людие нищии и гради человеков обидимых»// и боящихся Тебя //«возблагословят Тя. Быль бо еси всякому граду смиренному Помощник, и изнемогающим за оскудение покров, покров жаждущих человеков обидимых. Аки человецы малодушнии жаждущии в Сионе, от человек, имже нас предал еси»// [[old:is:25:01|(Ис. 25:1,]] [[old:is:25:03|3-5)]]. Разумей все это, епископ, ибо, разумея, написал я разумеющему. **//Письма на разные темы. Епископу Язону.//** ===== Блж. Августин ===== **а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам** Чтобы мы возлюбили Бога, любовь Божия изливается в наши сердца не через свободную волю, но через //Духа Святого, данного нам//. //**О духе и букве.**// ---- Кто может нанести вред такому человеку? Кто в состоянии подчинить его? Человек, который в благоприятных обстоятельствах продвигается вперед, когда встречает препятствие, познаёт, насколько продвинулся. Имея множество преходящих благ, он не полагается на них, но, когда последние забирают, узнаёт, стал ли он пленником их или нет. Мы часто думаем, что не любим того, что имеем, однако узнаём, кто мы есть, когда начинаем ощущать отсутствие. //**О вере и делах.**// ---- Через любовь мы сообразуемся Богу, и так, сообразованные, и соустроенные, и отделенные от мира сего, мы уже не смешиваемся с тем, что должно быть подчинено нам. И делается это **Духом Святым**. //**О нравах кафолической церкви и нравах манихеев.**// ---- Не через нас, но через Дух Святой, Который нам дан, любовь, которая, как показывает апостол, есть дар Божий, делает так, что скорби не разрушают терпение, но укрепляют его. //**О благодати и свободной воле.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам** О будущем уверяет той любовью, которую показал уже к нам Бог. Говорит как бы так: не теряй веры; упование на божественные блага не тщетно: ибо Кто так возлюбил нас, что сделал нас чадами Божиими, без всякого труда нашего, посредством Духа Святого, Тот как не даст венцов после трудов? **Излилась**, говорит, **любовь Божия в сердца наши**, то есть является обильной и богатой в нас, имеющих в сердцах Самого Духа, Которого дал нам Бог. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам** По поводу того, что Павел говорит: **Любовь Божия излилась в сердца наши**, следует более тщательно разобрать, в чьих сердцах разливается любовь Божия. Думаю, что в сердцах тех, кто уже не имеет больше //духа рабства, чтобы опять жить в страхе// [[new:rim:08:15|(Рим. 8:15)]], как и в тех, в ком //совершенная любовь изгоняет страх// [[new:1in:04:18|(1 Ин. 4:18)]] и которым дан дух усыновления, взывающий в сердцах их: //Авва, Отче// (ср. [[new:rim:08:15|Рим. 8:15;]] [[new:gal:04:06|Гал. 4:6]])! //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Экумений ===== **а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам** Павел хорошо сказал, что **любовь Божия**, которая является даром Духа, **излилась**, то есть что она была щедро дарована в сердца наши. //**Фрагменты.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам** Через Моисея дан закон, в котором то, что надлежит делать и чего следует избегать, определяется в соответствии с божественным правом, однако предписания этого закона исполняются не иначе, как только действием благодати Христа. С одной стороны, только этот закон в состоянии явить грех, научить справедливости и обличить преступивших его как преступников. С другой стороны, благодать Христа, излившись в сердца верующих Духом любви, дает возможность исполниться предписанному закону. //**Гомилии на Евангелия.**// ===== Амвросиаст ===== **а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам** Надежда не постыжает, хотя вероломны и считают нас глупыми и тупыми людьми, когда мы верим в то, что, по мудрости мира, невозможно. Ибо в нас залог любви Божией, данной нам Духом Святым. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Констанций ===== **а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам** В этом месте апостол явно показывает, что все, данное людям от Бога Отца, подается через Духа Святого. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам** **А надежда не постыждает**. Терпение скорбей и опытность, приобретаемая через терпение, служат к приобретенью упования или надежды, как своей цели; **а надежда не постыждает**. Кто приобрел надежду, тот достиг цели; ему остается твердо держаться приобретенного блага, т.е. надежды, хранить эту надежду, усовершаться в этой добродетели, т.е. жить и трудиться в надежде, или под руководством надежды и для сохранения надежды. Какая это надежда? Не та, которая опирается на людей или на какие-нибудь земные блага: эта надежда не тверда, суетна, очень часто подвергает надеющихся обману и раскаянью. Как люди, так и земные блага непостоянны и скоро проходят; потому часто и эта надежда на земные опоры сверх всякого ожидания разрушается и исчезает. Но надежда, о которой говорит Апостол, есть надежда на обетования Божии, надежда на Бога. Эта надежда верна и непоколебима; эта надежда **не постыждает**. Псалмопевец говорит: //на Тя уповаша отцы наши: уповаша, и избавил еси я. К Тебе воззваша и спасошася: на Тя уповаша, и не постыдешася// [[old:ps:022:05|(Пс. 22:5,]] [[old:ps:022:06|6)]]. «Наша надежда, – говорит св. Златоуст, – тверда и непоколебима. Давший нам обетования всегда жив; а мы, имеющие воспользоваться ими, хотя умрем, но опять воскреснем, так что мы нимало не будем посрамлены, как напрасно и безрассудно утешавшие себя слабыми надеждами». Но мог бы кто-нибудь сказать или подумать: откуда же известно, что Бог оправдает нашу надежду? Можно ли нам думать, что мы заслужили это, чтобы наша надежда непременно исполнилась? Мы немощны, мы исполнены всяких греховных недостатков: достойны ли мы того, чтобы Бог столько милостив был к нам? Апостол, сказав: **надежда не постыждает**, присовокупил и основание, почему он так говорит: «потому, что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам». **Яко любы Божия излияся в сердца наша**; «потому, что любовь Божия излилась в сердца наши» или иначе сказать: Бог в изобилии явил свою любовь в сердцах или душах наших. Каким это образом? **Духом Святым, данным нам**. Бог явил свою великую любовь к нам в том, что даровал нам Святого Духа. Об этом великом даре любви Божией святый Павел в том же послании к Римлянам, ниже, говорит: //Елицы Духом Божиим водятся, сии суть сынове Божии. Не приясте бо духа работы паки в боязнь: но приясте Духа сыноположения, о немже вопием: Авва Отче. Самый Дух спослушествует духови нашему, яко есмы чада Божии// [[new:rim:08:14|(Рим. 8:14–16)]]. Так же говорит он и в другом послании: //И понеже есте сынове, посла Бог Духа Сына своего в сердца ваша, вопиюща: Авва Отче// [[new:gal:04:06|(Гал. 4:6)]]. Великая, беспредельная любовь Божия к верующим в Иисуса Христа раскрылась, по вознесении Господа на небо, сперва чрез сошествие Святого Духа на Апостолов и всех членов первенствующей апостольской Церкви, а затем изливается на каждого верующего в Иисуса Христа чрез спасительные таинства: крещение, миропомазание, причащение, покаяние и другие. Все благодатные дары суть дары одного и того же Святого Духа, как говорит апостол Павел: //дары различны, но Дух один и тот же// [[new:1kor:12:04|(1 Кор. 12:4)]]. И как сей Дух Святый, действуя в сердцах верующих во Христа, свидетельствует о великой любви Божией к нам: так Он в тоже время рождает, питает и совершенствует в нас истинную любовь к Богу; ибо и эта любовь есть дар Святого Духа [[new:gal:05:22|(Гал. 5:22)]]. Святый Иоанн Богослов говорит: //соблюдаяй заповеди Его, в Нем пребывает, и Той в нем. И о сем разумеем, яко пребывает в Нас, от Духа, Его же дал есть нам// [[new:1in:03:24|(1 Ин. 3:24)]]. Поэтому все благодатные дары, как дары Святого Духа, свидетельствуют о беспредельной любви Божией к нам и <…> должны служить утверждением нашей надежды на Бога. Св. Златоуст учит: «Апостол, сказав: **упование не посрамит**, привел на то следующее доказательство: **яко любы Божия излияся в сердца наша**. Не сказал: дана, но выражает обилие: **излияся в сердца наша**. Бог даровал нам самое величайшее благо, даровал не небо, не землю, не море, но что драгоценнее всего этого, – Он соделал людей ангелами, сынами Божиими, братьями Христовыми. Какой же это дар? Дух Святый. Если бы Богу неугодно было даровать нам славных венцов после наших трудов, то не дал бы Он таких благ еще не трудившимся. Теперь же сила любви Его открывается из того, что не понемногу и не по временам дает нам почести, но вдруг излил весь источник благ, и притом прежде наших подвигов. Посему хотя ты и не очень достоин, не отчаивайся; ты имеешь великого ходатая в любви, – Самого Судью. По сей-то причине и Апостол, говоря: **упование не посрамит**, имел в основании не наши заслуги, а любовь Божью». //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== **а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам** См. Толкование на [[new:rim:05:03#lopuxin_ap|Рим. 5:3]] [<10>]