[<10>] ====== Толкования на Рим. 5:7 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Едва бо за праведника кто умрет: за благаго бо негли кто и дерзнет умрети** См. Толкование на [[new:rim:05:06#svt_ioann_zlatoust|Рим. 5:6]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Едва бо за праведника кто умрет: за благаго бо негли кто и дерзнет умрети** Сколь великая бездна человеколюбия явлена тем, что Христос умер за нас, грешных и нечестивых, это объясняет Апостол тем, что бывает между нами. Между нами, говорит, бывает так, что и за праведника едва ли кто захочет умереть, а Христос умер за грешников. Дивись любви Божией! Слова: **за благаго бо** и прочее — представляют будто оговорку: я говорю: за праведника; ибо за благого, может быть, и решится кто умереть. За благого, то есть благодетеля своего. Я не утверждаю, что из людей никто уже за другого не умирает; бывает и между ними, что иной порывается умереть, например за своего благодетеля. Словом: **негли**, — может быть, показывает, что и это бывает редко. Праведный привлекает уважение, благой или благодетель вызывает признательность, готовую на соответственные жертвы. Меньше воздается праведному, потому что хотя он и вызывает уважение, но остается чужд нам, стоит вне нас, вдали. А благодетель в живой состоит с нами связи. Сердце за него стоит и носит готовность сделать все для него. При всем том умереть за него согласится разве кто-кто, а за праведника едва ли и кто. — Суди теперь, коль велика любовь к нам Божия, когда Христос умер за нас, не праведников, а грешников, — не благих, а врагов? //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть** См. Толкование на [[new:rim:05:06#prp_efrem_sirin|Рим. 5:6]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть** См. Толкование на [[new:rim:05:06#blazh_feofilakt_bolgarskij|Рим. 5:6]] ===== Ориген ===== **Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть** Если бы Христос не происходил из той же сущности (т.е из сущности Отца) и не был Сыном Того Отца, о Котором сказано: «Никто не благ, как только один Бог Отец» ([[new:mf:19:17|Мф. 19:17;]] [[new:mk:10:18|Мк. 10:18;]] [[new:lk:18:19|Лк. 18:19]]), то Он не мог бы явить такой благости по отношению к нам. Потому - поскольку по этому признаку великой благости Он узнается как благой - за этого Благого люди и дерзают умереть. Ибо когда человек познает благость Христа по отношению к себе, так что любовь Его изливается в сердце верующего (см. [[new:rim:05:05|Рим. 5:5]]), то он возжелает не только принять смерть за этого Благого, но и принять смерть с дерзновением. Мы видим, как это часто исполняется в действительности и на деле, когда те, в чьих сердцах обильно разлита любовь Христа, даже добровольно и со всяким дерзновением предают самих себя гонителям и исповедуют имя Христа во всеуслышание миру перед ангелами и людьми, так что решаются не только перенести бедствия за Его имя, но и пойти ради этого Благого на смерть, которую за праведника вряд ли кто решит претерпеть. Ибо любовь к этой жизни в нас такова, что, даже если и найдется справедливая причина, чтобы нам умереть, едва ли кто-либо с терпением примет смерть... Итак, только та смерть действительно за Бога, которая принимается со всем дерзновением, поскольку любая другая смерть едва ли переносится с той же стойкостью, даже если она справедлива и проистекает из закона человеческого состояния. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть** //Христос умер за нечестивых//. **Если едва ли кто умрет за праведника**, то как может быть, чтобы кто-либо принял смерть за нечестивого? И если **за благодетеля, может быть, кто и решится умереть**... то как может быть, чтобы кто-либо решился умереть за множество нечестивых? Ведь если кто решится умереть за праведного и доброго человека, то это возможно или из какой-нибудь жалости, или под впечатлением его добрых дел. В случае же с нечестивыми, нет не только причины для того, чтобы умереть за них, но даже и повода пролить за них слезы. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Констанций ===== **Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть** В отношении этого места многие говорят, что благодетель есть Христос Бог и что в своем желании умереть ради Его имени некоторые бывают увенчаны мученичеством. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== Ст. 7-8 **Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками** **Едва бо за праведника кто умрет**. Под **праведником** разумеется человек правдивый, исполняющий должное, никого не обижающий. О таком человеке говорит Павел: **Едва ли кто умрет за праведника**. Не видно в истории таких примеров. **За благаго негли кто и дерзнет умрети**. **Благим** называет Апостол доброго, благодетельного человека, или благодетеля, который не только делает должное, но оказывает особенные милости или такие благодеяния кому-либо, к которым он не обязывается долгом. За такого **благодетеля**, говорит Павел, **может быть кто и решится умереть**. В истории есть примеры, что облагодетельствованные, расположенные особенною любовью к своим благодетелям, решались за них умереть. Отселе Апостол выводит заключение: как же велика любовь Отца небесного к нам, которую явил Он в смерти единородного Сына Своего, понесенной для спасения человеков! **Но Бог свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками**. Не только не могли мы быть праведниками перед Богом, не могли быть благодетелями Его, но были нечестивыми грешниками, были врагами Его, оскорбляли всеблагого Бога всякими неправдами и пороками: и в это время, и за таких грешников Христос Сын Божий, по беспредельной любви к нам Отца небесного, умер за нас, умер для оправдания и спасения нашего! //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 7-8 **Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками** Разъясняя важность смерти Христа за грешных людей, Апостол говорит, что Бог послал Сына Своего на смерть тогда еще, когда люди были грешны. Кто станет умирать для того, чтобы оказать услугу даже человеку праведному, добродетельному? Может быть, кто и вызовется положить жизнь за своего благодетеля (tou agaqou - муж. род, в соответствии выражению dikaioV - //праведника//, - o agaqoV есть тоже человек праведный, добродетельный, как и dikaioV, но, кроме того, особенно дорог другому человеку по своим личным свойствам ср. [[old:1ts:01:08|1 Цар. 1:8]]). Любовь же Свою к нам Бог в настоящее время, уже после смерти Христа, особенно выставляет на вид всех, дает, так сказать, возможность оценить (по русск. тексту неточно: //доказывает// - sinisthsin), посылая нам Св. Духа в наши сердца ([[new:gal:04:06|Гал 4:6]]) - ту самую любовь, которая проявилась некогда в смерти Христа. Бог - хочет сказать Апостол в разъяснение слов 5-го ст. об возлиянии в наши сердца любви Божией - Бог не перестает постоянно напоминать самым милостивым образом о Своей любви к нам - говоря нам в нашем сердце (**любовь к нам** - правильнее: //в нас// - eiV hmaV). См. также Толкование на [[new:rim:05:01#lopuxin_ap|Рим. 5:1]] [<10>]