[<10>] ====== Толкования на Рим. 6:3 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Или не разумеете, яко елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся** См. Толкование на [[new:rim:06:01#svt_ioann_zlatoust|Рим. 6:1]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 3-4 **Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.** Общепризнано, что мы крещены //во имя Отца и Сына и Святого Духа// [[new:mf:28:19|(Мф. 28:19)]]. Однако если даже сказать, что мы крещены **во Христа Иисуса**, сказанное не выйдет за пределы надлежащего. Ведь преимущественно именами, ипостасями и различием лиц некоторым образом отступит в обособленное отличие Отец по отношению к Сыну и по от- ношению к Ним Обоим Святой Дух, ибо Отец — это Отец, а не Сын, Сын же, в свою очередь, из Отца по природе и не Отец, а Святой Дух — это собственно Дух. Но так как Сын — в Отце, а Отец — в Сыне, притом что в Обоих — Святой Дух по причине тождества сущности, то, если даже наименуют одно Лицо, в силу умозрительной способности этим сделают указание на все Лица. Следовательно, наименовав Христа, не оставят в забвении Отца или Духа. Поскольку же, став человеком, Иисус претерпел смерть за жизнь всех, постольку блаженный Павел по необходимости перешёл к тому, что особенно полезно для предлагаемого им учения, ведь нужно было наименовать Того, Кто пострадал. Потому-то он и говорит: **Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?** Ведь словно бы предложив Христу благое //обещание// правой //совести// [[new:1pet:03:21|(1 Пет. 3:21)]] и по вере приняв, что Он и умер ради нас, и погребен был, и ожил, мы получили отпущение грехов через святое крещение, принимая на себя омертвение греха и как бы умирая вместе с Умершим за нас, умерщвляя //земные члены// [[new:kol:03:05|(Кол. 3:5)]]. Ведь Христос //умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога// [[new:rim:06:10|(Рим. 6:10)]]. Мы же берем на себя равную с Ним смерть и чуть ли не погребены с Ним, поскольку //носим// в собственных телах Его //мертвость// [[new:2kor:04:10|(2 Кор. 4:10)]], так что мы погреблись со Христом. Что же именно мы приобретаем отсюда, апостол объясняет сам, говоря: **Дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни**. Ведь нужно, чтобы мы, как погребенные с Ним, и духовно (νοητῶς) воскресли с Ним. И если погребение со Христом означает смерть для греха, тогда само собой очевидно, что под воскресением с Ним справедливо было бы понимать не другое что, как жизнь в праведности. Однако апостол утверждает, что Христос воскрес славою Отца не потому, что Ему будто бы недостаёт крепости, ибо Он Сам — Господь сил, но потому, что отнесение превышающего природу человека свойства к славе высочайшей природы является обыкновением как у Самого Христа, так и у Его последователей. Поэтому даже если скажут, что Бог Отец совершил что-то, мы не отстраняем Сына от Его (Отца), направленного на все действия, ведь если //всё// возникло //через Него// [[new:in:01:03:|(Ин. 1:3)]], как можно сомневаться в том, что Отец действовал через Сына и при воскресении Его святого тела? Да и Сын, показывая, что Сам Он действует, говорил иудеям: //Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его// [[new:in:02:19|(Ин. 2:19)]]. Так заметь же, как Он обещает Сам воздвигнуть собственный храм, хотя говорится, что воскресил Бог Отец, ведь поскольку Сам Сын является животворящей силой Бога Отца, постольку Он оживотворял собственный храм. **// Из катен //** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Или не разумеете, яко елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся** «Как предыдущие слова были не совершенно ясны, то объясняет то же самое в другой раз, и в выражениях более сильных» (святой Златоуст). Сказал: умрохом греху. Когда и как? В крещении, говорит. «Раскрывает, как умерли мы для греха, и говорит: чрез крещение» (блаженный Феофилакт). Когда окрестились во Христа, тогда и умерли греху. Ибо, окрестившись во Христа, мы в смерть Его окрестились. Очевидно, что крещение в смерть Христову есть умертвие греху. Как же это так? Это объясняет значение и сила смерти Христовой. Умерши на кресте, Господь Спаситель грехи наши вознес на крест и стал очищением о гресех наших. В крестной смерти Господа — очистительная сила грехов. Кто крестится, — погружается, — в смерть Христову, тот погружается в очистительную силу греха. Сия сила в самом действии погружения снедает всякий грех, так что и следа его не остается. Здесь бывает то же, как если бы кто приготовил такой химический состав, который, когда погрузят в него какое нечистое белье или платье, тотчас растворял и снедал бы всякую нечистоту: только погрузи в него, — и всякая нечистота будет снедена. Так и смерть Христова, как очистительная сила греха, снедает всякий грех, как только кто погружается в сию смерть крещением. В крещенном и следа греха не остается: он умер ему. Но надо при сем иметь в мысли, что в сем умертвии греху чрез крещение ничего не бывает механически, а все совершается с участием нравственно свободных решимостей самого человека. Существо умертвия греху всегда одно: это есть отвращение от греха, смертельное возненавидение его. Где же оно в крещении? Тут же, в духе крещаемого. Ибо что делает крещаемый пред погружением в купель? Отрицается сатаны и всех дел его и всего служения его; а это то же, что отвращается от греха и возненавидевает его. Когда затем, в сем духе отвращения и ненависти ко греху, погружается он в купель, тогда благодать Божия, нисшедши внутрь, закрепляет сии расположения и решения воли и дает им силу живую и действенную. Крещенному все прежние грехи прощаются, а от будущих охранять его будет сия, нисшедшая в него в крещении сила. Он и есть воистину мертв греху. И все сие производит очистительная сила греха, сущая в смерти Христовой, погружение в которую совершается чрез погружение в купель. Святой Златоуст говорит: «чем для Христа был крест и гроб, тем для нас стало крещение, хотя в другом отношении. Ибо Христос умер и погребен плотию; а в нас умер и погребен грех. То и другое есть смерть, как во Христе, так и в нас есть смерть истинная. Но хотя грех и истинно в нас умирает чрез крещение; однако ж надобно, чтоб и сами мы содействовали к умерщвлению его». — Это содействие совершается возненавидением греха, восприемлемым до крещения, запечатлеваемым в крещении и хранимым с помощию благодати по крещении. Крещение не освобождает нас от самоохранения от греха, напротив, обязывает к нему. Отчего грешат по крещении? Оттого, что, возложив все на силу крещения, сами и перстом не хотят двинуть в противлении греху и самоохотно склоняются на него, сначала мыслями, потом сочувствиями, далее желаниями, а наконец, и падениями. Чрез это грех оживает и опять начинает жить, бывши так действенно умерщвлен в крещении. Как истинно то, что, погружаясь в смерть Христову в крещении, мы умираем греху, так непреложно и то, что сие умертвие греху есть возненавидение греха, которое надлежит нам возгревать в себе самоохотно, при всей облекающей нас силе благодати Христовой. //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились** **Или не знаете, что все мы, кои крестились во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?** И мы своею жизнью умерли для мира, как и разлучившийся с телом умер для жизни временной. //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Блж. Августин ===== **Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились** Апостол Павел говорит о крещении, делая акцент на том, что, крестившись во Христа, мы крестились в Его смерть. Креститься в смерть Христа есть не что иное, как умереть для греха, подобно тому как Он умер во плоти. //**Против Юлиана.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 3-4 **Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни** Рассказывает, как умерли мы для греха, и говорит: чрез крещение. Мы крестились в смерть Христа; значит, и мы должны умереть, как умер Он. Ибо что для Христа крест и гроб, то для нас крещение, хотя и в другом отношении; потому что Христос умер и воскрес плотью, а мы умираем для греха и воскресаем для добродетели, **дабы как Христос плотью воскрес из мертвых славою Отца**, то есть Собственной Божественностью (ибо слава Отца - Сын), так и мы воскресаем другим воскресением, то есть новым образом жизни. Так, когда блудник становится целомудренным, то представляет собою смерть и воскресение, - смерть порока и воскресение и оживление добродетели в человеке. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились** Этими словами апостол дает понять, что, если кто раньше умер для греха, тот по необходимости был погребен вместе с Христом в крещении. Если же человек предварительно не умер для греха, то он не может быть погребен вместе с Христом. А если он не погребается вместе с Христом, то не принимает и должного крещения. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Севериан Габальский ===== **Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились** Принимая крещение, мы исповедуем, что умерли для мира и отреклись от греха и диавола. //**Фрагменты.**// ===== Амвросиаст ===== **Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились** Павел говорит это, чтобы мы знали, что после принятия крещения мы не должны грешить, поскольку в крещении мы умираем со Христом. Это значит - креститься в смерть Его. Ибо здесь умирают все наши грехи, так что, будучи обновлены сброшенной смертью, мы кажемся восстающими подобно возрожденным к новой жизни - чтобы как Христос умер для греха и воскрес, так и мы через крещение имели бы надежду на воскресение. Итак, крещение есть смерть греха, чтобы за нею последовало новое рождение, которое, хотя тело и остается, обновляет разум человека, погребая все ветхое зло поступков. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Констанций ===== **Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились** Здесь апостол учит, что, поскольку мы не под законом, но под благодатью, мы не должны грешить, ибо в крещении мы стали мертвыми для греха. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились** Апостол, чтобы еще более убедить своих читателей в невозможности (принципиально) для них обратиться ко греху, напоминает им, что, крестившись в Иисуса Христа, они этим самым крестились в Его смерть. Что значит //креститься во Христа// (eiV Сriston)? Значит вступить в живое и теснейшее с Ним общение. Христианин, сходящий для крещения в реку или купель и //погружающийся// в ней (на это указывает здесь употребленный глагол baptiVw), этим самым кончает свою прежнюю жизнь, греховную, и погружается в новую область жизни, в самого Христа. Для него крещение стало тем, чем для Христа были крест и гроб (Злат.). Он также умирает, как и Христос, чувствует такую же боль, такие же страдания, как и Спаситель, умиравший - на кресте, хотя все это происходит в нравственной, а не в физической стороне его существа. Поэтому-то Апостол и говорит, что крещающий крестится в смерть Христову. См. также Толкование на [[new:rim:06:01#lopuxin_ap|Рим. 6:1]] [<10>]