[<10>] ====== Толкования на Рим. 6:5 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения** См. Толкование на [[new:rim:06:04#svt_vasilij_velikij|Рим. 6:4]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения** Павел не сказал, что мы были соединены «смертью», но: **подобием смерти Его**. Ибо и то и другое - смерть, однако разных вещей: та - смерть тела, а эта - греха, потому и подобие смерти. //**Огласительное слово о клятве.**// ---- Ст. 5-11 **Аще бо сообразни быхом подобию смерти Его, то и воскресения будем, сие ведяще, яко ветхий наш человек с Ним распятся, да упразднится тело греховное, яко ктому не работати нам греху: умерый бо свободися от греха. Аще же умрохом со Христом, веруем, яко и живи будем с Ним, ведяще, яко Христос воста от мертвых, ктому уже не умирает: смерть Им ктому не обладает. Еже бо умре, греху умре единою: а еже живет, Богови живет. Такожде и вы помышляйте себе мертвых убо быти греху, живых же Богови, о Христе Иисусе Господе нашем** О чем я говорил уже выше, о том скажу и теперь, а именно, что (апостол в послании к Римлянам) часто переходит к нравоучительному слову не так, как в остальных посланиях, которые он разделяет на две части и первую назначает для догматического учения, а вторую попечению о нравах; но здесь не так, а попеременно делает это на протяжении всего послания, чтобы слово его было хорошо принято. Итак, он говорит здесь, что существуют два умерщвления и две смерти: одно умерщвление совершается Христом в крещении, а другое должно совершаться нами посредством нашей деятельности после крещения. То, что в крещении погребены прежние наши грехи, составляет Христов дар, а пребывание после крещения мертвыми для греха - это должно быть делом собственного нашего попечения, хотя и здесь, как увидим, всего более помогает нам Бог. Крещение имеет силу не только заглаживать прежние согрешения, но и защищает от будущих. И как для заглаждения прежних грехов ты принес веру, так и для того, чтобы опять не оскверняться грехами после крещения ты должен обнаружить перемену в усердии. Советуя это самое, (апостол) и говорит:** аще бо снасаждени быхом подобию смерти Его, но и воскресения будем.** Заметил ли ты, как он возвысил слушателя, возведя его прямо к самому Господу и стараясь доказать большое с Ним подобие. А чтобы ты не стал возражать, апостол не сказал: смерти, но: **подобию смерти**, так как в тебе не самая сущность умерла, а умер греховный человек, т. е. порочность. Не сказал также (апостол): если мы приобщились подобию смерти, но как говорит? **Аще бо снасаждени быхом**, намекнув словом - насаждение на плод его в нас. Как Христово тело, погребенное в земле, принесло плод - спасение мира, так и наше тело, погребенное в крещении, принесло плод - правду, освящение, усыновление и бесчисленные блага, а впоследствии принесет и дар воскресения. И так как мы погребены в воде, а Христос в земле, ты в отношении греха, а Он телом, то (апостол) не сказал: снасаждени быхом смерти, но: **подобию смерти**, потому что хотя то и другое есть смерть, но не в отношении к одному и тому же. **Аще снасаждени быхом в смерти**, говорит, **и воскресения будем**. Здесь он разумеет будущее воскресение. Так как выше, когда рассуждал о смерти и говорил: //или не разумеете, братья, яко елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся//, - он ясно ничего не сказал о воскресении, но о жизни после крещения, повелев ходить в обновлении жизни, то здесь, употребив тоже выражение, предвозвещает уже нам о будущем воскресении. А чтобы ты понял, что (апостол) говорит именно о будущем воскресении, а не о воскресении в крещении, он, сказав: **аще снасаждени быхом подобию смерти Его**, не сказал, что и подобию воскресения снасаждени будем, но просто - **и воскресения будем**. Чтобы ты не возразил: "если мы не умерли, как умер Христос, то как же мы воскреснем, как Он воскрес?" - апостол, когда упомянул о смерти, не сказал: снасаждени смерти, но - **подобию смерти**, а когда говорит о воскресении, не сказал: подобию воскресения, но и самого **воскресения будем**. И опять не сказал: были, но: **будем**, указывая и этими словами не на бывшее уже, но будущее воскресение. Потом, желая сделать свою речь достоверной, он указывает на другое воскресение, совершающееся здесь прежде будущего, чтобы ты по настоящему уверовал и в будущее. Сказав именно, что снасаждени воскресения будем, присовокупил: **cиe ведяще, яко ветхий наш человек с ним распятся, да упразднится тело греховное** [[new:rim:06:06|(ст. 6)]]. Здесь (апостол) представил вместе причину и доказательство будущего воскресения; и он не сказал: распятся, но: **с ним распятся**, сближая крещение и крест. Так и выше говорил: **снасаждени быхом подобию смерти Его, да упразднится тело греховное**, называя так не это наше тело, но всю порочность. Как именем ветхого человека он называет вообще все зло, так телом ветхого человека опять называет зло, слагающееся из разных видов порока. И что сказанное - не мое предположение, послушай, как сам Павел объясняет это далее. Сказав: **да упразднится тело греховное,** он присовокупил: **яко ктому не работати нам греху** [[new:rim:06:06|(ст. 6)]]. Желаю, чтобы тело было мертво, но не в том смысле, чтобы оно разрушилось и погибло естественною смертью, а в том, чтобы не грешило. И дальше (апостол) еще более разъясняет это, говоря: **умерый бо свободися от греха** [[new:rim:06:07|(ст. 7)]]. Это (апостол) говорит о всяком человеке, потому что как умерший освобожден от греха уже тем самым, что лежит мертв, так и вышедший из крещения: он однажды уже умер, поэтому ему должно навсегда оставаться мертвым для греха. Итак, если ты умер в крещении, оставайся мертвым, потому что всякий умерший не может уже грешить; а если ты грешишь, то уничижаешь дар Божий. Таким образом, потребовав от нас столь высокого любомудрия, (апостол) немедленно указывает и на награду, говоря: **аще же умрохом со Христом** [[new:rim:06:08|(ст. 8)]]. Хотя быть в общении с Владыкою прежде всякой иной награды само по себе есть уже величайший венец, но, кроме его, говорит (апостол), я предлагаю тебе другую награду. Какую же? Вечную жизнь. **Веруем**, говорит он, **яко и живи будем с Ним** [[new:rim:06:08|(ст. 8)]]. Откуда же это видно? **Ведяще, яко Христос воста от мертвых, ктому уже не умирает** [[new:rim:06:09|(ст. 9)]]. Обрати опять внимание на искусство (апостола), как он раскрывает свою мысль от противоположного. Так как крест и смерть естественно приводили некоторых в страх, то он доказывает, что они именно и должны укреплять в надежде. Если Христос умер однажды, говорит (Павел), то не подумай, что Он смертен; напротив, вследствие этого самого Он пребывает бессмертным, так как смерть Его была смертию смерти, и так как Он умер, то и не умирает. Это и есть - **смертию греху умре** [[new:rim:06:10|(ст. 10)]]. Что значит: **греху**? То есть, Сам по Себе Он не был повинен смерти, а умер за наш грех. Для того Он и умер, чтобы истребить грех, подрезать ему жилы и отнять у него всю силу. Замечаешь ли ты, как (апостол) устрашил? Если Христос не умирает в другой раз, то нет и второго крещения, а если нет второго крещения, то ты не должен иметь склонности ко греху. Все это (апостол) говорит, восставая против думавших: сотворим злая, да приидут благая, или: пребудем во гресе, да благодать приумножится. Желая с корнем уничтожить такое мнение, он и высказывает это. **А еже живет**, продолжает, **Богови живет** [[new:rim:06:10|(ст. 10)]], т. е. непрерывно, так что смерть не имеет уже над ним власти. Если Христос умер первою смертью, не будучи повинен смерти, а за грех других, тем более не умрет Он ныне, истребивши грех. Тоже самое выразил (Павел) и в послании к Евреям, говоря: //единою в кончину веков, во отметание греха, жертвою Своею явися. И якоже лежит человеком единою умрети, тако и Христос единою принесеся, во еже вознести многих грехи, второе без грехи явится ждущим Его во спасение// [[new:evr:09:26|(Евр. IX, 26-28)]]. Апостол показывает и силу жизни по Боге и могущество греха, - силу жизни по Боге тем, что Христос уже не умрет, а могущество греха тем, что он побудил умереть Безгрешного; следовательно, как же он не погубит тех, которые действительно виновны? Потом, так как (апостол) беседовал о жизни Христовой, то, чтобы кто-либо не сказал: "какое эти слова имеют отношение к нам"? - он присовокупил далее: **такожде и вы помышляйте себе мертвых убо быти греху, живых же Богови** [[new:rim:06:11|(ст. 11)]]. Хорошо сказал - **помышляйте**, потому что пока невозможно представить видимым образом то, о чем он говорит. О чем же мы должны помышлять, спросишь? **Мертвых себе быти греху, живых же Богови о Христе Иисусе Господе нашем**, т. е. живущий для Бога достигнет всякой добродетели, имея своим споборником самого Иисуса; это и значит - о Христе. Если он воскресил нас мертвых, то тем более может поддержать нас, когда мы живем. //**Гомилии на Послание к Римлянам.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Аще бо сообразни (снасаждени)((σύμφυτοι γεγόναμεν. Ср.: «мы соединены с Ним» (Син. пер., Победоносцев); «мы оказались сращёнными с Ним» (еп. Кассиан). Однако прямой смысл речи, как и толкование свт. Кирилла, скорее предполагает нашу тождественность (сообразность) не с Ним, а с Его смертью)) быхом подобию смерти Его, то и воскресения будем** Божественный Павел говорит, что тем, которые погребены со Христом, следует ожидать, что они и воскреснут с ним, а **сообразни** может означать что-то вроде «сообразные и тождественные по виду»((σύμμορφοί τε καὶ ταυτοειδεῖς. Это же выражение встречается у свт. Кирилла в диалогах «О Святой Троице» для описания природного единства Лиц Святой Троицы, в которое преобразуемся и мы в силу усыновления (Cyrillus Alexandrinus. De s. Trinitate. III / SC. 237. P. 98.)) в умопостигаемом смысле. Однако необходимо обратить внимание вот на что: Еммануил положил за нас Свою душу и умер по плоти. Каким же тогда образом мы, крестившись, погреблись с Ним? Неужели претерпев с Ним смерть плоти? Вовсе нет. Давайте тогда уже скажем, каким образом мы стали сродными **подобию смерти Его**. Дело в том, что Христос умер по плоти, чтобы избавить мир от греха, мы же умираем не по плоти (можно ли?), но //для греха// [[new:rim:06:02|(Рим. 6:2)]], как написано. То есть, мы делаем грех бездейственным и бессильным тем, что //умерщвляем земные члены: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание// [[new:kol:03:05|(Кол. 3:5)]]. Итак, мы стали сродными уже не только смерти Христа по плоти, но даже **подобию смерти Его**. А этим подобием можно считать то, что Он умер за грех, притом не за Свой собственный, вовсе нет, ибо Бог непорочен и крайне далёк от возможности погрешать, но, как я сказал, за грех мира, //ибо что Он умер, то умер однажды для греха//[[new:rim:06:10|(Рим. 6:10)]]. Итак, мы стали сродными подобию смерти Его. Но мы непременно **будем** сродными и тождественными по виду также подобию **воскресения Его**, ведь мы будем жить во Христе и вернётся к жизни плоть, но будем жить и иным образом, посвятив Ему собственные души и преображаясь в силу освящения также к славному жительству в Святом Духе. **// Из катен //** ===== Свт. Геннадий Константинопольский ===== **Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения** Крещение во Иордане (см. [[new:mf:03:13|Мф. 3:13-17;]] [[new:mk:01:09|Мк. 1:9-11]]) прообразовало таинство воскресения Господа. //**Фрагменты.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Аще бо сообразни (снасаждени) быхом подобию смерти Его, то и воскресения будем** Доказывает, что правильно сказал пред сим, сказав: //спогребохомся//... чтоб ходить в обновленной жизни. Ибо, говорит, став сообразными смерти Его, мы должны быть сообразными и воскресению Его. Но если первое совершается чрез умертвие греху, то второе должно совершаться чрез новую жизнь в святости и правде; а это и есть ходить в обновленной жизни, подобясь Христу Господу, воскресшему из мертвых в светлости и славе. **Сообразны**, σύμφυτοι, — снасаждены, срощены, как прививок с деревом. Больше и больше углубляет мысль о нашем причастии смерти Христовой в крещении: //в смерть крестихомся... спогребохомся... снасаждени//. — Хочет сказать: мы срощены со Христом Господом; почему все, что в Нем, должно быть и нашим достоянием. Он умер и воскрес. Не может же случиться, чтобы мы причастились только смерти Его и на том остановились, не став причастными и воскресения Его. Нет; если мы причастны смерти Его, то необходимо уже нам быть причастными и воскресению Его. И чтобы не осталось никакого в этом сомнения, употребил слово: срощены. Ибо где дерево, там же непременно и прививок его. Что значит: снасаждение смерти Христовой? Умертвие греху, благодатно-таинственно совершившееся в купели крещения и долженствующее быть хранимым по крещении свободным нашим произволением и собственным нашим рачением. Святой Златоуст говорит: «два умерщвления разумеет здесь Апостол. Одно совершается Христом в крещении, а другое обязаны совершить мы сами своею рачительностию после крещения. Что в крещении погребены прежние наши грехи, это есть Христов дар; а чтобы после крещения пребыть мертвыми для греха, сие должно быть делом собственного нашего рачения, хотя и в сем подвиге всего более помогает нам Бог. Ибо крещение имеет силу не только загладить прежние согрешения, но и ограждает от будущих. Как для заглаждения прежних грехов ты с своей стороны употребил веру; так, чтобы не оскверниться грехами по крещении, яви перемену в расположении». Почему Апостол не сказал: смерти снасаждены, — но: **подобию смерти**? Святой Златоуст отвечает на это так: «ибо в тебе не самая сущность умерла, а умер греховный человек». И еще: «поелику мы погребены в воде, а Христос в земле, наш погребен грех, а Его тело; то Апостол не сказал: //снасаждени быхом смерти//, — но: **подобию смерти**. Хотя то и другое есть смерть, впрочем, не одно и то же умерщвлено ею» Как разуметь: **то и воскресения будем**, — то есть будем снасаждены и подобию воскресения? По ходу речи так же должно бы сие разуметь, как и снасаждение подобию смерти, то есть о нравственно-духовном воскресении для святости и правды. И в таком случае слову: **будем** — надо будет дать значение увещания: да будем, будем же, — или должны быть и явиться снасажденными и воскресению. **То... будем**, по-гречески: αλλά και... έσόμεθα. Может быть, позволительно перевесть и: будем же. Судя по сему, Апостол предлагает здесь увещание, или налагает на нас обязательство, по крещении жизнию своею подобиться светлости воскресшего Господа, — то есть внушает то же, что пред сим: //да якоже воста Христос от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем//. У наших толковников оправдание сей мысли можно находить только в общем их определении содержания сего стиха, — то есть что Апостол говорит здесь о том, как должны мы жить по крещении, — именно бегая греха и ревнуя о правде. Прямо же они видят в сих словах указание на будущее воскресение, которому предначатие полагается в возрождении (которое есть воскресение в духе) чрез крещение. Такого понимания нельзя укорять; потому что грамматический строй речи сего стиха именно этого требует. Соглашаясь с этим, мы можем предложить только вопрос: чего ради Апостол помянул о будущем воскресении, когда речь идет все о нравственном изменении на лучшее? Того ради, чтоб в светлости воскресения указать побуждение к светлости и чистоте жизни здесь, по крещении. Он говорит как бы: умерли мы со Христом в крещении; несомненно и воскреснем с Ним. Смотри же, соблюди себя чистым по крещении, чтоб воскреснуть во славе и к славе, а не к посрамлению. Блаженный Феофилакт пишет: «мы будем общниками и воскресения, наследуем жизнь вечную, как показавшие воскресение, состоящее в добрых делах». — Можно сюда перенести слова святого Златоуста из-под предыдущего стиха: «Апостол требует от нас, чтобы мы, в ожидании будущего воскресения, воскресли иным образом, именно чтобы мы в настоящей жизни, изменив прежние нравы, стали следовать новым правилам. Ибо когда блудник делается целомудренным, сребролюбец — нищелюбивым, жестокосердый — кротким; тогда еще здесь в человеке совершается воскресение, служащее началом будущего. В каком же смысле называется сие воскресением? В таком, что грех умерщвлен, а праведность воскресла; ветхая жизнь упразднилась, а начата жизнь новая и ангельская». Как же лучше понимать, — по первому или второму указанию? Как кому угодно. То только не следует упускать из вида, что намерение у Апостола в сей речи — расположить верующих жить свято и непорочно по крещении. //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения** **Ибо если мы сродными** (срощенными) **сделались** Ему, очевидно, не смертью, а крещением, поелику это самое и есть **подобие смерти Его**, - то подобным же образом и **воскресением Его** будем жить, когда будем процветать, как ветви при течениях вод, от самого крещения, поелику чрез него мы стали сродными Ему. //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 5-7 **Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть: соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха** Не сказал: приобщились подобию смерти Его, но говорит: **соединены**, указывая словом //соединение// на плод смерти Христовой в нас. Тело Христово, погребенное в земле, принесло плод спасения. Поскольку же мы погребены в воде, а Христос в земле, и притом мы погребены для греха, а Он телом, то не сказал "смертью", но: //подобием смерти//. Поэтому мы будем общниками и воскресения, наследуем жизнь вечную, как показавшие воскресение, состоящее в добрых делах. **Ветхий наш человек**, то есть порочность, **распят с Ним**, то есть, подобно телу Христову, погребен в крещении; **чтобы упразднено было тело греховное**, то есть слагающаяся из разных видов порочность, или склонное ко греху тело наше, почему и присовокупляет: **дабы нам не быть уже рабами греху**. Желаю, говорит, чтобы тело было мертво, не в том смысле, чтобы истребилось, но в том, чтобы не грешило. **Ибо умерший освободился от греха**. Это говорит о целом человеке. Как **умерший освободился от греха**, то есть избавился, свободен, так и ты, крестившийся и умерший для греха, оставайся мертвым. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения** Возвратившись назад, увидим, что значит стать сонасажденными подобию смерти Христа. Там апостол представляет смерть Христа как бы саженцем некоего дерева, вместе с которым он хочет, чтобы были насаждены и мы - чтобы и наш корень, получая соки корня Его, произрастил ветви праведности и принес плоды жизни. Если же хочешь узнать из Писаний, что это за саженец, с которым вместе мы должны быть насаждены, и какого рода дерево, то послушай, что написано о Премудрости: //«Она - древо жизни для всех надеющихся на нее и уповающих на нее, как на Господа»// [[old:pr:03:18|(Притч. 3:18)]]. То есть Христос, Сила Божия и Премудрость Божия, Сам есть Древо жизни, вместе с которым мы должны быть насаждены, и в качестве некоего нового и возлюбленного дара Божия Его смерть становится для нас древом жизни. Итак, Павел желает, чтобы мы были насаждены вместе с **подобием смерти Его**, которою Он однажды умер для греха (см. [[new:rim:06:10|Рим. 6:10]]), чтобы мы смогли быть насаждены также вместе с Его воскресением. Ибо «насаждены» следует относить и к тому и к другому. Посмотри также, насколько целесообразно он взял образ насаждения. Ведь всякое растение после зимней смерти ожидает весеннего воскресения. Значит, если и мы также насаждены в смерти Христа зимой века сего и нынешней жизни, то и грядущей весною окажемся приносящими плоды праведности от ее корня. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Экумений ===== **Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения** Посмотри на благость Божию - мы умерли смертью Господней как бы в образе, в то время как воскресению будем причастны поистине. //**Фрагменты.**// ===== Тертуллиан ===== **Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения** Если в крещении мы переживаем подобие смерти, то поистине воскресаем во плоти, как и Христос. //**О воскресении мертвых.**// ===== Амвросиаст ===== **Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения** Павел говорит, что мы можем воскреснуть счастливыми, если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то есть если мы в крещении оставили все наши пороки и, будучи переведены в жизнь новую, уже более не грешим. Так мы станем подобными Ему в Его воскресении, ибо подобие Его смерти предполагает и подобие воскресения. Апостол Иоанн в своем послании говорит: //Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему// [[new:1in:03:02|(1 Ин. 3:2)]]. Это значит, что мы воскреснем в бессмертии и славе. Не таким будет подобие, что не останется разницы: мы будем подобны Ему в славе Его тела, но не по природе Его Божества. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения** Здесь Апостол повторяет мысль 4-го стиха, чтобы утвердить читателей в убеждении, что крещение изображает собою не только смерть, но и воскресение. - **Мы соединены** - точнее: //мы срослись с Ним// (sumfutoi от глаг. sumfuw = вместе росту ср. [[new:lk:13:07|Лк 13:7]]). - **Подобием смерти Его** - т. е. //крещением// - погружением, которое означает собою смерть Христову; оно есть подобие смерти Христовой; принимая крещение через погружение, человек уподобляется умирающему, сходящему во гроб Христу. - **То должны быть** (esomeiIa). Хотя в греч. тексте здесь поставлено будущее время, тем не менее Апостол не считает воскресение наше делом будущего, а фактом, уже совершившимся в момент совершения над нами крещения (здесь употреблено будущее так назыв. логическое или будущее следствия). - **Соединены и подобием воскресения**. Здесь Апостол имеет в виду опять крещение, но уже в том его моменте, когда крещающийся выныривает, поднимает голову из воды. Этот момент поднятии есть подобие, символ воскресения нашего вместе со Христом. См. также Толкование на [[new:rim:06:01#lopuxin_ap|Рим. 6:1]] [<10>]