[<10>] ====== Толкования на Рим. 6:15 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 15-16 **Что убо; согрешим ли, зане несмы под законом, но под благодатию; да не будет. Не весте ли, яко емуже представляете себе рабы в послушание, раби есте, егоже послушаете, или греха в смерть, или послушания в правду** Итак, после того как (апостол) успокоил слушателя предыдущими словами, он опять утверждает его, предлагая увещание в виде возражения и говоря так: **что убо? согрешим ли, зане несмы под законом, но под благодатию? Да не будет** [[new:rim:06:15|(ст. 15)]]. Хотя сначала (апостол) на предложенный вопрос, как крайне неуместный, отвечает отрицанием, но потом переводит речь на увещание и доказывает, что легкость подвигов велика, говоря так: **не весте ли, яко ему же представляете себе рабы в послушание, рабы есте, егоже послушаете, или греха в смерть, или послушания в правду** [[new:rim:06:16|(ст. 16)]]? Не говорю уже, рассуждает (апостол), о геенне и о тяжком будущем наказании, но о настоящем стыде, когда вы становитесь рабами и притом рабами добровольными, рабами греха, и за такую награду, чтобы снова умереть. Если до крещения грех произвел телесную смерть, и рана потребовала такого врачевания, что Владыка всяческих принял смерть и таким образом разрушил зло, то чего не произведет грех, овладевши тобою, когда после столь великого дара и свободы ты снова и добровольно склонишься под его иго? Итак, не стремись в эту бездну, не предавайся добровольно греху. Во время войн часто воины сдаются и невольно, но здесь никто не победит тебя, если ты сам не сделаешься изменником. Потому, внушив надлежащим образом стыд, (апостол) устрашает и воздаяниями и указывает на возмездия за дела того и другого рода, именно - на праведность и смерть, смерть не телесную, но гораздо более ужасную. В самом деле, если Христос более уже не умрет, то кто разрушит эту смерть? Никто. Следовательно, необходимо вечно терпеть наказание и мучиться, так как не будет уже и чувственной смерти, как здесь, которая дала бы покой телу и разлучила его с душою: //последний враг испразднится смерть// [[new:1kor:15:26|(1 Кор. XV, 26)]]. Отсюда, наказание будет бессмертно. Но не то ожидает повинующихся Богу, а их наградою будет праведность и блага из нее произрастающие. //**Гомилии на Послание к Римлянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Что убо? Согрешим ли, зане несмы под законом, но под благодатию? Да не будет** Возвращается Апостол к вопросу, в начале главы предложенному: //пребудем ли во гресе//? Там он предложен был для решения, а здесь для вывода, следующего из решения его. Он как бы говорит: итак, что же выходит из всего предложенного мною рассуждения? Грешить нам? Дана нам свобода грешить, потому что мы под благодатию, а не под законом? **Да не будет**, — никак, — сами видите, что не следует так делать, а напротив, следует пребывать во всякой правде и святости по тому самому, что мы под благодатию; ибо обет дали, скрепили его твердою решимостию и благодать спомоществующую получили. Намерение же у Апостола при сих словах — привесть в напряжение принятое в принятии веры и благодати решение — быть верными Господу рабами, которое выразили словами: отрицаюсь сатаны, — сочетаваюсь Христу. Ибо пред сим сказал, что грех нами уже не обладает, не имеет над нами тиранской власти, потому что благодать освободила нас от сего. Из этих слов мог иной вывесть: так мне нечего заботиться, благодать все сделает за меня, нечего мне остерегаться, предусматривать, напрягать силы в борьбе. Все само собою будет течь благоприятно; мне можно жить спустя рукава. — То правда, что благодать все совершает и готова всегда со своею помощию, но она всегда действует в связи и согласии со склонениями воли человека. Приходит на помощь трудящемуся, когда у него недостает сил на совершение какого-либо дела. Потому в жизни благодать благодатию, а свободные решения свободными решениями. Ни благодать без этих решений, ни эти решения без благодати ничего не делают; они действуют совместно. Так ты не расслабляйся, услышав, что благодати ради грех уже не владеет тобою, а береги принятое в начале напряжение — противостоять греху. Не владеет грех, когда ты противишься ему и благодать ради твоего противления помогает тебе. Но опусти руки, предайся нерадению, послабь возненавидение греха, — грех подойдет, прельстит, увлечет и снова завладеет тобою; потому что благодать не станет за тебя делать дело, когда ты опустишь руки. Когда ты бросишь дело противления греху, благодать от тебя прочь отступит, и ты останешься один; а оставшись один, не совладеешь с грехом и падешь. Чтоб не случилось такого расслабления, Апостол и предостерегает: что же? грешить ли? оставить всякую заботу остерегаться греха, смежить глаза, опустить руки? — Нет, говорит, будь всегда на страже и во всеоружии. Такое внушение видит в сих словах святой Златоуст: «успокоив слушателя предыдущими словами (что грех уже не обладает), Апостол ограждает его советом, который предлагает в виде возражения». — Экумений яснее излагает ту же мысль: «чтобы слушатель не сделался нерадивым и беспечным, услышав, что грех уже им не обладает ради ограждающей его благодати, Апостол подкрепляет его, говоря как бы: если мы не подклоним себя под грех, то не будем пленены им». Но как напряжения воли зависят от силы окружающих его побуждений, то святой Апостол, сказав вообще: **да не будет** — не расслабляйтесь, — воодушевляет на противление греху, представляя пагубные следствия поблажки ему и великие блага от верности однажды принятому решению жить свято по воле Божией. Это, с одной стороны, рабство и смерть, а с другой — свобода и живот. Сие разнообразно изъясняет Апостол до конца главы. //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 15-16 **Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак. Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности** Поистине, не прилично нам, когда отнят от нас страх закона и мы **под благодатию** находимся, снова грешить и совершать преступления. Как можем получать оправдание, так легко нам и грешить: **потому что, кому представляете себя рабами в послушание, рабы есть того, кому повинуетесь - или греха к смерти, или послушания к правде**. //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 15-16 **Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак. Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности** Всегда предлагает апостол такие возражения, почему и приводит и решает их, как поступает и с настоящим возражением, отвечая на него: **Никак**. Потом доказывает, что для нас не трудно грешить. Представьте, внушает, в уме своем, что лучше: быть ли рабами греха, предавшись ему по своей воле (это значит: //отдаете//), и получить в награду смерть, то есть вечное наказание (ибо грех Адама породил смерть телесную и временную, а теперь совершаемый грех подвергает человека вечной смерти, то есть вечному наказанию), или повиноваться Богу и получить в награду праведность и проистекающие из нее блага? //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак** Это представляется подобным истолкованному выше: //Что же скажем? оставаться ли нам в грехе; чтобы умножилась благодать?Никак// [[new:rim:06:01|(Рим. 6:1)]], и т.п. Потому для обоих высказываний достаточно одного и того же объяснения. Единственное, в чем, по видимости, существует разница, это то, что выше, говоря: //Что же? Оставаться ли нам во грехе?// — апостол, как представляется, обращается к тем, кто еще не отступил от греха, чтобы они не оставались в том, в чем до сих пор были. Здесь же вопрошание, как кажется, направлено к тем, кто уже отступил от греха. И там словно бы умножилась благодать, которой еще не было, а здесь он говорит уже как бы в присутствии благодати, что мы не под законом, но под благодатью. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак** Павел учит по воле Бога, Который есть автор закона, что через Христа мы освободились из-под закона. Хотя и правильно был дан закон (он дан, чтобы показать виновными перед Богом тех, кто грешил против закона; и для устрашения, чтобы более не грешили), — но по немощи своей род человеческий не мог удержать себя от греха и сделался добычей смерти и ада. Бог же, будучи движим праведностью Своей милости, посредством которой Он всегда приходит на помощь человеческому роду, через Христа предусмотрел путь, которым Он мог дать исцеление отчаявшимся. Простив грехи их, Он освободил их от закона, который держал их. Восстановленные и обновленные с помощью Божией, они могут отвергнуть грехи, которым прежде были подчинены. Потому мы не согрешили в том, что отвергали закон: мы следовали провидению Самого Бога через Христа. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак** Апостол видит противника, который высказывает сомнение в том, чтобы благодать сама по себе, без закона, могла предохранить христиан от грехов. - **Станем ли грешить** - amarthswmen. Это - аорист, обозначающий //однократный//, отдельный акт греха. Поэтому здесь, очевидно, речь идет о том, достаточно ли сильна благодать, чтобы победить грехи в каждом отдельном случае. Она может казаться очень снисходительною к отдельным человеческим грехопадениям, тогда как закон строго карал за каждый случай нарушения воли Божией. Апостол дает отрицательный ответ на поставленный им вопрос. См. также Толкование на [[new:rim:06:12#lopuxin_ap|Рим. 6:12]] [<10>]