[<10>] ====== Толкования на Рим. 6:16 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Не весте ли, яко емуже представляете себе рабы в послушание, раби есте, егоже послушаете, или греха в смерть, или послушания в правду** См. Толкование на [[new:rim:06:15#svt_ioann_zlatoust|Рим. 6:15]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Не весте ли, яко емуже представляете себе рабы в послушание, раби есте, егоже послушаете, или греха в смерть, или послушания в правду** Кому или чему вы вседушно предаетесь с готовностию слушаться, тому вы становитесь рабами. Если предаетесь греху, вы делаетесь рабами греха; если предаетесь правде, вы делаетесь рабами правды. Можно бы подумать: так все равно, — и там рабство, и тут рабство. Но кроме того, что рабство правде есть истинная свобода, а рабство греху есть настоящее рабство, тягчайшее и срамнейшее, посмотри на следствия: кто работает греху, тот в смерти, а кто работает правде, тот в животе. Грех убивает все силы души и истощает жизнь тела; а правда вводит в истинную жизнь, в которой расцветают и душа и тело. После слов: **греха в смерть** — ожидалось бы: или правды в живот; а он сказал: **послушания в правду**. Послушание, по противоположности преслушанию, стоит здесь вместо верности воле Божией и святым Его заповедям. Греху противопоставляет он вообще доброе настроение сердца, решившегося все посвящать Богу и быть Ему во всем преданнейшим. Такое настроение приводит в правду, в праведное состояние, в то состояние, в котором надлежит быть человеку по естеству; а это и есть состояние истинно-живущего. В правду — то же, что: в жизнь истинную. Святой Златоуст говорит на сие место: «не говорю уже, рассуждает Апостол, о геенне и о тяжком будущем наказании; но воображаю только ваш стыд, когда станете рабами, рабами по своей воле, рабами греха, и за такую цену, чтобы снова умереть. Ежели до крещения грех произвел телесную смерть и рана требовала такого врачевания, чтобы Владыка всяческих принял смерть и тем разрушил зло; то чего не произведет грех, овладевши тобою, когда после толикого дара и свободы снова и добровольно подклонишься под его иго? Итак, не устремляйся в сию бездну, не предавайся добровольно греху. На войне и поневоле иногда воину надобно бывает сдаться; но здесь никто не возьмет тебя в плен, ежели не сделаешься сам переметчиком. После сих убеждений от стыда, Апостол действует страхом воздаяний и поставляет на вид возмездия, ожидающие каждого, праведность и смерть, смерть не телесную, но гораздо ужаснейшую. Ибо если Христос уже не умирает, кто разрушит смерть сию? Никто. Следовательно, должно будет вечно терпеть наказание и мучиться. Ибо не будет уже и чувственной смерти, которая бы, подобно как в здешней жизни, дала покой телу и разлучила его с душою. Ибо //последний враг испразднится смерть// (ср.: [[new:1kor:15:26|1 Кор. 15, 26]]); следовательно, наказание будет бессмертно. Но не то ожидает покорных Богу. Их наградою будет праведность и блага, из нее произрастающие». //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп, Ефрем Сирин ===== **Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности** См. Толкование на [[new:rim:06:15#prp_efrem_sirin|Рим. 6:15]] ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности** Праведность и грех прямо противоположны. Это сказал и Господь в священном Евангелии: //Никто не может служить двум господам// ([[new:mf:06:24|Мф. 6:24;]] [[new:lk:16:13|Лк. 16:13]]). //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности** См. Толкование на [[new:rim:06:15#blazh_feofilakt_bolgarskij|Рим. 6:15]] ===== Ориген ===== **Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности** Апостол учит в данном месте, что от решения и воли каждого человека зависит, быть ли ему рабом греха или рабом праведности. Ибо к какой бы части он ни склонялся для того, чтобы отдать ей себя в повиновение, и какой бы части ни захотел подчиниться, та приобретает его себе в рабы. Этим, как я сказал, Павел без всякого промедления показывает, что у нас есть свобода воли, так как от нас зависит, предоставить ли наше повиновение праведности или греху... Но и сказанное: //Всякий, делающий грех, есть раб греха// [[new:in:08:34|(Ин. 8:34)]], относится сюда же, хотя там и не прибавлено: «и всякий, творящий праведность, есть раб праведности». Некоторые, возможно, сочтут это опущенным из-за того, что это должно быть понятно в качестве следствия. Мне же кажется, что апостол не прибавил этих слов преднамеренно. Ибо не подобает говорить, что всякий, творящий праведность, есть раб праведности. Ведь и Сам Бог творит праведность, однако на основании этого нельзя заключить, что Он раб праведности, но - Господь праведности. Посему, не всякий, кто творит праведность, является рабом праведности в том же смысле, как всякий, делающий грех, является рабом греха. Ибо и сам диавол, без сомнения, есть раб греха, раз он отступил от служения праведности и взбунтовался перед лицом Господа всемогущего, из-за чего и назван отступником. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности** Павел предупреждает нас не говорить одно, а делать другое. Если мы называем себя рабами Божиими, то в наших делах не должно обнаружиться, что мы рабы диавола. Он настаивает, что мы служим тому, чью волю исполняем в наших делах, и что несправедливо исповедовать Бога Господом, но творить дела диавола. Ибо за это и Сам Бог порицает: //Народ сей приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня// [[old:is:29:13|(Ис. 29:13)]]; и Господь говорит в Евангелии: //Никто не может служить двум господам// ([[new:mf:06:24|Мф. 6:24;]] [[new:lk:16:13|Лк. 16:13]]); и в законе сказано: //Бог поругаем не бывает// [[new:gal:06:07|(Гал. 6:7)]]. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности** Обыкновенно бывает, что несколько раз совершенный нами грех уже дает нашей воле известное направление, от которого она не в состоянии уклониться. То же замечается и в отношении к хорошим поступкам. Так появляются у человека или худые, или добрые привычки. Этот психологический закон выражен в словах Христа: //"всякий, делающий грех, есть раб греха"// [[new:in:08:34|(Ин 8:34)]], Апостол также имеет в виду этот закон, говоря здесь о рабстве или греху, или праведности: человек непременно должен иметь владыку - без этого он существовать не может... Этим владыкою должен быть или грех, или праведность. Если читатели послания пошли путем добродетели, то, значит, они несомненно придут к полному подчинению праведности или благодати. Последняя станет для них таким же господином, каким был закон для еврея. - **Кому вы отдаете себя**... Это указывает на первые шаги, какие делают люди в том или другом направлении. В этот момент человек еще обнаруживает известную степень нравственной свободы в отношении к тому началу, которое хочет овладеть его существом, его волей - он сам отдает себя. Но вместе с тем, как он начинает проявлять известную податливость пред чуждым пока еще ему началом, он более и более теряет свободу и становится на положении раба у этого человека. - **К смерти**. Здесь, конечно, разумеется нравственная смерть, отлучение от Бога, потому что ей противополагается не вечная жизнь, а праведность. Физически же рабы праведности так же умирают, как и рабы греха. - **Послушания**, т. е. веры во Христа и в Евангелие. И в следующем стихе глагол быть послушным означает собственно акт вере. - **К праведности**, т. е. к добродетельной жизни, основанной на вере. Эта добродетельная жизнь является противоположностью смерти, к которой ведет грех. См. также Толкование на [[new:rim:06:12#lopuxin_ap|Рим. 6:12]] [<10>]