[<10>] ====== Толкования на Рим. 6:19 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 19-20 **Человеческо глаголю, за немощь плоти вашея. Якоже бо представисте уды вашя рабы нечистоте и беззаконию в беззаконие, тако ныне представите уды вашя рабы правде во святыню. Егда бо раби бесте греха, свободни бесте от правды** Так как (апостол) потребовал (от римлян) большой строгости в жизни, повелевая им быть мертвыми для мира, умереть пороку и пребывать твердыми в отношении к действию грехов, и так как казалось, что он говорит нечто великое и тяжелое, даже превосходящее человеческую природу, потому, желая доказать, что он не требует ничего чрезмерного и даже не столько, сколько следовало бы от человека, воспользовавшегося столь великим даром (благодати), но и очень соразмерное с человеческими силами и легкое, - он раскрывает это от противного и говорит: **человеческо глаголю**, то есть: он как бы говорил по человеческим соображениям, применительно к тому, что обыкновенно бывает; словом - **человеческо** он обозначает соразмерность (требования с силами), как и в другом месте говорит: //искушение вас не достиже, точию человеческое// [[new:1kor:10:13|(I Кор. X, 13)]], то есть - соразмерное с силами и малое. **Якоже бо представисте уды ваша рабы нечистоте и беззаконию в беззаконие, тако ныне представите уды ваша рабы правде во святыню.** Хотя велико различие между господами, но однако (апостол) требует равномерного им служения. Надлежало бы предложить гораздо больше и настолько больше, насколько господство правды обширнее и лучше владычества греха, тем не менее (говорит апостол) ничего больше не требую, вследствие вашей немощи. И не сказал: по немощи вашей воли или усердия, но: **по немощи плоти вашея**, чтобы сделать речь менее неприятной. Но иное - нечистота, а другое - святыня, иное - беззаконие, а другое - правда. И кто настолько жалок и беден, чтобы не внести такую же ревность в служение Христу, с какою служил греху и диаволу? Выслушай, однако, что (говорит апостол) дальше, тогда ясно узнаешь, что мы не приносим и этого малого. Так как сказанное таким образом казалось просто невероятным и неправдоподобным и никто не согласился бы и слышать, что он не служит Христу столько же, сколько служил диаволу, то (апостол) следующими словами раскрывает это и доказывает достоверность, выводя на средину самое рабство и говоря, как служили греху. **Егда бо рабu бесте греха**, говорит (апостол), **свободни бесте от правды** [[new:rim:06:20|(ст. 20)]]. Это имеет такой смысл: когда вы жили в пороке, нечестии и ужасном зле, то вы жили с таким повиновением греху, что вовсе не делали ничего доброго. Это и есть - **свободни бесте от правды**, то есть, вы не были подчинены правде, но были совершенно чужды ей. Вы не разделяли дело служения между правдой и грехом, но всецело предали себя пороку. Потому и ныне, так как вы отложились к правде, всецело предайте самих себя добродетели, вовсе не делая ничего худого, чтобы выполнить хотя бы равную меру. Но не только нет сходства во владычестве, но и в самом рабстве существует большое различие; это самое (апостол) и раскрывает с большою ясностью и показывает, в чем состояло рабство прежде и в чем состоит теперь. И еще не говорит о вреде, происходившем от этого дела, а пока об одном позоре. //**Гомилии на Послание к Римлянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Человеческо глаголю за немощь плоти вашея. Якоже бо представисте уды ваша рабы нечистоте и беззаконию в беззаконие: тако ныне представите уды ваша рабы правде во святыню** Слова: **человеческо глаголю за немощь плоти вашея** — можно относить и к предыдущему, и к последующему. В первом случае мысль будет такая: говорю: //поработистеся правде//, — по причине немощи плоти вашей. Не следует, по-настоящему, и поминать при сем о каком-либо рабстве; потому что, предаваясь новому учению с решимостию жить по его указаниям, вы вступили в область свободы, — в свободу чад Божиих. Но как немощь плоти вашей такова, что вы не можете исполнять всего внушаемого новым законом без того, чтоб не испытывать сопротивления плоти, не бороться с собою во зле и не принуждать себя на добро, то и новая жизнь, по сей немощи плоти вашей, представляется чем-то похожим на рабство, будто идущий путем ее иго какое несет. Так разумеет блаженный Фотий у Экумения. «**Человеческо глаголю**, говорит, **поработистеся**; ибо, по-настоящему, жить праведно не есть рабство, но истинная свобода и счастие. Так что же ты называешь это рабством, когда оно не есть рабство? По немощи плоти вашей, говорит, так называю. То есть поелику мудрование плоти в начале обычно противится заповедям правды, тяготится ими и скучает, то, имея в виду такую немощь плоти вашей, я назвал праведную жизнь рабством, по обыкновению человеческому. Ибо мы обыкновенно, когда над чем скучаем или делаем что с самопринуждением, прилагаем к тому имя рабства и невольничества. В этом смысле и апостол Павел сказал: **человеческо глаголю: поработистеся правде**». Если относить сии слова к последующему, то они будут указывать на меру порабощения правде, равную мере порабощения греху. Как вы поработали греху, так поработайте правде. Это говорю я по немощи плоти вашей. Можно ли ставить на одну линию грех и правду? И справедливо ли, потому, то только требовать, чтобы вы правде работали лишь столько, сколько прежде работали греху? Но, по причине немощи вашей плоти, я ограничиваю требование новой жизни лишь такою мерою. Надо бы потребовать несравненно более, но сделайте хоть это. Так разумеет святой Златоуст, тот же Фотий и все другие. Святой Златоуст говорит: «выше Апостол требовал большей строгости в поведении, повелевал им стать мертвыми для мира, умереть пороку и пребывать непоколебимым против стремления грехов. Но такие требования казались великими и тяжелыми, даже превосходящими человеческую природу. Посему, желая доказать, что не требует ничего чрезмерного, что требует менее, нежели надлежало бы от человека, пользующегося даром благодати, и что заповедь его весьма соразмерна с человеческими силами и легка, говорит: **человеческо глаголю**. Сие то же значит, если бы сказал: говорю по человеческому рассуждению, применяясь к обыкновенным человеческим делам. Ибо словом: **человеческо** — выражает соразмерность требования с силами. Так и в другом месте говорит: //искушение вас не постиже, точию человеческое// (ср.: [[new:1kor:10:13|1 Кор. 10, 13]]), то есть соразмерное с силами и малое. Сколь ни велика разность между властелинами (грехом и правдою), Апостол требует, чтобы служили и правде в одинаковой мере, как служили греху. Хотя надлежало гораздо более поработиться правде и тем более, чем владычество ее обширнее и лучше владычества греха, впрочем, не требую, говорит Апостол, большего порабощения по вашей немощи. И не сказал: по немощи вашего произволения или усердия; но, дабы не очень огорчить словом, говорит: **по немощи вашей плоти**. — Кто будет так жалок и беден, чтобы не согласился служить Христу с таким же рачением, с каким служил греху и диаволу?» **Якоже представисте уды ваша рабы**. — Представлять уды свои рабами кому — значит: отдавать их ему в орудия его действования. В человеке всем правит его собственное самодеятельное лицо. От этого лица исходят замыслы и повеления, исполняемые разными членами души и тела, опять по повелению того же лица. Сознание и самодеятельность составляют лицо и суть исходища нашей жизни и деяний. Но эти свойства составляют только форму жизни и деяний, дух же их зависит от того направления и настроения, которые принимает лицо человека сознательно и самодеятельно. Этих направлений два: жизнь по Богу в правде и преподобии истины и жизнь в нечистоте и беззаконии. Направления эти образуются от возлюбления в первом случае Бога и правды Его, а во втором — греха с его нечистотами и беззакониями. Ибо когда образуется в лице возлюбление чего-либо, тогда оно сознанием и самодеятельностию переходит на сторону возлюбляемого, ему предается и по нему всё в себе и вне себя устрояет; а это и есть направление жизни и деяний. Таким образом возлюбленное становится источником и исходищем сознательной самодеятельности. Сам по себе и сознательно все делает человек, но в угоду тому, что возлюбил и что по сей его любви завладело всем им. Это угождаемое есть властелин его; но как сам он есть властелин всех членов своих, то чрез него становится властелином их и угождаемое возлюбленное. В момент возлюбления сам себя предал он возлюбляемому, а вместе с собою и все члены свои, так что с этого времени и сам он, и все члены его становятся исполнителями и орудиями того, что возлюблено: если возлюблен грех — орудиями греха, если возлюблена правда — орудиями правды. Пред сим сказал Апостол, что научаемые им чрез сие Послание были рабами греха, а потом, услышав Евангелие, вседушно предались учению его с твердою решимостию во всем ему единому следовать. Это то же, что: вы прежде любили грех, а теперь возлюбили правду, отвратились от греха. Итак, говорит, исполните теперь то, чего требует любовь: отдайте себя и все члены свои правде, как прежде то и другое было предано у вас греху. По устроению душевному это иначе и не может быть. Апостол излагает закон естества души. **Рабы нечистоте и беззаконию в беззаконие**. Слова: **нечистота и беззаконие** — можно не различать; ибо нечистота нравственная есть уже беззаконие, и обратно, всякое беззаконие есть нравственная нечистота. Но можно и различать, относя к нечистоте все виды сластолюбия, наипаче плотского, а к беззаконию — все другие виды грехов пред Богом и людьми, и, может быть, наипаче неправды, обиды, зависти и всякого рода злодеяния в отношении к ближним. Но что значит: **в беззаконие**? — В умножение беззакония (см.: Экумений, блаженный Феофилакт). Грех ко греху прилагая, умножали вы беззаконие. Всякий член ваш, служа греху, приносил грех, как ветвь дерева приносит плод; и вы были многоветвистое дерево, богатое плодами греха. — Но можно, в противоположность нижеследующему указанию: **во святыню**, — разуметь под: **в беззаконие** — обеззаконение всего естества человека. Когда грех на грех прилагается, то беззаконие все более и более проникает внутрь: сначала внутрь того члена, коим творится, а потом, член за членом проникнувши, проникает и все естество человека, и он весь становится пропитанным беззаконием. Если беззаконие, как уклонение от закона, лежащего в естестве, назовем уклонением от естества; то пропитание естества беззаконием будет совершенное уклонение наше от естества нашего, обезображение, низвращение и омрачение его. Если беззаконие возведем к источнику его, сатане, то обеззаконение естества нашего будет осатанение его. Значение слова: **во святыню** — определяется само собою по противоположности сказанному пред сим о: **в беззаконие**. **Во святыню** — будет: в умножение святости. Одно святое дело прилагая к другому, умножают святость. Каждый член, повинуясь правде, приносит, как плод, святое дело; и человек в этом случае становится многоветвистым деревом, приносящим обильные плоды святости. Следствием этого должно быть освящение всего естества. Всякий член, творя святое дело, проникается освящающею его силою его, а постоянством в делании святых дел и весь преисполняется святостию. Когда таким образом и другие члены один за другим преисполнятся святостию, преисполнится ею и весь человек; и все естество его станет свято, чисто и светло. Извнутрь возлюбление правды, совне дела правды совсем изгоняют грех, и человек весь становится святым. Если назовем правдою действование и стояние по закону естества, то освящение правдою естества нашего будет возведение его в его естественный чин, в то состояние, в коем ему надлежит быть по первоначальному его назначению. Если возведем правду к источнику — Богу, то освящение правдою будет обожение. Какой дивный плод, — а между тем как просто он достается?! Возлюби правду и возненавидь беззаконие, а затем, не жалея себя, понуждай всякий член души и тела исполнять лишь веления правды. Какое несложное требование?! То правда, что если собрать все, что в слове Божием возлагается на каждый член нашего естества, то мы получим большое количество заповедей Божиих, обязательных для нас; но и то правда, что в каждый момент одно только может лежать на нас дело, и нередко на одном только члене нашем. Следовательно, выраженное Апостолом несложное требование и есть таково во всякий момент нашей жизни. Внимай только себе и держи воспринятую любовь к правде как направительный компас, — и никогда не будешь смущаем сложностию дел и подавляем численностию и тяготою их, особенно если при этом не будешь сводить очей ума с того дивного плода, какой вкусишь наконец от постоянства в таком роде действования. — Этот плод, предуказанный уже в настоящих словах, вслед за сим полнее живописует Апостол, для привлечения желающих на путь к стяжанию его и на воодушевление к постоянству шествования по нему. //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые** См. Толкование на [[new:rim:06:18#prp_efrem_sirin|Рим. 6:18]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые** См. Толкование на [[new:rim:06:18#blazh_feofilakt_bolgarskij|Рим. 6:18]] ===== Ориген ===== **Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые** Бесславное дело - служить добродетелям так же, как порокам, ибо праведность следует чтить гораздо больше и гораздо усерднее. Но я, говорит он, поступаю по-человечески и по общему обыкновению: требую того же, испрашиваю подобного. Еще недавно ваши ноги бежали к бесовским храмам - теперь пусть бегут к церкви Божией. Раньше они спешили на пролитие крови, а теперь пусть бегут на освобождение ее. Раньше рука протягивалась, чтобы похитить чужое, а теперь пусть будет протянута на подаяние своего. Глаза раньше высматривали женщину или что-либо чужое для вожделения - теперь пусть высматривают бедных, слабых, тех, кто нуждается в милостыни. Уши услаждались суетными слухами или хулой против добра, а теперь пусть обратятся к слушанию слова Божия, для изъяснения закона и усвоения учения премудрости. Язык, который привык к брани, злословию и непристойностям, пусть теперь обратится к благословению Бога во всякое время; пусть произносит здравые и добропорядочные речи, чтобы ему передавать благодать слушателям и говорить правду ближним своим. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ---- Даже отдельные наши члены, если они служат осуществлению божественных велений, должны называться «обрезанными». Если же они преступают предписания и попирают божественные законы, то их следует считать «необрезанными»... Когда члены наши служили нечестию, они не были «обрезаны» и не пребывали в завете Божием; когда же начали служить «праведности в освящении», в них исполнилось обетование, которое было дано Аврааму (см. [[old:vtor:10:16|Втор. 10:16;]] [[old:ier:04:04|Иер. 4:4;]] [[new:1kor:07:19|1 Кор. 7:19]]). //**О началах.**// ===== Амвросиаст ===== **Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые** Чтобы предотвратить возможность того, что страх воспрепятствует вере и нам покажется невыносимо и трудно ей следовать, Павел велит нам той же мерой служить Богу, которой мы прежде порабощались диаволу, хотя, конечно же, более щедро следует служить Богу, нежели диаволу, ибо здесь спасение, а там - осуждение. Целитель духовный не требует от нас большего, чтобы от осознания своих немощей мы не пустились в бега от якобы более строгих Его повелений и таким образом не остались бы в смерти. Потому Господь говорит: //Возьмите иго Мое на себя ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко// [[new:mf:11:29|(Мф. 11:29-30)]]. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые** **Человеческо глаголю**, «говорю по человеческому рассужденью», или применительно к общему разуменью – **за немощь плоти вашея**, «ради немощи плоти вашей», по причине вашего чувственного разумения, или потому, что вы неспособны понимать, если бы духовные истины стал я раскрывать сообразно с их достоинством. Апостол, для объяснения того, какую жизнь должен проводить обновленный благодатью человек, употребляет сравнения, занятые из обыкновенной жизни, понятные каждому, мало-помалу чрез эти сравнения возводя мысли к высшему духовному разуменью. Сказав: //освободившись от греха, вы стали рабами праведности//, Апостол далее говорит: **Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконью на дела беззаконные: так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые**. Что значит быть рабом какого-либо господина, первоначальные читатели апостольского послания – Римляне – хорошо это понимали; потому что у Римлян было много рабов и состояние римских рабов было самое тяжелое. От этого рабства Апостол, желая быть понятным для своих читателей, заимствует объяснение для раскрытия нравственных состояний, греховного и обновленного, или благодатного. Когда были вы в рабстве греха, говорит Павел, тогда члены ваши предавали в рабы нечистоте и беззаконью на дела беззаконные; то есть тогда вы употребляли члены вашего тела на то, чтобы служить порочным страстям и всяким греховным пожеланиям, чтобы делать беззаконные дела. А ныне, силою благодати Христовой, освободившись от рабства греховного, те же члены вашего тела употребляйте на служение праведности, чтобы делать добрые дела, чтобы исполнять заповеди Христовы и чрез это достигать святости. Рабское служение было служение внешнее, исполняемое преимущественно телесными членами: потому Апостол, применяясь к простому разуменью и понятью о рабстве, говорит и о служении или о деятельности в обновленном состоянии: **так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые**, хотя под членами здесь надобно разуметь не одни члены телесные, но и все силы душевные, так как существо святых дел состоит не во внешнем их образе, но во внутренней силе благочестия, именно: в истинной вере во Христа Спасителя, непоколебимой надежде и святой любви, Им заповеданной. Представлю вам образ употребления членов телесных на служение греху, как это бывает в состоянии рабства греховного, и на служение праведности, как мы, христиане, всегда должны употреблять их. В состоянии рабства греховного ноги идут, чтобы делать дела нечестия и неправды, а в состоянии благодати ноги спешат или в храм Божий, чтобы поклоняться единому Триипостасному Богу, или на дела служения заповедям Божиим. В рабстве греха руки простираются, чтобы похитить чужое или отнять что-либо у ближнего; а в состоянии благодати они простираются, чтобы помочь нуждающемуся, поддержать слабого, защитить обижаемого. В рабстве греховном глаза смотрят на красоту женскую, чтобы вожделеть ее, на блага ближних, чтобы завидовать их счастью и подоб.; а в состоянии обновления глаза смотрят на красоты Божии, чтобы прославлять премудрого и всеблагого Творца всех тварей, смотрят на бедных и слабых, чтобы оказать им какую-нибудь помощь. В рабстве греховном уши любят слушать срамные песни, чтобы питать ими порочные страсти и вожделения, любят слушать худые речи, насмешки, пересуды, чтобы худо говорить о других, смеяться над ними, осуждать, поносить, злословить их; а в состоянии благодати уши любят слушать слово Божие, его изъяснение, хвалебные песни во славу Божью, уроки мудрых и все, что служит к назиданью. Язык в состоянии греховного рабства любит празднословие, суесловие, ругательства, злословия, проклятия; а язык, служащий праведности, любит восхвалять Бога во всякое время, на всяком месте, любит говорить все, что служит к научению и назиданью в истине и добродетели самого говорящего и других, его слушающих. В основании всех, этих добрых дел обновленный благодатью человек, служащий своими членами праведности, всегда имеет веру, надежду и любовь к Богу, заповеданные Господом Иисусом Христом. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые** Здесь Апостол дает объяснение употребленному им выше выражению: //рабы праведности//. Его могли спросить: разве упражнение в добродетели есть рабство? Сам же Апостол раньше учил, что христиане призваны к свободе [[new:gal:05:13|(Гал. 5:13)]]. Апостол на предполагаемый вопрос отвечает так: "говоря так, я применяюсь к понятиям читателей, к их состоянию немощному". Апостол, очевидно, понимает, что христиане римские были не всегда на высоте призвания. Нет-нет, да и у них пробуждались страсти, как будто бы совсем уже подавленные. Не все, конечно, могли умело и без вреда для себя пользоваться христианскою свободою. Поэтому для большинства необходимо было утвердиться в мысли, что над ними есть господин, который будет строго с них взыскивать за всякое нарушение христианской чистоты. Поэтому-то Апостол и внушает им, что они должны считать себя рабами праведности, не позволять себе никаких вольностей по отношению к закону евангельскому. Иначе все их труды могут пропасть даром! (ср. выражение Ап. Иуды: //"а других страхом спасайте"//. [[new:iud:01:23|Иуд. ст. 23]]). - //Нечистота// - это грех, как личное падение, личное развращение [[new:1sol:04:07|(1 Сол. 4:7)]], //беззаконие// - презрение к закону Моисееву или закону совести. См. также Толкование на [[new:rim:06:12#lopuxin_ap|Рим. 6:12]] [<10>]