[<10>] ====== Толкования на Рим. 6:22 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Ныне же свобождшеся от греха, порабощшеся же Богови, имате плод ваш во святыню: кончину же живот вечный** См. Толкование на [[new:rim:06:21#svt_ioann_zlatoust|Рим. 6:21]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Ныне же свобождшеся от греха, порабощшеся же Богови, имате плод ваш во святыню: кончину же живот вечный** **Ныне же**, — вышедши из того пагубного состояния греховного, отвергши грех и возненавидев его, возлюбив правду и Бога, — источник правды, и предавшись все душно сему новому роду жизни, как рабы предаются господам: **ныне имате плод ваш во святыню**. Грех осрамлял, унижал и извращал естество ваше, а правда или паче Бог, приведший вас к правде и держащий в ней, освящает естество ваше, приводит его в святое, чистое и неповрежденное состояние. Вы стали на путь к сему светлому состоянию, и если пребудете верны принятому решению — ненавидеть всегда и во всем грех и любить единую правду, или, что то же, будете постоянно всеми членами души и тела рабствовать правде, как прежде рабствовали греху; то непременно достигнете его. Если до конца жизни сохраните себя в сем спасительном настроении, то святыми и чистыми перейдете и в другую жизнь и начнете там наслаждаться неиссякаемым блаженством. Кончина святой жизни о Христе Иисусе — живот вечный, всеблаженный. Что так будет, судите по тому, что получили уже: святыню имеете. Она — залог и предначинание вечного блаженства. Имея сие в мысли, можете ли вы ослабевать в ненависти ко греху и в возлюблении правды? Святой Златоуст говорит: «плодом первого состояния есть стыд; а плодом нынешнего — святость. Но где святыня, там много упования. Концом прежнего есть смерть, а концом нынешнего — жизнь вечная. Примечаешь ли, что Апостол на одно указывает, как на данное, а на другое, как на ожидаемое? Но по данному удостоверяемся в ожидаемом, по святости — в жизни (вечно-блаженной). И дабы не мог ты сказать, что все есть только ожидаемое, Апостол доказывает, что ты и здесь пожал уже плоды. Во-первых, ты освободился от порока и от тех худых дел, о которых одно воспоминание приводит тебя в стыд; во-вторых, поработился правде; в-третьих, получил святость; в-четвертых, улучил жизнь, и жизнь не временную, а вечную. Но при всем том, говорит Апостол, служите Богу хотя в той же мере, в какой служили греху. Несмотря на то, что новый Властелин превосходнее и велика разность, как в самом служении, так и в наградах, за которые служите, я ничего больше от вас не требую». Выше сказал Апостол: //свобождшеся от греха, поработистеся правде//; а здесь говорит: **свобождшеся от греха, порабощшеся же Богови**, — чем показал, что порабощение правде есть порабощение Богу, как и выше сего внушал, когда говорил, что надо члены свои отдать //в оружие правды Богови// (ср.: [[new:rim:06:13|6, 13]]). Так научает нас Апостол, что не должно останавливаться на одной правде, а чрез нее простираться к Богу, как последней цели. Есть мудрователи, которые думают построить добрую нравственность без Бога и веры в Него. Следуй совести — вот и все. — То правда, что должно следовать совести, но почему? Потому что она волю Божию открывает нам. На совесть в самом творении возложил Бог, чтоб она стояла за святую волю Его. Почему видим, что, как только совесть сознает, что то и то есть закон правды Божией, покоя не дает человеку, пока не заставит его действовать по сему закону. Таково устроение совести. Но и в действовании своем она всегда состоит в зависимости от того, каков человек в отношении к Богу. Кто помнит Бога и страх Божий имеет, у того совесть бывает сильна, а кто забывает Бога и теряет страх Божий, у того совесть немощна. Так в естестве нашем совесть сочетана с Богом, что без Бога сама она мало гожа к делу, для которого имеется в нас. Как же на ней одной основать добрую нравственность? Есть другие мудрователи, которые все свое нравоучение совмещают в следующем кратком положении: веруй в Бога и следуй совести. Страх Божий с совестию суть мощные производители доброй нравственности. И это — совершенная правда; иначе доброй нравственности и состояться нельзя. Но как оживить страх Божий, как совесть возвесть до ясного и полного познания воли Божией и как, по сознании сего, облечь волю силою неуклонно исполнять внушения совести? Этого мудрователи не определяют и сами по себе определить не могут. Все это указывает нам христианское откровение, и не только указывает, но и возводит в состояние страха Божия, ведения святой воли Его и обладания силою следовать ей. Первое призвание евангельское открывается возбуждением страха Божия и оживлением совести, которые рождают возненавидение греха и возлюбление правды, приводящие к решимости отвращаться от первого и прилепляться к последней. Когда затем сие решение запечатлевается в крещении и приемлет на себя благодать Божию; тогда лицо, выходящее из купели, есть уже мощный ревнитель добрых дел, готовый скорее умереть, чем нарушить в чем-либо святую волю Божию. Вот это и есть порабощение **Богови**, коего плод святыня, о коем говорит здесь святой Павел. Говоря: **Богови**, — он разумел принятие всего устроения Богом нашего спасения в Иисусе Христе, как вслед за сим и выражает, говоря о даровании Божием за правду, что оно будет о Христе Иисусе Господе нашем. //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная** Теперь же, поелику освобождены вы от греха и благодатью стали рабами праведности, приносите плод Тому, Кого конец есть жизнь вечная. //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 22-23 **Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная. Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем** Плод дел греха есть стыд; плод правды - освящение, чистота, непорочность. Конец первых - смерть; конец последней - вечная жизнь. **Ибо возмездие за грех - смерть**. Так, говорит, и вам, служащим греху, грех давал **возмездие** - смерть. **А дар Божий**. Не сказал: возмездие от Бога, но: **дар**. Ибо не как вознаграждение или воздаяние за труды вы приняли, но все то произошло от благодати во Христе Иисусе: ибо все совершено Им. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная** Павел сравнивает плоды греха с плодами праведности, и объявляет, что первые, за которые святые теперь - то есть после того, как освободились от греха и стали рабами Божиими, - стыдятся, оканчиваются смертью; а вторые, которые суть во освящение, по его словам, обретают конец в вечной жизни... Теперь вспомним то, что он говорил выше: //Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности// [[new:rim:06:18|(Рим. 6:18)]]. Сейчас он выразился так же... а продолжил не теми же словами: //стали рабами праведности//, - но: **стали рабами Богу**. И это отличие не случайно. Ибо чрез это показано, что после того, как кто-либо освобождается от греха, он должен прежде всего начать служить праведности и всем добродетелям вместе, чтобы отсюда через преуспеяние стать рабом Божиим, хотя служение праведности тоже является служением Богу. Тем не менее существует порядок продвижения, и есть степени добродетели. И потому говорится, что Христос царствует (ср. [[new:1kor:15:25|1 Кор. 15:25]]) (поскольку Он есть праведность), пока в каждом человеке не исполнится полнота добродетелей. Когда же мера совершенства будет исполнена, тогда, как сказано, Он передает царство //Богу и Отцу//, чтобы Бог впредь был //все во всем// ([[new:1kor:15:24|1 Кор. 15:24,]] [[new:1kor:15:28|28]]). //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Тертуллиан ===== **Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная** Приводя ряд подобных соображений, апостол старается отвратить наши члены от нечестия и греха, и обрести их для праведности и святости, и заменить их наказание смертью даром жизни вечной. Поэтому и плоти он также обещает награду спасения. От плоти вообще не следовало бы требовать ни святости, ни праведности, если бы ее за это не ожидала награда. Тем более она не заслуживала бы крещения, если бы через подобное возрождение она не восстанавливалась и не освящалась. //**О воскресении мертвых.**// ===== Амвросиаст ===== **Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная** Если, получая прощение грехов, мы делаемся последователями добрых дел, то обретем святость и в конце - жизнь вечную, поскольку мы перейдем от смерти, которую Павел назвал концом, к жизни, у которой конца нет (ср. [[old:iez:36:25|Иез. 36:25-27;]] [[new:mf:05:43|Мф. 5:43-48;]] [[new:ef:05:17|Еф. 5:17-18,]] [[new:ef:05:25|25-27;]] [[new:1sol:05:23|1 Фес. 5:23-24]]). //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная** Апостол, показав прежде своим читателям, христианам, какой плод имели они от греха, теперь раскрывает им, какой плод получают и какого надеяться могут под конец, служа праведности или служа Богу. Освободившись от греха чрез веру в Иисуса Христа, говорит Апостол, вы сделались рабами праведности; а служа правде, вы служите Богу, или стали рабами Богу. Какой же плод вашего служения Богу? – Этот плод ваш есть святость или освящение ваше, и затем, наконец, жизнь вечная. Как от служения греху плодом или последствием были стыд и смерть; так от служения Богу – плод есть святость и жизнь вечная. Святой Златоуст говорит: "Плодом прежнего состояния, даже по освобождении, есть стыд; а плодом нынешнего – святость. Но где святыня, там много и упования. Концом прежнего есть смерть, а концом нынешнего – жизнь вечная. Примечаешь ли, что Апостол на одно указывает, как на данное, а на другое, как на ожидаемое? Но по данному мы удостоверяемся в ожидаемом; по святости – в жизни. И дабы не мог ты сказать, что все есть только ожидаемое, Апостол доказывает, что ты и здесь пожал уже плоды. Во-первых, ты освободился от порока, и от тех худых дел, о которых одно воспоминание приводит тебя в стыд; во-вторых, поработился правде; в-третьих, получил святость; в-четвертых, улучишь жизнь, и жизнь не временную, но вечную". //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная** Теперь обстоятельства совершенно изменились - римляне идут к святости и вечной жизни. - **Плод ваш есть святость** - точнее перевести нужно так: //"вы имеете свой плод в том, что направляетесь к святости//" (или //приведены в состояние святости).// Это - результат их упорной, происходящей в зависимости от Бога, деятельности. Каждая исполненная христианином обязанность есть новый шаг по тому пути, в конце которого сияет возвышенный идеал совершенной //святости// (agiasmoV), а там - за гробом - жизнь вечная, т. е. вечная слава и совершенная деятельность. См. также Толкование на [[new:rim:06:12#lopuxin_ap|Рим. 6:12]] [<10>]