[<10>] ====== Толкования на Рим. 7:22 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Соуслаждаюся бо закону Божию, по внутреннему человеку** См. Толкование на [[new:rim:07:21#svt_ioann_zlatoust|Рим. 7:21]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 22-23 **Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием. Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих** Как я уже сказал, ум жаждет свободы, хочет избавиться от ненавистного ему и увенчивает высочайшими почестями закон, являющийся наставником прекраснейших истин. Но принуждает его к безобразным наслаждениям природа плоти, поскольку ведёт войну и напирает **закон греховный**. Законом же греховным он называет врождённое движение и то, что представляет собой, как можно думать, страсть плотолюбия, а также, конечно, и **законом ума** называет его склонность и волю к благу //**Из катен**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Соуслаждаюся бо закону Божию, по внутреннему человеку** Внутренний человек — дух, проявления жизни которого составляют страх Божий, требование совести и недовольство ничем тварным. Он цел и в падшем, и в самом большом грешнике дает о себе знать, — и всегда стоит на стороне богоугодного, законного и доброго, сему сочувствует, сим соуслаждается. И никого нет, кто бы не испытывал сего. В обычном состоянии — спокойном — человек стоит на этой стороне, — и рассуждает, и чувствует хорошо. Посмотрите на того, о ком говорим: он ныне в добром духе, — совсем святой, но потом откуда что возьмется, и не узнать его. //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием** **Соуслаждаюсь закону Бога**, то есть** внутренний наш человек.** //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Блаж. Августин ===== **Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием** Заметь, в чем мы свободны, в чем наше удовольствие от закона Божия. Свобода дает удовольствие. Покуда в страхе делаешь то, что праведно, удовольствие твое не от Бога. Покуда делаешь как раб, удовольствие твое не от Бога. Пусть станет оно от Бога, тогда и ты станешь свободен. //**Трактат на Евангелие от Иоанна.**// ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием** //Внутренний человек// означает разум. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 21-23 **Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих** Я знал добро и до закона, и когда нахожу оное изображенным в письменах, хвалю закон и соглашаюсь с ним **по внутреннему человеку**, или по уму своему. **Но вижу иной закон**, то есть грех, который назвал законом потому, что обольщаемые им покорствуют ему и боятся покинуть его, как закон, который должен быть исполнен. Закон этот противоборствует **закону ума моего**, то есть закону естественному (выше назвал его внутренним человеком, а теперь ясно называет его умом), и одерживает верх, даже делает меня пленником, побеждая и естественный, и письменный закон. Каким образом делает пленником? //Законом греховным//, то есть силой, мучительством. Не сказал: влечением плоти, или природой плоти, но //законом греховным//, господствующим в членах моих. Значит, в этом не виновата плоть. Если разбойник займет царский дворец, то дворец нимало не виновен в том. Так и здесь: если в членах моих обитает грех, то от этого плоть не зла. Некоторые подмечают здесь четыре закона: один - Божий, научавший нас приличному, другой - противоборствующий, приходящий к нам по действию диавола, третий - закон ума, то есть естественный, последний - находящийся в членах наших, то есть грехолюбивое произволение и склонность к злу, делающие нас посредством привычки нечувствительными, ожесточенными сердцем. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием** Павел говорит, что душу радует то, чему учит закон. Это внутренний человек, ибо не в душе живет грех, но во плоти, которая грешна от рождения, а по рождению всякая плоть становится грешной... Душа Адама согрешила больше, чем тело, поскольку грех в душе испортил тело. Но в теле живет грех, как у входа в душу, дабы не дать ей того, что она хочет. Если бы он жил в душе, человек не смог бы узнать себя. Теперь же он знает себя и сорадуется закону Божиему. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 22-23 **Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих** Апостол, по внутреннему человеку, сочувствует требованиям закона Божия, но это сочувствие никогда не может выразиться практически, потому что встречает на пути к этому серьезную помеху - в законе членов. - **По внутреннему человеку**. Как видно из ст. 23-го, Апостол считает возможным заменять это выражение другим - //ум// (nouV). Что же такое ум, по Апостолу? Это не только способность различать истину и ложь, доброе и злое, но в то же время нравственное чувство, какое влечет человека к исполнению закона Божия, которое находит удовольствие в этом законе. Апостол называет ум //внутренним// человеком потому, что при господстве греха над //внешним// человеком или над плотью эта внутренняя сторона или сила не может найти для себя способа обнаружения во вне. - //В членах моих// - эта тоже, что //во плоти,// т. е. в телесно-материальной стороне человеческого существа. - **Противоборствующий закону ума**. Тут начинается сравнение, взятое из сферы военных действий. Апостол видит двух противников: 1) закон ума (или, что то же, внутреннего человека) и 2) закон членов (или, как далее называет его Апостол, закон греховный). Первый влечет человека к исполнению закона Божия, указывает ему путь к небу, второй - отвлекает человека от этого и влечет в ад. Одолевает в этой борьбе второй закон, и он-то пленяет человека и, как пленника, заставляет, конечно, делать, что ему, закону греха, угодно [Что такое ум по Ап. Павлу - об этом довольно обстоятельно говорит Симон. Высшее начало в человеке - это дух (pneuma), богоподобная сторона человеческого существа. Ум (nouV) есть нечто более узкое, чем дух. Он может быть назван функцией духа. В настоящем (невозрожденном) состоянии он немощен и часто осквернен, непригоден в деятельности. Функциями ума являются// мышление и воля//; между сферой мышления (интеллекта) и воли как бы образуя мост, стоит //нравственное суждение//, которое, впрочем, предполагает известную "искусность" ума [[new:rim:01:28|(Рим. 1:28).]] Деятельность ума обращена к душе (yuch) - он не функция ее, а сила, которая известным образом упорядочивает деятельность духовных сил]. См. также Толкование на [[new:rim:07:14#lopuxin_ap|Рим. 7:14]] [<10>]