[<10>] ====== Толкования на Рим. 8:5 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 5-7 **Сущии бо по плоти, плотская мудрствуют: а иже по духу, духовная. Мудрование бо плотское смерть есть, а мудрование духовное живот и мир, зане мудрование плотское вражда на Бога: закону бо Божию не покаряется, ниже бо может** **Сущии бо по плоти,** - говорит (апостол), - **плотская мудрствуют, а иже по духу, духовная. Мудрование бо плотское, смерть есть: а мудрование духовное, живот и мир. Зане мудрование плотское, вражда на Бога: закону бо Божию не покаряется, ниже бо может** [[new:rim:08:05|(ст. 5-7)]]. Но это не есть обвинение плоти. Пока она сохраняет собственное свое значение, не бывает ничего несообразного; когда же мы позволяем ей все, и она, преступив свои пределы, восстанет на душу, тогда все губит и портит не по собственной своей природе, но вследствие неумеренности и происходящего из нее беспорядка. **А иже по духу, духовная. Мудрование бо плотское, смерть есть.** Не сказал: естество плоти или сущность тела, но - **мудрование плотское**, - то, что можно исправить и уничтожить. А говоря это, он не приписывает плоти собственного помышления, - нет, - но указывает на более грубое стремление ума, которому дает имя, заимствованное от худшей части человека, подобно тому как часто и целого человека вместе с душою обыкновенно называет плотью. **А мудрование духовное.** Опять и здесь говорит о духовном помышлении, как и ниже пишет: //испытаяй же сердца, весть, что есть мудрование духа// [[new:rim:08:27|(Рим. VIII, 27)]], и показывает многочисленные блага, проистекающие из него для настоящей и будущей жизни. В сравнении со злом, какое производится плотским мудрованием, гораздо более добра доставляет духовное мудрование, что (апостол) и выразил, сказавши: **живот и мир**. **Живот** - в противоположность прежде сказанному - **мудрование плоти смерть есть**, а **мир** - в противоположность сказанному после, потому что, сказавши - мир, присовокупил: **зане мудрование плотское вражда на Бога**, что хуже смерти. Потом, показывая, почему плотское мудрование есть смерть и вражда, говорит: **закону бо Божию не покаряется, ниже бо может.** Но не смущайся, слыша: **ниже бо может**, так как это затруднение легко разрешить. Под именем плотского мудрования (апостол) разумеет здесь помысел земной, грубый, пристрастный к житейскому и к худым делам, о котором говорит, что он не может покориться Богу. Какая же надежда на спасение, если, будучи злым, невозможно сделаться добрым? Но не это говорит (апостол), иначе как же сам Павел сделался столь великим? Как - разбойник? Как - Манассия? Как - ниневитяне? Как восстал Давид после своего падения? Как пришел в себя Петр, отрекшийся (от Христа)? Как блудный сын был причислен к стаду Христову? Как возвратили себе прежнее блаженство галаты, утратившие благодать? Итак, (апостол) не то говорит, что худому невозможно сделаться добрым, но то, что невозможно, оставаясь порочным, покориться Богу; а кто переменяется, тому, конечно, легко сделаться добрым и покориться Богу. Он не сказал, что человек не может покориться Богу, но говорит, что худой поступок не может быть добрым; это то же значит, что сказать: блудодеяние не может быть целомудрием, а порок - добродетелью. Так, когда (Христос) говорит в Евангелии: //не может древо зло плоды добры творити// [[new:mf:07:18|(Mф. VII, 18)]], то Он не отрицает этим возможности перехода от порока к добродетели, а говорит только, что пребывание в пороке не может приносить добрых плодов. Он не сказал, что худое дерево не может сделаться хорошим, а говорит, что, оставаясь худым, оно не может приносить добрых плодов. А что худое может измениться, это (Христос) показал и здесь, и в другой притче, когда говорил о плевелах, сделавшихся пшеницею, почему и запрещает их выдергивать, //да не когда восторгающе плевелы//,- как сказал Он, - //восторгнете купно с ними и пшеницу// [[new:mf:13:29|(Mф. XIII, 29)]], то есть ту, которая из них будет. Итак, (апостол) плотским мудрованием называет порок, а духовным мудрованием данную благодать и деятельность, одобряемую благою волей, и рассуждает здесь вовсе не о существе и природе, а о добродетели и о пороке. Чего не мог ты сделать, находясь под законом, говорит (апостол), то можешь сделать ныне, - можешь ходить прямо и правильно, если получишь помощь от Духа. Недостаточно ведь еще не ходить по плоти, но должно ходить по Духу, потому что для нашего спасения нужно не только уклоняться от зла, но и делать добро. А это будет, если мы душу предадим Духу, а плоть убедим познавать свое положение. Таким образом мы и ее сделаем духовной, равно как, если станем предаваться беспечности, сделаем душу плотской. Так как дар сообщен не по естественной необходимости, но вручен по свободному произволению, то от тебя уже зависит сделаться тем или другим. (Христос) совершил все, что От Него зависело: грех не противовоюет закону ума нашего и не пленяет нас, как прежде, но все это миновало и исчезло, страсти скрылись, страшась и трепеща благодати Духа. Если же ты погашаешь свет, сталкиваешь возницу и изгоняешь кормчего, то самому себе приписывай причину обуревания волнами. А что теперь добродетель сделалась более исполнимой, потому и стремление к любомудрию увеличилось, ты можешь видеть из того, в каком состоянии находился род человеческий, когда господствовал закон, и в каком находится ныне, когда воссияла благодать. Что прежде казалось ни для кого невозможным, как то: девство, презрение смерти и других очень многочисленных страданий, то ныне с успехом исполняется повсюду в мире. Не только у нас, но и у скифов, фракиян, индийцев, персов и у других варварских народов есть лики дев, сонмы мучеников, общины монахов и монахинь, и притом в большем числе, чем живущих в брачном союзе, везде ревностное исполнение поста, обилие нищеты, а жившие под законом, кроме одного или двух примеров, не могли и во сне того себе представить. //**Гомилии на Послание к Римлянам.**// ===== Свт. Климент Александрийский ===== **Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном** Под людьми плотскими и младенцами во Христе нужно понимать недавно оглашенных. К тем, кто уже верует во Святого Духа, апостол обращается как к духовным, а к новооглашенным - как к людям плотским и еще не очищенным крещением. Он по справедливости называет их людьми «плотскими», совсем как язычников, потому что они еще проникнуты плотскими стремлениями. //**Педагог.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Сущии бо по плоти, плотская мудрствуют: а иже по духу, духовная** Объясняет, почему оправдание закона исполняется только в ходящих не по плоти, а по духу. Иначе нельзя, говорит: ибо ходящие по плоти или, что то же, сущие по плоти только **плотская мудрствуют**, — им не до закона, заботы нет о законе. Только ходящие по духу или, что то же, сущие по духу **духовная мудрствуют**, о том заботятся, что сообразно с требованиями духа, или с законом; ибо закон духовен. Таков уж строй плотских и духовных, что у тех душа не лежит к законному; а эти о том только и помышляют, чтоб все было законно, сообразно с волею Божиею и богоугодно. Почему только эти и могут исполнять оправдание закона, — цель закона, чтоб мы были святы. **Сущии по плоти** — не то, что: носящие плоть, — а: живущие в плотоугодии, плоти угодия творящие в похоти (см.: 13, 14). Не о естестве плоти речь, а о настроении человека плотском. «Сие не клонится к обвинению плоти, говорит святой Златоуст; доколе она соблюдает собственный свой чин, не бывает ничего несообразного. Когда же дадим волю плоти и она, преступив положенные для нее пределы, восстанет на душу; тогда все губит и портит не по собственной своей природе, но по причине неумеренности и происходящего от оной беспорядка». **Сущии по плоти**, — однако ж, выражение очень сильное. Оно указывает на такое погружение в плотяность, что будто, кроме плоти, ничего уже и не было в человеке. Мы человеческим оком своим мало усматриваем таковых: ибо как-нибудь кто предан плоти, все у него и душа выказывается действующею, а иногда и дух — естественный человеку. Но око Божие не всех ли падших видит такими: ибо таков закон падения, что ниспадший из духа не останавливается уже и в душе, а низвергается на самое дно — в плоть. Плотяность и является заправляющим началом даже и у тех, кои живут душою (научники, искусники, дельцы). Она — фон, а прочее все — разные фигуры, рисуемые на сем фоне. //Мудрование// — здесь означает не одни помышления или образ мыслей, а весь строй внутренний, — и мысли, и заботы, и планы, и сочувствия, и дела, и даже сны и мечтания, — движущее, заправляющее и все устрояющее начало. «Плотским, говорит, предавшиеся похотям об них только всю заботу и попечение имеют» (Экумений). «Предавшиеся неумеренному рабству плоти всегда заботятся только о плотском» (блаженный Феофилакт). «То только им и сладко, что плоть услаждает» (Амвросиаст). **Сущии по духу** — это те, кои духом в Боге живут, о Божеском помышляют, Божеского желают, Божеским утешаются, движимы будучи страхом Божиим и руководимы внушениями совести, просвещенной заповедями, — все по действию благодати Святого Духа в Господе Иисусе Христе. Быть по духу есть норма жизни человека по созданию его. Но по падении он не стал уже быть по духу, хотя дух в нем же был: ибо в нем он был, но силы определяющей не имел; голос подавал, но его не слушали. Таковы и все не восставшие еще от падения. Начинает быть по духу человек только по принятии благодати, — возрожденный. Тут дух вступает в свой чин, берет силу и заправляет всем в человеке, собою определяет норму его жизни. У такого о том только и забота: неотходно быть в Боге духом и все направлять только на угодное Ему. «Кто всецело покорился Духу, те и мыслят, и делают все духовное» (блаженный Феофилакт). Душевная жизнь и телесная не подавляются и не заглушаются, но, быв вставлены в естественные свои пределы, туда же направляются, на угодное Богу, и чрез то одухотворяются, — одухотворяется и вся внешняя жизнь человека, во всех ее отношениях. Так **сущии по духу** не забывают плотского, а только одухотворяют его; а **сущии по плоти** забывают о духовном, — или, может быть, можно сказать, что и они не забывают, только оплотеняют. //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном** **Ибо, по плоти живущие**, говорит, **о плотском помышляют**. У тех, кои окружены грехом, и помыслы их подражают делам их; та же участь и тех, кои совершают доброе. //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном** Предавшиеся, говорит, неумеренному рабству плоти всегда помышляют о плотском и никогда не размышляют о божественном, а кто всецело покорился Духу, те и мыслят и делают все духовное. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном** Здесь апостол более ясно, как бы ставя между нами и иудеями закон Моисеев, говорит: **Живущие по плоти о плотском помышляют**, что сказано об иудеях, которых он называет «Израилем по плоти» (см. [[new:1kor:10:18|1 Кор. 10:18]]), так как они пребывают под законом плоти и понимают закон плотский. **А живущие по духу - о духовном**. Это апостол говорит о тех, кого называет «иудеями по духу, а не по букве», то есть о тех, которые «принадлежат духу». //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном** Павел говорит это потому, что всякий, кто отзывается на соблазн, приходящий через плоть, знает, каковы дела плоти... А живущие по духу знают, что духовно. Очевидно, что воздерживающие себя от плотских желаний живут согласно закону разума. Им кажется полезным то, что соответствует закону. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 5-8 **Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут** В этих стихах Апостол разъясняет, почему именно только на людях, ходящих по духу, а не по плоти, исполняются те заветные ожидания, какие имел закон Моисеев. Причина этого - новое настроение людей, как раз соответствующее той цели, какую ставил для человека закон - настроение мирное и все проникнутое духовными, высшими стремлениями. Между тем, ходящие по плоти не имеют никаких высоких целей и, след., далеки от тех стремлений, какие лежали в основании многочисленных предписаний закона. Первые, таким образом, приближаются к Богу, а последние все более и более от Него отдаляются. - **Живущие по плоти**. Это люди совершенно преданные плоти и ее желаниям, которые в естественном человеке, - а о нем, конечно, здесь и говорит Апостол - всегда греховны. - **О плотском помышляют**. Все их мышление, воля и чувство направлены только на то, что служит интересам плоти, это - дела плоти, страсти и пожелания, о каких Апостол говорит в посл. к Галатам [[new:gal:05:19|(5:19]], [[new:gal:05:24|24]]). - **Живущие по духу**. Эти люди - христиане - исполняют то, чего требует дух - это высшее начало в человеческом существе. Тут и исполняется оправдание закона (ст. 4), потому что закон - сам духовен [[new:rim:07:14|(7:14)]]. - //Помышления плотские суть смерть//. Здесь в начале пропущена частица //ибо//. Здесь Апостол объясняет, почему помышление по плоти (ст. 5) не может привести к исполнению закона (ст. 4), тогда как освобождающая нас от закона греха и смерти (ст. 2) благодать приводит к этому. Причина этого в том, что помышление по плоти приводит человека снова к смерти! А закон хотел именно освободить человека от греха и смерти... //Помышления духовные// - жизнь и мир. Человек, стремящийся к высшим, духовным целям, входит в общение с Богом и получает от Него истинную жизнь и полное душевное спокойствие или спасение. - **Потому что плотские помышления**... Апостол приводит основание, почему плоть может приводить человека только к смерти. Эти помышления делают из человека существо, враждебно относящееся к Богу, а удаление от Бога - и есть духовная смерть. - **Не покоряются** - правильнее: //не покоряется,// потому что подлежащим здесь должно быть слово: плоть, о которой речь идет во всем этом отделе. - Не может - именно потому, что плоть живет во грехе ([[new:rim:07:18|7:18),]] порабощена греху [[new:rim:07:25|(7:25).]] Однако это не значит, что человек уже не в силах покориться закону Божию: когда захочет, он может сделать и это. Апостол же говорит здесь об обычном состоянии человека невозрожденного. Иоанн Злат. указывает на многочисленные случаи обращения грешников, для доказательства вышепоставленного положения, хотя, по его объяснению, что возможно собственно для тех, кто может получить - конечно, в христианстве - помощь от Духа... - **Посему живущие во плоти**... Это - заключение к 5-7 ст. Жить во плоти - здесь означает то же, что жить по плоти. Плоть является для многих жизненною сферою, куда они всецело погружаются. - **Богу угодить не могут**. Римляне, как и другие язычники, имели об этом совсем другое мнение. У язычников, как известно боги были олицетворением разных страстей человеческих и пороков. Жить в страстях - часто значит служить богам! Богам это было приятно видеть на людях... Апостол, вероятно, не имеет в виду это убеждение римлян, следы которого могли сохраняться и у некоторых римских христиан, и считает нужным опровергнуть его. - Заметить нужно, что Апостол очень далек от того, чтобы иметь какое-либо пренебрежение к плоти вообще. Он разумеет здесь только плоть, стоящую под вредоносным действием греха, а жизнь во плоти, удовлетворение потребностей плоти, как скоро она функционирует правильно, под действием обновляющей благодати Христовой, - все это было и в его глазах предметом, заслуживающим полного внимания. Заботы и попечения человека о плоти он ставит даже в параллель с попечением Христа о Церкви [[new:ef:05:29|(Еф 5:29)]]. См. также Толкование на [[new:rim:08:01#lopuxin_ap|Рим. 8:1]] [<10>]