[<10>] ====== Толкования на Рим. 8:6 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Мудрование бо плотское, смерть есть: а мудрование духовное, живот и мир** См. Толкование на [[new:rim:08:05#svt_ioann_zlatoust|Рим. 8:5]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 6-7 **Ибо помышление плоти — смерть, а помышление духа — жизнь и мир, потому что помышление плоти есть вражда к Богу, ибо Закону Божию оно не подчиняется, да и не может.((Пер. еп. Кассиана))** Он называет **помышление плоти** смертью, и весьма верно, а **помышление духа** — жизнью и миром, ведь поистине ходатаем смерти является любовь к плоти, а ходатаем жизни вечной и вышних благ — избрание духовного жительства. Потому что если **помышление плоти есть вражда к Богу**, ведь оно не выносит покорности божественным законам, — **да и не может** оно этого, ибо как угодит Богу постыдная и скверная похоть? — тогда незапятнанный нечистотой и страстями ум, насколько это возможно для человеческой природы, непременно находится в мире с Богом. //**Из катен**// ===== Свт. Геннадий Константинопольский ===== **Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир** **Смерть** есть отчуждение и наказание от Бога. Помысел же духа есть жизнь и мир, то есть дарует бессмертие и дружбу с Богом. //**Фрагменты.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Мудрование бо плотское, смерть есть: а мудрование духовное, живот и мир** **Бо** — ибо; опять причина. Цепь причин вяжет здесь святой Павел: ибо и следующий стих начинается причинною частицею //зане//. — На что же причина выставляется в настоящем стихе? На то, полагаю, что ближайшим образом предшествует, именно: //а иже по духу// (мудрствуют), //духовная//; показывается, почему они так делают: по сознанию, что только в духовном мудровании — жизнь, а в плотском — смерть. И опыт это подтверждает: ибо ничто столько не укрепляет жизни по духу, как сознание, ощущение и вкушение нравственно-религиозного благобытия в таком порядке жизни и воспоминание о том, какого безотрадного в сердце томления источником служит жизнь по плоти. — И по теории так должно быть; ибо сущий по духу и духовное мудрование держащий живет духом в Боге и, силою Его укрепляясь, действия души и тела и всех своих отношений направляет к благоугождению Богу. Чрез это состоя в живом союзе с источником всякой жизни, преисполняется истинною жизнию, которая, настраивая на единое все проявления собственной его жизни, и внутренней и внешней, вносит в нее гармонию и мир, прекраснее, сладостнее и восхитительнее чего человек и вообразить на земле себе не может. Напротив, мудрование плотское, — жизнь в отдалении от Бога и с забвением о Нем, жизнь сластолюбивой самоугодливости, движимой и волнуемой страстями, — тем, что держит вдали от источника жизни, делает естество человеческое скудным, истощающимся, иссыхающим; а тем, что в противность природному строю естества человеческого дает преобладание плоти и душе над духом, вводит разлад в сие естество, разлагающий и разъедающий его. То и другое отзывается томлением, похожим на агонию умирающего. — Боясь этого, испытанного уже, мертвящего действия плотского мудрования, вступивший в мудрование духовное всеусиленно держится в нем, тем усерднее, что ощущает и вкушает источаемые им жизнь и мир. //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Мудрование бо плотское, смерть есть: а мудрование духовное, живот и мир** Нет возможности стяжать разум Божий, пребывая в плотском мудровании. **Мудрование плотское**, сказал Апостол, **смерть есть**. //Мудрование плотское — вражда на Бога: закону бо Божию не покоряется, ниже бо может//. Что такое **плотское мудрование**? — Образ мыслей, возникший из состояния, в которое приведены человеки падением, направляющий их действовать на земле, как бы они были вечны на ней, возвеличивающий все тленное и временное, уничижающий Бога и все, относящееся к богоугождению, отъемлющий у человеков спасение. //**О последовали Господу нашему Иисусу Христу.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир** Награда одних состоит в смерти, а других - в жизни. //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир** Какой человек плотский, то есть страстный, не согласится с этими словами апостола? Мудрование плоти, действительно, есть смерть. Приди сюда, человек сребролюбивый, любостяжательный, завистливый, самолюбивый, гордый, честолюбивый, – и дай нам взглянуть на тебя, на твои поступки, на твою жизнь, раскрой нам, если хочешь, свои помышления сердечные – мы уверим тобою, живым примером, что помышления плотские суть смерть: ты не живешь истинною жизнию; ты мертвец духовный; ты при свободе связан внутренно; при уме как безумный, потому что //свет, который в тебе, тьма// [[new:mf:06:23|(Мф. 6,23)]]; ты получил от Бога сердце, способное наслаждаться чувствами всего истинного, святого, доброго и прекрасного, но ты мудрованием плотским подавил в нем благородные чувства, благородные порывы; ты – мертвец, ты – //живота не имаши в себе// [[new:in:06:53|(Ин. 6,53)]]. Но **мудрование духовное живот и мир**. Какой угодно человек-христианин, провождающий жизнь по вере, истребляющий в себе страсти и помышляющий //что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала// [[new:fil:04:08|(Флп. 4,8)]], – приди к нам и поведай нам, что ты ощущаешь в душе от мудрования духовного: я, скажешь ты нам, ощущаю в сердце всегдашний мир и радость о Дусе Святе; я чувствую распространение сердца – преизбыток жизни, посмеваюсь всему плотскому и дивлюсь, как оно имеет такую великую силу над сердцами людей плотяных, и сам занимаюсь непрестанным созерцанием небесных, духовных, невидимых благ, уготованных любящим Бога. **//Дневник. Том III. 1859-1860.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир** Мудрованием плотским называет грубейшее помышление, заимствовано для него имя от худшей части человека. Ибо плоть сама по себе не имеет собственного мышления, но мудрование плоти есть помышление грубое и вещественное, которое иной может назвать умом, помышляющим о плотском. Так и мудрование духовное есть ум, помышляющий о духовном. Последнее рождает жизнь, в противоположность смерти, которую рождает мудрование плотское, а также мир, в противоположность тому, о чем далее говорится. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир** Кто понимает закон согласно плоти, то есть буквально, тот не придет ко Христу, Который есть жизнь. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Марий Викторин ===== **Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир** **Помышления духовные** поистине есть жизнь. Ибо заблуждение, безрассудство, невежество волнуются, бунтуют и противоречат сами себе. Оттого и помышления плотские, то есть безрассудство, суть смерть, ибо они не знают Бога. Поэтому **помышления духовные** суть **жизнь и мир**. //**Против Ария.**// ===== Амвросиаст ===== **Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир** Мудрость плоти есть грех, рождающий смерть. Она зовется мудростью, хотя это и безумство, потому что мирским людям, смотрящим на происходящее, грехи против закона Бога, будь то в мысли или на деле, кажутся мудростью, особенно потому, что грешащие полны усердия и ума. Они считают себя мудрыми, тщательно размышляя об этом, хотя нет ничего глупее греха. Есть и другая мудрость плоти, исходящая от мирских суждений. Она отрицает все, что не входит в земную мудрость. Потому она смеется над рождением от Девы и воскресением плоти. **Помышления духовные - жизнь и мир**. Верно, что эта мудрость дает жизнь и мир... Не плоть Павел назвал враждебной, а мудрость плоти, то есть не вещество, а дурные дела, или помышления, или упорство, рождающиеся от греха. Мудрость плоти в первую очередь проявляется в спорах людей о неизвестном, а во вторую - в предпочтении видимого. Эта мудрость враждебна Богу, потому что она делает Господа производным от стихий мира и Творца мира - равным творению, и настаивает на том, что ничто не может случиться, если для этого нет рациональной причины. Потому и не верят они, что Бог устроил, чтобы Дева родила, чтобы восстали тела умерших. Нелепо, говорят они, чтобы Бог создал что-то сверх разумения человека. О мудрые мира, полагающие, что Бог не должен делать ничего нового с тех пор, как все сотворил, чтобы и Самому сделаться подобным творению! Они настолько слепы, что не понимают, как оскорбляют Бога. Порицая деяния, которыми Бог удостоил нас во славу Его, они называют их невероятными и абсурдными (см. [[new:1kor:01:18|1 Кор. 1:18-31;]] [[new:1kor:02:14|2:14]]). //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир** См. Толкование на [[new:rim:08:05#lopuxin_ap|Рим. 8:5]] [<10>]