[<10>] ====== Толкования на Рим. 8:7 ====== ===== Свт. Григорий Нисский ===== **Потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут** Невозможно, доколе живет плоть, чтобы благоугодная и совершенная воля Божия беспрепятственно совершалась в жизни уверовавших. //**О христианском совершенстве.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Зане мудрование плотское, вражда на Бога: закону бо Божию не покаряется, ниже бо может** См. Толкование на [[new:rim:08:05#svt_ioann_zlatoust|Рим. 8:5]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут** См. Толкование на [[new:rim:08:06#svt_kirill_aleksandrijskij|Рим. 8:6]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Зане мудрование плотское, вражда на Бога: закону бо Божию не покаряется, ниже бо может** **Зане**, διότι, — чрез то, что, — тем, что. — Сказал, что мудрование плотское — смерть, а мудрование духовное — живот. Теперь поясняет, чрез что и чем первое производит смерть, давая доразуметь, что противоположным тому второе производит живот. Чем же первое производит смерть? Тем, что оно по существу своему есть вражда на Бога. Жизнь — в дружелюбном, живом сочетании с Богом; а плотское мудрование, родившееся вследствие отторжения от Бога, не только чуждо сего союза, но не терпит его и отвращается от него, потому что он подсекает его в корне. Почему естественно оно приносит смерть, и даже есть смерть. Мудрование плотское, как уж не раз говорилось, означает общий строй падшего, по коему он всю заботу обращает на устроение земного благобытия, полагая его в удовлетворении душевных и телесных потребностей, испорченных и извращенных страстьми. Этим оно занято день и ночь, и это только устроять оно умеет, не помышляя о том, что выше земли и что — за пределами земной жизни. К Богу и вещам Божественным у него душа не лежит. Это души нележание к Божескому есть крайний легчайший предел враждования на Бога. Крайний тягчайший предел есть деятельное с яростию восстание против Божеских порядков, сопровождаемое богохульством и рвением отвлекать от Бога и других. Средину составляет тот образ обнаружения плотского мудрования, по которому оно не восстает гласно против Божеского и будто мирно с ним; но, как только приходит в столкновение с ним, всегда понуждает делать в противность ему. И это-то последнее выставляет здесь Апостол в виде непокорения закону Божию, как наиболее распространенное и повсюдное и как такое, в коем первая степень заключается уже, а ко второй пролагается дорога. Мудрование плотское выражает свою вражду на Бога непокорением закону Божию. Обычно оно молчит, будто его нет; но, как только предлежит исполнить закон, оно ухитряется так представить дело, что бедный человек в данном случае поступает в угоду ему против закона Божия. Так — всякий раз, следовательно всегда, так что непокорение закону Божию есть отличительная жизненная черта мудрования плотского. Почему далее и прибавил Апостол: **ниже бо может**. Мудрование плотское, пока оно таково, и не может покоряться закону Божию; ибо как бы только оно покорилось, так и перестало бы быть мудрованием плотским. Человек может держать и плотское, и духовное мудрование, ни тем, ни другим не связан, может переходить от одного к другому. Он, пока предан мудрованию плотскому, не может покоряться закону Божию; но как не связан он мудрованием плотским, а может и отстать от него, то об нем нельзя вообще сказать, что он закону Божию не может покоряться: может, когда захочет, когда сам вооружится против мудрования плотского и прогонит его. Святой Златоуст пространно излагает эту сторону или этот вид неможения. «Не смущайся, слыша: ниже бо может. Сие затруднение отвратить еще удобно. Под именем плотского мудрования Апостол разумеет здесь разум оземленевший, пристрастный к житейскому и худым делам. О нем говорит Апостол, что не может покоряться Богу, а не вообще о человеке. Иначе сам Павел как учинился бы столь великим? Как спасся бы разбойник? Как спасся бы Манассия? Как спаслись бы ниневитяне? Как восстал бы Давид по своем падении? Как пришел бы в себя Петр, отрекшийся от Христа? Как мог бы блудник быть принят в стадо Христово? Как возвратили бы себе прежнее блаженство галаты, утратившие благодать? Итак, Апостол не то говорит, что худому невозможно стать добрым, но то, что худое, пока худо, не может покоряться Богу, а если переменится, то станет добрым и удобно покорится Богу. Он не сказал, что человек не может покоряться Богу, но говорит, что худой человек не может делать поступков добрых, блудник, например, отличаться целомудрием. Так и когда Христос говорит в Евангелии: //не может древо зло плоды добры творити// (ср.: [[new:mf:07:18|Мф. 7, 18]]); то не отрицает сим возможности перейти от порока к добродетели, а разумеет только, что, предаваясь пороку, нельзя приносить добрых плодов. Не сказал, что худое древо не может стать добрым, а говорит, что, пребывая худым, не может оно приносить добрых плодов. — Итак, Апостол называет плотским мудрованием порок, а духовным мудрованием данную благодать и дела, одобряемые благим произволением, и рассуждает здесь вовсе не о существе и природе, а о добродетели и пороке. Чего не мог ты, говорит, сделать прежде, то можешь ныне, — можешь ходить прямо и не спотыкаясь, если получишь помощь от Духа. Ибо мало еще не ходить по плоти, но должно ходить по духу; потому что для нашего спасения нужно не только уклоняться от зла, но и делать добро. Сего же достигаем, когда душу предаем духу, а плоть убедим пребывать на своей чреде. Ибо чрез сие и ее сделаем духовною, равно как, предаваясь беспечности, соделаем душу плотскою. Поелику дар сообщен не по естественной необходимости, но вручен свободному произволению, то от тебя уже зависит стать тем или другим. Христос совершил все, что от Него зависело; грех не противовоюет закону ума нашего и не пленяет нас как прежде, напротив, все сие миновалось и кончилось: страсти усмирены, приведены в страх и трепет благодатию Духа. Если же ты сам угашаешь свет, сталкиваешь возницу, изгоняешь кормчего, то сам себя вини в обуревании. Но что добродетель соделалась ныне более удобоисполнима, а потому и любомудров больше, можешь видеть сие, сличив, в каком состоянии находился род человеческий прежде и в каком находится ныне, когда воссияла благодать. Что прежде казалось ни для кого невозможным, как то: девство, презрение смерти и других многочисленных страданий, то ныне исполняется повсюду в мире. Не только у нас, но и у скифов, у фракиян, у индов, у персов и у других варварских народов есть лики дев, сонмы мучеников, общины монахов, — везде неподражаемый пост, обилие нищеты. — Итак, видя истину событий, взывающую громогласнее трубы, не предавайся неге, не утрачивай толикой благодати. Беспечному, и по принятии веры, невозможно спастись. Подвиги сделалися легче, дабы ты, подвижник, побеждал, не дремал и величия благодати не обращал для себя в предлог к нерадению, погрузившись опять в тину грехов». //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут** **Потому что мудрование плоти враждебно есть Богу**. Но закон божественный любезен Богу, а плотской враждебен Тому и другому (Богу и закону Божию): и Богу не благоугоден, и закону не повинуется. //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Прп. Исихий Иерусалимский ===== **потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут** Когда душа зле входит с телом в соглашение, тогда они обе вместе созидают град тщеславия и столп гордости, и для обитания в нём (плодят) нечистые помыслы. Но Господь страхом геенны расстраивает согласие их и разделяет их, понуждая госпожу душу мудрствовать и говорить чуждое и противное телу (рабе). От сего страха и разделение между ними происходит: **зане мудрование плотское, вражда на Бога: закону бо Божию не покаряется** [[new:rim:08:07|(Рим. 8:7)]]. **//Преподобного Исихия, пресвитера Иерусалимского, к Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве.//** ===== Блж. Августин ===== **потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут** Когда Павел говорит: **потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут**, он хочет, чтобы никто не подумал, будто в природе есть некий противоположный принцип, которого Бог не творил и который враждует против Него. Враждебен Богу тот, кто не подчиняется Его закону и делает это по помышлениям плоти, то есть ищет мирских благ и боится мирских печалей. Обычное определение мудрости состоит в поиске добра и избегании зла. Потому прав апостол, определяя мудрость плоти как стремление к «благам», которые не остаются с человеком, и как страх их потери, хотя когда-нибудь их все равно придется потерять. И не может такая мудрость подчиниться закону Бога. Она должна быть разрушена, и тогда за ней последует мудрость Духа, которая не полагает надежды в преходящих вещах и не боится печалей. Ведь одна и та же природа души следует и мудрости плоти, когда она ищет низкого, и мудрости Духа, когда она избирает высшее, подобно тому как одна и та же вода замерзает от холода и тает от тепла. //**Толкование на Послание к Римлянам.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут (δύναται)** Помышление духовное рождает мир, а помышление плотяное - вражду против Бога. Значит, помышление о плотском поднимает руки на Бога? Нет, говорит; но в нем говорится, что оно есть вражда против Бога, потому что оно не покорно закону Его. Не смущайся, однако, слыша: **да и не могут**, а понимай слова эти как должно. Мудрование плотское не может покоряться Богу, пока останется таким. Это тоже значит, что сказать: блудница не может быть целомудренной. Ибо не в будущем времени сказал "не сможет" (ου δυν'Όεται), но в настоящем (ου - у Ф.Б. - δύναται; в греч. оригинале - γαρ δύναται), то есть теперь, оставаясь плотским. Иначе как могли бы сделаться из злых добрыми сам Павел, разбойник и бесчисленное множество других порочных людей, если невозможна была перемена? Так и в Евангелии Господь сказал: //не может дерево худое приносить плоды добрые// ([[new:mf:07:18|Мф. 7:18]]), то есть пока остается худым. Итак, не будем помышлять о плотском, но будем помышлять о духовном, чтобы иметь мир с Богом, дающим нам Духа, чрез Которого легко для нас все, что было трудно для исполнения во времена закона. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут** См. Толкование на [[new:rim:08:05#lopuxin_ap|Рим. 8:5]] [<10>]