[<10>] ====== Толкования на Рим. 8:11 ====== =====Свт. Иоанн Златоуст===== **Аще ли же Дух Воскресившаго Иисуса от мертвых живет в вас, Воздвигий Христа из мертвых, оживотворит и мертвенная телеса ваша, живущим Духом Его в вас** См. Толкование на [[new:rim:08:10#svt_ioann_zlatoust|Рим. 8:10]] ---- Возводя к мысли о величии тамошних благ, он представляет саму природу болезнующею и воздыхающею от настоящих бедствий и сильно желающею благ будущих, как совершенных, и говорит так: **«вся тварь совокупно стенает и мучится доныне»**. Почему она воздыхает? Почему болезнует? Ожидая будущих благ и желая перемены к лучшему: //«и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих»// [[new:rim:08:21|(Рим.8:21)]]. Впрочем, когда ты слышишь, что она воздыхает и болезнует, то не думай, будто она одарена разумом, но помни свойственный Писанию об­раз речи. Когда Бог чрез пророков желает возвестить лю­дям что-нибудь великое и приятное, то представляет и самые неодушевленные предметы чувствующими величие совершаемых чудес, не для того, чтобы мы называли природу чувствующею, но чтобы можно было представить величие чудес посредством слу­чающегося с людьми. **//Беседа на слова апостола: и не сим только, но хвалимся и скорбями.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Если же Дух Того, Кто воздвиг((Еп. Кассиан. Ср. «воскресил» (Син.).)) из мертвых Иисуса, живёт в вас** Господь наш Иисус Христос воздвигнут Отцом, притом жизнь окрест тела Его приводилась в действие Духом Святым, Который есть Дух Христа((Букв. «Его». Переводим по контексту. Святитель часто акцентирует, что Святой Дух был «Духом Христа», что важно было для него как в ранних творениях, в полемике с арианством, так и в поздних, при опровержении несторианства.)). Ведь о том, что Сам Он оживотворял собственный храм, Он говорит иудеям: //Разрушьте храм этот, и Я в три дня воздвигну его// [[new:in:02:19|(Ин. 2:19)]]. Следовательно, даже если говорится, что Он воскрешён Отцом, однако и Сам Он был Тем, Кто воскресил (этот храм) через Святого Духа, поэтому Христос воскресит из мертвых и наши тела. //** Из катен **// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Аще ли же Дух Воскресившаго Иисуса от мертвых живет в вас, Воздвигий Христа из мертвых, оживотворит и мертвенная телеса ваша, живущим Духом Его в вас** Тут ответ на следующее: пал человек духовно и подпал смерти; но теперь он восстановлен духовно: зачем же смерть? Зачем смерть оставлена, Апостол не разъясняет, а удостоверяет только, что и смерть будет упразднена, говоря как бы: не беспокойтесь! оживотворены будут и мертвые тела ваши, силою того же Духа, Который живет уже в вас, по примеру и в силу воскресшего Христа Господа, Который тоже в вас. Кто воскресил Господа Иисуса, Тот воскресит и ваши телеса, после смерти; а что действительно так будет, берите удостоверение из воскресения Христова и из дарования вам Духа Святого. О связи дара Духа с будущим воскресением говорится здесь ясно, а о связи с ним воскресения Христова только намекается тем, что поминается о нем. В других же местах Посланий своих Апостол и это, как и первое, излагает ясно, так что, по нему, в самом воскресении Христовом мы уже воскрешены (см.: [[new:ef:02:06|Еф. 2, 6]]). Христос Господь — начаток воскресших. Поелику верующие облекаются во Христа и так с Ним сочетаваются, как прививок с деревом; то и им необходимо быть воскрешенными; ибо нельзя членам оставаться в области смерти, когда глава пребывает в светлости воскресения. Но всему свое время: //кийждо в своем чину: начаток Христос, потом же Христу веровавшии в пришествии Его// (то есть воскреснут) (см.: [[new:1kor:15:23|1 Кор. 15, 23]]). — Связь дара Духа Святого с нашим воскресением Апостол всюду выражает тем, что называет Его //обручением наследия нашего// — наследия Царства со Христом воскресшим, следовательно, после того, как и воскрешены будем (см.: [[new:ef:01:14|Еф. 1, 14]]). Благодать Духа Святого — семя воскресения, которое непременно прозябнет, расцветет и плод принесет в свое время. Надобно заметить, что слово Апостола: **оживотворит... Духом** — по-гречески иные читают: διά του πνεύματος — чрез Духа, Духом, — а иные: δια το πνεύμα — для Духа, ради Духа. Мысль та и другая приемлема. Наши святые толковники в изъяснительных речах своих употребляют то и другое выражение, но больше последнее. Спорить нечего: ибо дело всеобщего воскресения есть общее Пресвятой Троицы, — Бога Единого — Отца чрез Сына во Святом Духе, или Отца чрез Духа в Сыне. Блаженный Феодорит пишет: «Апостол ободрил упованием будущего и в достаточной мере придал ревности для настоящих подвигов. Ибо говорит: в скором времени телеса ваши будут бессмертны и сделаются недоступными тревожащим вас страстям. А сие совершит Сам Бог всяческих, ныне щедро дающий вам залог Духа. Представил же им Апостол в поручительство воскресения воскресение Христово». Святой Златоуст говорит: «Апостол начинает говорить о воскресении потому, что надежда воскресения особенно поощряет слушателя и укрепляет его примером Христовым. Не страшися, говорит, что ты обложен смертным телом. Имей в себе Духа, и тело несомненно воскреснет. — Что же это? Разве не воскреснут тела, не имеющие Духа? А как же все должны предстать судищу Христову? Достоверно ли уж учение о геенне? Если не имеющие Духа не воскреснут, то нет и геенны. Итак, что же значит сказанное Апостолом? Хотя все воскреснут, но не все в жизнь, а одни в наказание, другие же в жизнь. Посему не сказал: //воскресит//, — но: **оживотворит**, — что означает больше, нежели воскресение, и даровано одним праведным. Показывая же причину сей чести, присовокупил: живущим Духом Его в вас. Посему ежели утратишь благодать Духа в сей жизни и умрешь, не соблюдши ее в целости; то, без сомнения, погибнешь, хотя и воскреснешь. Как, видя в тебе блестящим Дух Свой, Христос не восхощет предать тебя наказанию: так, видя в тебе Его угасшим, не согласится ввести тебя в брачный чертог, как юродивых дев (см.: [[new:mf:25:01|Мф. 25, 1 — 12]]). Итак, не давай телу жить ныне, дабы оно жило тогда. Пусть оно умрет, дабы не умирать. Доколе пребывает живым, дотоле не живет; а когда умрет, будет жить. То же будет и при общем воскресении. Тело сперва должно умереть и быть погребено, а потом стать бессмертным. То же совершилось и в крещении. Сперва человек распят и погребен, а потом воскрес. То же было и с Господним телом. И оно было распято и погребено, а потом воскресло. Поступим и мы так же. Будем непрестанно умерщвлять тело в делах его. Говорю же сие не о сущности тела, — совершенно не о том, а о наклонностях к порочным делам. Ибо (даже и здесь, на земле) не терпеть в себе ничего человеческого, не служить удовольствиям — составляет жизнь, даже единственную жизнь». //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Сщмч. Поликарп Смирнский ===== **Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас** **Воскресивший Христа из мертвых** и нас воскресит, если мы будем исполнять Его волю и поступать по Его заповедям; и если мы будем любить то, что Он возлюбил, удаляясь от всякой неправды, жадности, сребролюбия, клеветы, лжесвидетельства; и если не будем воздавать злом за зло, злословием за злословие, ударом за удар, проклятьем за проклятье (см. [[new:1pet:03:09|1 Пет. 3:9]]), но будем всегда хранить в памяти то, что сказал Господь, научая нас. //**Послание к Филиппийцам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас** **А если Дух** Его, коего вы восприняли в себя чрез крещение, дарами Своими, **вселится в вас**, то **Он оживотворит и смертное тело ваше, ради живущаго Духа Его в вас**. //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Прп. Макарий Великий ===== **Аще ли же Дух Воскресившаго Иисуса от мертвых живет в вас, Воздвигий Христа из мертвых, оживотворит и мертвенная телеса ваша, живущим Духом Его в вас** «**Воздвигий Иисуса из мертвых, оживотворит и мертвенная телеса наша, живущим Духом Его в нас**». Таким образом, насколько кто, благодаря вере и усердию и подвигу, стал в нынешнем веке причастником Духа Святого и славы небесной и добрыми делами украсил свою душу, настолько в оный день удостоится того, чтобы и с телом быть прославлен: потому что то, что человек воссокровиществует внутри себя, то самое и обнаружится тогда явно. И как тот плод, который деревья зимой таят в себе, они его же весной или летом выносят наружу, так и души: те плоды, ради приобретения которых подвизались, они явно обнаружат тогда в своих телах; и божественный и небесный образ Духа, который от нынешнего времени изобразился в святых душах, тогда явно сделает и тела их божественными и сияющими и небесными. Души же людей недостойных и грешных покрыло мрачное покрывало духа мира сего и, вследствие действа страстей и дурных дел сделав их в нынешнее время безобразными и темными, в оный день явит и тела их мрачными и чудовищными и исполненными гнусности. Потому что как при преступлении заповеди Божией, когда Адам услышал от Бога приговор: «//Воньже аще день снесте от него, смертию умрете//», сначала это приключилось по отношению к душе, когда ее духовные и бессмертные способности иссякли, лишившись небесного и духовного наслаждения, омертвели и покрылись мраком, а затем, по истечении 930 лет, пришла и смерть телу [[old:gen:05:05|(Быт. 5, 5)]], — так, вот, и ныне, после того как Христос примирился с человечеством и воплотился и претерпел крест и смерть ради нашего спасения и воззвания, Он поистине верующую душу, еще находящуюся в теле, восстанавливает в наслаждение (или: вкушение) неизреченных тайн и небесных светов и, общением Духа, освобождает ее от мрачного покрывала страстей и, прославляя ее благодатию, восстанавливает силою Божественного света ее духовные способности; а после сего, в воскресение мертвых, восстановит и тело в бессмертную и нетленную славу, и тогда, облекшись в сияние небесного света, оно вместе с душою насладится вечными благами. //**Собрание рукописей типа I. Слово 58.**// ===== Блаж. Августин ===== **Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас** Теперь Павел указывает на четвертую ступень из тех четырех, о которых мы говорили выше (см. [[new:rim:03:20#blazh_avgustin|Рим. 3:20]]). Однако эта ступень не достигается в этой жизни. Это относится к надежде, с которою мы ожидаем искупления нашего тела, когда тленное превратится в нетленное, а смертное - в бессмертное [[new:1kor:15:53|(1 Кор. 15:53-54)]]. И тогда наступит совершенный мир, потому что душа уже не будет страдать от тела, которое будет оживлено и приведено в соответствие с небесным качеством (см. [[old:iez:37:01|Иез. 37:1-14;]] [[new:1kor:15:12|1 Кор. 15:12-55]]). //**Некоторые темы из Послания к Римлянам.**// ---- Это представляет собой очевидное свидетельство воскресения тела; и отсюда же явно следует, что в течение этой нашей жизни не будет недостатка в трудностях, исходящих от смертной плоти, как и в похотях плотских наслаждений. И хотя находящийся под благодатью разумом служит закону Бога, плотью он продолжает служить закону греха. //**О различных вопросах.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас** Опять начинает речь о воскресении и говорит: не страшись, что ты облечен смертным телом. Ты имеешь Духа Божия, воскресившего Христа из мертвых. Как Он Его воскресил, так и тебя, несомненно, воскресит, даже оживотворит. Воскреснут и те, которые не имеют Духа, но они воскреснут в наказание, а имеющие Духа воскреснут в жизнь. Поэтому-то не сказал апостол: воскресит тело, но **оживит** живущим в тебе Духом. Не сказал: жившим, но **живущим**, остающимся до конца. Ибо, видя в тебе Духа Своего, Бог не восхощет не ввести тебя в брачный чертог, подобно как, если не будешь иметь Духа, несомненно погибнешь, хотя и воскреснешь. Итак, умертви тело, чтобы жил в тебе Дух, а чрез Него дана была тебе жизнь. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас** **Если же дух Христов живет в вас**, то кажется необходимым предоставить духу обиталище его и восстановить храм его... Но то, что некто имеет в себе Духа Христова, можно доказать и следующим образом. Христос есть мудрость (см. [[new:1kor:01:24|1 Кор. 1:24,]] [[new:1kor:01:30|30]]); если кто мудр согласно Христу и помышляет о том, что Христово, тот через мудрость имеет в себе Духа Христова. Христос есть праведность (см. [[new:1kor:01:30|1 Кор. 1:30;]] [[new:1in:02:01|1 Ин. 2:1]]); если кто имеет в себе праведность Христову, тот через праведность имеет в себе Духа Христова. Христос есть мир (см. [[old:is:09:06|Ис. 9:6;]] [[new:in:14:26|Ин. 14:26-27;]] [[new:ef:02:13|Еф. 2:13-17]]); если кто имеет в себе мир Христов, тот через Духа мира имеет в себе Духа Христова. Точно так же, если кто имеет любовь, и освящение (см. [[new:in:03:16|Ин. 3:16;]] [[new:1kor:01:30|1 Кор. 1:30;]] [[new:ef:03:19|Еф. 3:19;]] [[new:evr:10:10|Евр. 10:10]]), и что-либо другое, что называется Христовым, того надлежит считать имеющим в себе Духа Христова и уповать на то, что его смертное тело будет оживлено ради обитающего в нем Духа Христова. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Тертуллиан ===== **Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас** Ничто не может быть восстановлено иначе, чем как было утрачено. Таким же образом произойдет воскресение пока что еще мертвых тел. //**Против Маркиона.**// ===== Амвросиаст ===== **Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас** Павел выражает тот же самый смысл: говоря тела, он обозначает целого человека. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас** Здесь Апостол показывает, что в конце концов и тело наше будет освобождено из-под власти смерти. - **Если же Дух... живет в вас**. Апостол, в существе, повторяет мысль 10-го стиха //(Христос в вас)//. Духа же Божия он характеризует как //Духа Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса.// Об этом воскресении Иисуса он упоминает для того, чтобы и мы имели надежду на такое же воскресение. Для этого же он называет здесь Спасителя просто //Иисусом//. - Его человеческим именем: воскресение человека //Иисуса// (XVII им. 2, 5) ручается и за воскресение других людей. - //Христа//. Апостол намеренно заменяет этим именем имя //Иисус//, чтобы показать, что воскрешен наш посредник, ходатай, Мессия и что в силу этого наша уверенность в нашем воскресении должна быть еще сильнее. - //О живом//. Нашим телам, которые подвергнутся полному разрушению, потребуется и полное восстановление жизни, которое обозначается выражением "//оживить//" (ζω̨οποει̃ν), тогда как для тела Христова, которое такому разрушению не подверглось, достаточно было простого //пробуждения// (ἐγείρειν). Христос в гробе как бы почивал! (//Плотью уснув.//.. поет Церковь об умершем Христе). - **Смертные** - которым предстоит умереть. - **Духом Своим**, т. е. ради Его, в вас обитающего, Духа. Такие тела, которые удостоились послужить храмом для Св. Духа [[new:1kor:03:16|(1 Кор. 3:16)]], не могут быть оставлены Богом на веки в прахе: они должны быть воскрешены! (ср. [[new:rim:01:04|Рим. 1:4]]). //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[new:rim:08:01#lopuxin_ap|Рим. 8:1]] [<10>]