[<10>] ====== Толкования на Рим. 8:13 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Аще бо по плоти живете, имате умрети: аще ли духом деяния плотская умерщвляете, живи будете** См. Толкование на [[new:rim:08:12#svt_ioann_zlatoust|Рим. 8:12]] ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете** //Кто духом умерщвляет дела плоти, тот жив будет//. И неудивительно, ибо сыном Божиим становится тот, кто обретает Духа Божия (см. [[new:rim:08:14|Рим. 8:14;]] [[new:1in:03:01|1 Ин. 3:1]]), чтобы принять уже не дух рабства, но Духа усыновления в такой степени, что Дух Святой засвидетельствует духу нашему, что мы - сыны Божии (см. [[new:rim:08:16|Рим. 8:16]]). //**Послания.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Аще бо по плоти живете, имате умрети: аще ли духом деяния плотская умерщвляете, живи будете** Жить по плоти есть жить в самоугодии и по страстям. Если, говорит, станете так жить, то умрете. По течению речи здесь разумеется смерть вечная. Но той смерти предшествует смерть временная в душе. Поелику Апостол писал к ожившим в духе благодатию Божиею, что надо наперед потерять, чтоб сделаться повинными смерти; то, устрашая последнею, Апостол, конечно, имел в мысли и первую. Как семя тления, так и семя вечной смерти кроется в страстях и самоугодии. Они вносят и в душу и в тело разъедающий яд. Святой Златоуст говорит: «намереваясь говорить о будущих благодеяниях, Апостол сперва устрашает скорбными и худыми последствиями плотской (страстной) жизни и говорит так: **аще бо по плоти живете, имате умрети**, — разумея здесь бессмертную смерть, то есть казнь и мучение в геенне. Если же тщательно рассмотреть это, — живущий по плоти мертв даже и в здешней жизни». — Блаженный Феофилакт то и другое совмещает в кратком выражении: «смертию называет здесь не одну бессмертную казнь, но именует смертию и жизнь, проводимую на земле в злых делах». **Аще ли духом деяния плотская умерщвляете, живи будете**. Дух — жизнь в Боге с ревнованием о благоугождении Ему верностию Его заповедям и с отчуждением от земного. Дух вдунут в наше естество и всегда требует такой жизни. Но падением он подавлен, и сила у него отнята. Приходящая по вере в Господа благодать, сочетаваясь с духом сим, восстановляет его в правах и дает ему силу заправлять всею сознательною и свободною жизнию человека, направляя ее по своей природе к Богу. Кто сподобился сего, тот духом сим, облагодатствованным, умерщвляет **деяния плотская**, — не внешние только, но и внутренние, — действия и движения вообще страстного и сластолюбивого самоугодия. Так есть; но как это не превращается в закон естества, а держится произволением, то Апостол и говорит: **аще ли духом деяния плотская умерщвляете**, — почитая это делом произволения, за склонениями которого следует благодать, всегда готовая спомоществовать и снабжать дух наш умерщвляющею страсти силою. **Умерщвляете**, — говорит, давая разуметь, что сие дело не совершается однажды навсегда. Однажды навсегда оно полагается только в решимости — никогда, ни в большом, ни в малом, не поблажать страстям самоугодия, но не уничтожает возможности проявляться движениям сих последних. Апостол и говорит: всякий раз, как появятся сии движения похотные, страстные, плотские, — //умерщвляйте// их, прогоняя и пресекая. Ибо пресечение их и есть умерщвление их: появились, — и нет их, когда прогнаны и пресечены. Опять появились, — опять гони, и не будет их. Так во всю жизнь свою //умерщвляйте//, говорит, **деяния плотская**. «Умерщвляются, когда престают: ибо их уже и нет, коль скоро престают» (Амвросиаст). Впереди, со слов преподобного Исихия, уже указываемо было, как сие совершается. Как только покажется страстное движение или помысл, оттолкни его неприязнию и затем обратись молитвенно к Господу Иисусу Христу, — и то страстное, которое беспокоит, тотчас отойдет. Сие и есть духом умерщвление плотских деяний. «Такие деяния (плотские) умерщвляются только Духом. Как скоро явится Дух, все волнения утихнут, все страсти усмирятся, — и ничто не будет восставать против нас — Благодеяние Духа состоит не только в том, что Он отпускает нам прежние грехи, но и в том, что делает нас и впредь непобедимыми от греха и удостоивает бессмертной жизни» (святой Златоуст). Если так, говорит, будет у вас идти дело, то: **живи будете**, — разумея жизнь вечную; потому что такая жизнь в духе, **деяния плотская** всегда умерщвляющая, есть семя вечно-блаженной жизни. Сия жизнь там раскрывается только в силе и светлости своей, зарождается же она еще здесь, когда благодать Духа Божия восставляет дух наш и дает человеку силу жить не по плоти, а по духу. Зародившись, она и зреет, и в мере зрелости своей туда переходит. Тут она не видна, закрыта, то нестроениями внешней жизни, то борьбами внутренними; но все зреет под прикрытием сей невидимости. А там и воссияет в светлости своей. Сие и есть — **живи будете**, если здесь живете духом и духом **деяния плотская** умерщвляете. //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Сщмч. Ириней Лионский ===== **ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете** Апостол не отвращает их от жизни, которая во плоти, потому что и сам писал им, когда был во плоти, но отсекая плотские вожделения, те, что омертвляют человека. //**Против ересей.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете** **Если же по плоти поживете**, то есть, если пойдете по прежнему образу жизни, то опять **умрете** после оживотворения вашего. **Если же духом**, то есть духовным житием, **дела плоти умертвите**, то чрез эту жизнь, вами усвоенную, вы пребудете (живы). //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Блаж. Августин ===== **ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете** Чтобы умерщвлять дела плотские духом - от нас требуется, но чтобы мы жили - нам дается. Разве мы тогда можем сказать, что умерщвление дел плоти не есть дар Божий, и можем ли не исповедовать это даром Божиим, когда слышим, что так от нас требуется, а за исполнение наградою даруется нам жизнь? //**О предопределении святых.**// ---- Когда мы духом нашим умерщвляем дела плоти, нами движет Дух Божий. Он дает нам воздержанность, которою мы разрушаем, укрощаем и одолеваем похоти. //**О воздержании.**// ---- Я сказал это, чтобы удержать словами апостола вашу свободную волю от зла и обратить ее к добру. Вы не должны прославляться в человеке, то есть в самих себе, а не в Боге, когда живете не по плоти, а умерщвляя духом дела плоти. //**О благодати и свободной воле.**// ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете** Павел не сказал: умертвите тело, но - дела тела, то есть помышление плоти, позывы страстей. Ведь вам содействует благодать Духа. Ибо плод победы - жизнь. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете** Смертью называет здесь не одну бессмертную казнь в геенне; но именует смертью и жизнь, проводимую на земле в злых делах. Напротив, если духовной жизнью умертвим худые дела плоти, то будем жить и тогда - жизнью нескончаемой, и теперь - жизнью добродетельной. Ибо кто мертв для мира, тот живет. Заметь же, что не сказал: тело умерщвляете (ибо это человекоубийство), но: **дела плотские**, очевидно, порочные. Ибо следует умерщвлять не просто зрение или слух (ибо видеть или слышать есть естественное плотское дело), но употребление их во зло. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете** Дела плоти умерщвляются следующим образом. Плод Духа - любовь (см. [[new:gal:05:22|Гал. 5:22]]), а ненависть - дело плоти. Следовательно, ненависть умерщвляется и изгоняется любовью. Сходным образом плод Духа - радость (см. [[new:gal:05:22|Гал. 5:22]]), уныние же - от века сего и несет смерть и потому есть дело плоти. Следовательно, оно изгоняется, если пребывает в нас радость духа. И мир есть плод Духа (см. [[new:gal:05:22|Гал. 5:22]]), а распря и раздор - дело плоти. Но раздор, как известно, может быть умерщвлен миром. Так же и терпением духа изгоняется нетерпеливость плоти, и добротой губится злоба, и спокойствием - ярость, и сдержанностью - несдержанность, и целомудрием убивается бесстыдство. Так что //умерщвляющий духом, дела плоти// жив будет. Следует понимать, что подобно тому как Павел, говоря о смерти, имеет в виду не обычную смерть, а смерть от греха... так и о жизни он говорит не об обычной, а о вечной, которою будет жить всякий, кто, согласно сказанному выше, совершенен духом и умертвит дела плоти. Однако нам надлежит знать и то, что такое умерщвление дел плоти совершается в терпении и не сразу, а постепенно. Сначала, в начинающих, нужно лишь ослаблять дела плоти; затем, когда станут сильнее, стремиться к совершенству. И когда они более исполнятся духа, надлежит не только ослаблять в них дела плоти, но и постепенно искоренять их. Когда же достигнут совершенства, так что ни в их поступках, ни в речах, ни в помыслах не останется никаких признаков греха, - тогда уже следует считать, что дела плоти полностью умерщвлены в них и целиком преданы смерти. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете** Ничего нет вернее того, что, если мы будем жить согласно Адаму, мы умрем. Совершая грех, Адам продал себя греху, помышляя о плоти, ибо всякий грех происходит от плоти... Тело желает руководствоваться законом духа. Потому и показывает Павел, что, если мы ведомы Духом Святым, дела и желания плоти, разжигаемые силами этого мира, сдерживаются, чтобы не было им возможности проявиться и чтобы ими не сокрылась жизнь. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Констанций ===== **ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете** Теперь Павел ясно показывает, что упоминал не об обычной и естественной смерти, когда говорил: **Ибо, если живете по плоти, то умрете**. Смерть у него означает вечные кары. Но не потому он хвалит дух и клеймит плоть, что плоть человеческая дурна, а дух добр... Говоря так, он хочет подчеркнуть, что преобладающая часть страстей коренится в желаниях человеческого тела, которое у нас такое же, как у неразумных животных. Ибо как другие животные рождены от земли, так и наше тело. Дух же в душе нашей бестелесен, разумен и бессмертен. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете** **Если живете по плоти, то умрете**. Апостол указывает этими словами на нелепое представление, какое питали в себе многие, будто бы жизнь по плоти, во грехе - есть настоящая жизнь! Это не жизнь, а верный путь к смерти... Напротив, жизнь может быть достоянием только тех, кто стремится подавить в себе дела плоти. Под этими делами Апостол разумеет те явления - и внешние и внутренние, - виновником которых является плоть, без контроля со стороны духа. А плоть, как известно, находится еще под влиянием остатков наследственного греха. - Духом, т. е. облагодатствованною душою, которая и должна руководить всею жизнью человека и умерщвлять, т. е. не давать чрезмерно развиваться потребностям плоти. - **Живы будете**. Христиане и теперь живы, но жизнь их будет все более и более развиваться и укрепляться и станет, наконец, вечною и блаженною жизнью не только в духе, как теперь (ст. 10), но и в теле (ст. 11) [В русском тексте (и славянском) принято чтение: **дела плотские**, но это чтение встречается только в западных кодексах и у западных церковных писателей. Восточное же чтение - //дела тела// (t. swmatoV). Апостол, если принять последнее чтение, имеет здесь в виду то греховное тело, о котором он говорил в 6:6; возбуждения, исходящие от этого тела, производят дурное влияние на волю и деятельность человека. Телесная же жизнь вообще (напр., циркуляция крови в теле, дыхание, обмен веществ), конечно, не зависит от человека и человек не может ее подавлять. Но во всяком случае человек не должен, по Апостолу, безразлично относиться к функциям тела - еде и питью, сну и бодрствованию и т. д., а держать их под известною дисциплиною, чтобы они не привели его к жизни по плоти (ср. [[new:1kor:09:27|1 Кор. 9:27;]] [[new:1kor:06:12|6:12-20;]] [[new:rim:13:14|Рим. 13:14]]): это и будет умерщвлением тела. См. также Толкование на [[new:rim:08:12#lopuxin_ap|Рим. 8:12]] [<10>]