[<10>] ====== Толкования на Рим. 8:16 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Самый Дух спослушествует духови нашему, яко есмы чада Божия** Итак, сказавши о различии в жизни, в дарованной благодати и свободе, (апостол) представляет и новое доказательство превосходства, получаемого от этого усыновления. Какое же именно? **Самый Дух**, - говорит он, - **спослушествует духови нашему, яко есмы чада Божия** [[new:rim:08:16|(ст. 16)]]. Я утверждаю это, говорит он, не только на основании слова, но и на основании причины, порождающей слово, так как произношу это по внушению Духа. Это (апостол) еще яснее выразил в другом месте, сказавши: //посла Бог Духа Сына своего в сердца наша, вопиюща: Авва Отче// [[new:gal:04:06|(Гал. IV, 6)]]. Что же значит - **Дух спослушествует духови**? Утешитель, говорит (апостол), свидетельствует о сообщенном нам даровании. Это - не только голос дарования, но и голос Утешителя, подавшего дар; Он Сам посредством дарования научил нас произносить это слово. А когда свидетельствует Дух, какое может быть недоумение? Если бы это обещал человек, или ангел, или архангел, или другая какая-нибудь подобная сила, то для некоторых сомнение, пожалуй, было бы возможно, но когда высочайшее Существо и даровало это, и свидетельствует нам об этом тем словом, которое повелено произносить в молитве, тогда кто может сомневаться в достоинстве? Когда царь кого-нибудь жалует и пред всеми объявляет о его чести, то осмелится ли кто-нибудь из подданных ему противоречить? //**Гомилии на Послание к Римлянам.**// ===== Свт. Григорий Нисский ===== **Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии** Согласно речению [апостола] Павла, Дух Божий должен сосвидетельствовать **духу нашему**, но нельзя проверять свойственное нам нашим же судом. //**О цели жизни по Богу и об истинном подвижничестве.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Самый Дух спослушествует духови нашему, яко есмы чада Божия** **Спослушествует**, συμμαρτυρεΐ, — сосвидетельствует. Свидетельствует наш дух, что мы чада Божии, и сосвидетельствует ему Дух Святой. Два свидетеля, при коих станет всякий глагол (см.: [[new:2kor:13:01|2 Кор. 13, 1]]), следовательно, и глагол о чадстве нашем Богу. Дух наш и по естеству может свидетельствовать о сем, как услышали некоторые из мудрецов и на основании того утверждали, что мы — род Божий (см.: [[new:act:17:28|Деян. 17, 28]]). Но это свидетельство в падшем глухо и почти неслышно за шумом, внутри нас деющимся. Но когда восстановляется дух наш благодатию Божиею, тогда свидетельство его делается ясным и ясно слышится. Хотя оно — дар благодати, как дар благодати и самое восстановление духа нашего в правах и силе его; но поелику благодать приискренне сочетавается с духом нашим и становится едино с ним, то все благодатное чрез наш дух действуется, — им приемлемо будучи от Духа Божия, им же возвещается во внутреннем мире нашем. Почему пред сим и сказал Апостол: //о Немже вопием: Авва Отче!// Дух благодати дает нашему духу силу и дерзновение так вопиять, но вопием мы. Сему-то гласу, из глубины духа нашего исходящему, сосвидетельствует самый Дух. Как? Вероятно, особым некиим свидетельством, не из глубины духа нашего исходящим, но хотя в духе, однако ж совне слышимым и в нем отражающимся, от Духа же Божия идущим. Если мы за свидетельство духа нашего примем детское чувство к Богу, состоящее в простоте несомненного доверия Богу и предания себя Ему, яко не могущему оставить нас ни в чем; то за свидетельство Духа можно принять удостоверение, что такое отношение к Богу истинно, необманчиво и Самому Богу угодно (см.: Экумений). Но можно сие место понимать не как новое удостоверение в чадстве Богу, а как вывод из предыдущего, так: прияли мы //Духа сыноположения//; таким образом самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы чада Божии. Духу нашему — будет: нашему чувству, нашему сознанию, — вследствие чего и вопием: //Авва Отче!// Святой Златоуст говорит: «мне дает силы, говорит Апостол, не только слово (//Авва Отче!// ), но и причина, порождающая слово. Ибо произношу оное по внушению Духа; что еще яснее выразил Апостол в другом месте, сказав: //посла Бог Духа Сына Своего в сердца наша, вопиюща: Авва Отче//! (ср.: [[new:gal:04:06|Гал. 4, 6]]). — Что значит: **Дух спослушествует духови**! — Утешитель, говорит Апостол, свидетельствует о сообщенном нам даровании. Ибо слово сие есть не только голос дарования, но и голос Утешителя, подавшего дар. Сам Он посредством дарования научил нас выговаривать слово сие. А когда свидетельствует Дух, остается ли место недоумению? Если бы обещал то человек или Ангел, Архангел или другая какая сила, иные были бы вправе усомниться; но когда высочайшее Существо и дарует сие, и свидетельствует о сем тем словом, как велено произносить в молитве, тогда может ли кто сомневаться в достоинстве? Если царь кого-нибудь жалует и при всех объявляет чин его, никто из подданных не осмелится тому противоречить». Но оба эти понимания не противоречат друг другу. Что в первом говорится раздельно, то во втором утверждается в совокупности. Важнее для нас остановиться вниманием на том, сколь таинственно сие свидетельство. Блаженны христиане, к которым пиша Апостол утверждал, что они имеют такое свидетельство. Оно было для них осязательно ясно. В наше время оно порождает только изумление. Догматически мы не можем не полагать, что так должно быть, но опытным в том удостоверением кто из нас похвалится? Одолел нас дух мира. И движения Духа Божия мало внятны нам. Но это не колеблет той истины, что верные Духу Божию, действительно, носят в себе сие свидетельство Духа, или постоянно слышат его. Кто же верен Духу? Кто водится Духом. — Опять таинственно. Вот понятнее: кто, духом живя в Боге, ревнует всячески благоугождать Богу исполнением воли Его, выраженной в заповедях, — кто таков, тот непременно доходит до чувства чадства Богу и слышит в себе свидетельство о том Духа. Это — верх роста, — конец пути. Но удостоверяют, что и в самом начале дается ощутить сие. — О такой практической стороне сего свидетельства пишет Амвросиаст: «когда мы действуем добре и когда Дух Святой ради сего пребывает в нас; тогда гласу тому и духу нашему, взывающему в молитве: Авва Отче, — сей Дух Божий, пока пребывает в нас, дает свидетельство, что мы не неразумно говорим: Авва Отче. Ибо достойную гласа сего жизнь изъявляем, так как то и есть верное свидетельство о чадах (что они чада), когда чрез Духа видится в них отчий знак (отчий нрав и дух жизни)». //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии** **Ибо Сам Дух свидетельствует духу нашему**, именно - намерению нашему, **что мы** делами нашими **(есмы) чада** и рабы со Христом. //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Прп. Исаак Сирин ===== Да не осмелится, наконец, человек помыслить в душе своей, что сам собою пришел он в меру смиренномудрия; и ради одного помысла умиления, возникшего в нем в некоторое время, или при малых слезах, истекших у него, или за одно какое-либо доброе дело, которое имеет он по естеству или которым овладел с усилием, и все то, что составляет полноту всех таин, что служит хранилищем всех добродетелей, - все это, говорю, вместе с сим дарованием приобрел малыми делами. Напротив того, если человек победил всех сопротивных духов, и из дел всякой добродетели не осталось ни одного, которого бы не совершил явно и не приобрел; если победил и покорил все твердыни сопротивников и после этого ощутил в себе духом, что приял сие дарование, когда, по слову Апостола, **Дух спослушествует духови** его, - то сие есть совершенство смиренномудрия. Блажен, кто приобрел его, потому что ежечасно лобызает и объемлет он Иисусово лоно. //**Слово 53.**// ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии** «Духом» [с большой буквы] Павел называет природу Духа Святого, а «нашим духом» - данную нам благодать, ибо они называются одним именем. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии** Сам Утешитель свидетельствует о сообщенном нам даровании. Ибо мы выговариваем слово "Авва" не без свидетеля и не сами от себя, но это есть дар Утешителя; и Он научил нас говорить так в молитвах Духом, то есть дарованием. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии** Итак, Сам //Дух усыновления//, Которым кто-либо усыновляется, приносит свидетельство и подтверждает для нашего духа, **что мы - дети Божии**, после того как от духа рабства пришли к //Духу усыновления//, когда уже нет никакого страха, то есть мы действуем не из страха наказания, но совершаем все ради любви к Отцу. И хорошо сказано, что свидетельство Духа Божия предназначено не душе, но духу, который есть лучшая часть в человеке. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии** Свидетельство сыновей в том, что через Духа в них виден был знак Отца. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии** Субъективное, наше личное, внутреннее, убеждение в нашем Богосыновнем состоянии подтверждается и внешним, чужим свидетельством (субъективным). Это - свидетельство духа Святого. - **Сей Самый** - правильнее: Сам (αὐτò), т. е. Дух Сам теперь выступает свидетелем, тогда как раньше свидетельствовала о том же наша молитва, хотя совершаемая в духе Божьем. - **Свидетельствует** - точнее: //свидетельствует вместе// (συμμαρτυρει̃). Значит, здесь указывает уже на второе свидетельство духа нашего, о котором сказано в предшествующем стихе. Таким образом, являются два свидетеля: наш дух (νου̃ς), просвещаемый Духом Божьим, и Сам дух Божий. - Дети - точнее: чады (τέκνα), выражение - большей нежности, чем дети. //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[new:rim:08:12#lopuxin_ap|Рим. 8:12]] [<10>]