[<10>] ====== Толкования на Рим. 8:18 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Непщую бо, яко недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас** Хотя бы мы, говорит, каждый день предавали себя на смерть, – чего впрочем природа не приемлет, хотя воля, побеждающая природу, по благости Господа, чтится, – все же и тогда наши страдания не равнялись бы тем благам, которые нас ожидают, и той славе, которая в нас откроется. Смотри, как велика слава, которую получают творящие добродетель: она превыше всех подвигов, какие бы кто ни совершал; пусть он достигнет самой высоты, но и тогда будет еще ниже ее. В самом деле, что может человек совершить такое, чем бы он вполне заслуживал щедродательность Господа? И если Павел, столь великий и высокий муж, говорил: **«недостойны страсти нынешнего времене к хотящей славе явитися в нас»**, если так говорил тот, который сказывает о себе: //«всякий день умираю»// [[new:1kor:15:31|(1Кор.15:31)]], и: //«паче всех потрудихся»// [[new:1kor:15:10|(1Кор.15:10)]], то что скажем мы, которые не хотим подъять и малого труда ради добродетели, но всегда ищем покоя, только и смотрим, как бы избегнуть всякой неприятности, а между тем знаем, что невозможно достигнуть тамошнего (вечного) покоя, если здесь не возлюбим жизнь подвижническую? В самом деле, здешние скорби располагают нас благоугождать Богу, и малые подвиги, здесь совершаемые, даруют нам великое дерзновение там, лишь бы только мы решились поступать по совету этого учителя вселенной (ап. Павла). //**Беседы на книгу Бытия. Беседа 25.**// ---- См. Толкование на [[new:rim:08:17#svt_ioann_zlatoust|Рим. 8:17]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Непщую бо, яко недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас** **Непщую**, λογίζομαι, — держу в уме и говорю языком, то есть вполне убежден. Апостол ставит себя в положение страждущего ради Христа и сказывает, что воодушевляет его в терпении, — именно то, что все эти страдания, какого бы рода они ни были, суть ничто в сравнении с славою, которая за то окружит нас, явится и воссияет в нас. Держу так на сердце, — и эти страдания мне — ничего. «Венцы превосходнее подвигов, воздаяния несравнимы с трудами, труд мал, ожидаемая же польза велика; так что сие ожидаемое Апостол назвал не наградою (равною труду), но славою» (блаженный Феодорит). Апостол в настоящем месте не новую какую мысль предлагает, а поясняет сказанное пред сим. Сказал: страждем со Христом, с Ним и прославимся. Теперь прилагает: и как прославимся? Так, что при одной мысли о той славе все эти страдания являются ничтожными. Но нельзя отвергнуть, что поелику страдания были повсюдны и немалы, то он имел в мысли и воодушевить тем страждущих. Пусть страждем; но под сим не красным покровом кроется слава, которая в свое время и откроется. Ныне не является сия слава вовне, потому что состояние нынешнего века не может вместить сияния этой славы. Чтобы она явилась в своей силе, надо преобразить весь мир, — все нынешнее состояние тварей. Святой Златоуст всесторонне и пространно излагает мысли, какие подает настоящий текст. «В предыдущих стихах Апостол требует духовного исправления нравов; ибо говорит: вы должны жить не по плоти, то есть должны удаляться похоти, гнева, сребролюбия, тщеславия, зависти. А теперь, когда уже привел на память верующему всю великость дара и в настоящем, и в будущем, когда вознес и возвысил его надеждами, сблизил его со Христом, объявил сонаследником Единородного, — теперь требует, чтобы он смело и надежно шел на бедствия. Ибо не одно и то же значит преодолевать собственные страсти и переносить внешние искушения, побои, голод, переселения, узы, оковы, ведение на казнь. Для последнего надобно иметь в душе более благородства и бодрости. Заметь же, как Апостол вместе низлагает и ободряет помышления подвижников. Показав, что награды выше трудов, побуждает к большим трудам и не попускает высоко о себе думать, как побуждаемых воздаянием венцов. В другом месте, обращая речь к людям, более успевшим в любомудрии, он говорит: еже бо ныне легкое печали нашея по преумножению в преспеяние тяготу вечныя славы соделовает нам (ср.: [[new:2kor:04:17|2 Кор. 4, 17]]). Но здесь не признает страданий легкими, а утешает в них воздаянием будущих благ, говоря: **непщую бо, яко недостойны страсти нынешняго времене**. И не сказал: ничего не стоят в сравнении с будущим покоем, — но, что гораздо сильнее: в сравнении с будущею славою. Где покой, там не всегда еще слава; а где слава, там, конечно, и покой. Потом, сказав, что слава есть будущая, доказывает, что она уже началась. Ибо не сказал: в сравнении с тою, которая будет, — но: которая откроется. Следовательно, и теперь она есть, но что скрыта, что яснее выразил в другом стихе, сказав: живот наш сокровен есть со Христом в Бозе (ср.: [[new:kol:02:03|Кол. 2, 3]]). Надейся получить эту славу; она готова уже и ожидает твоих трудов. Тебя огорчает то, что это еще впереди; но сие-то самое и должно радовать тебя. Ибо там уготована слава величайшая, неизреченная и превосходящая настоящее твое состояние. Не без намерения сказал Апостол: **страсти нынешняго времене**; сим хочет он показать, что будущая слава превосходит настоящую не только качеством, но и количеством. Нынешние страдания, каковы бы они ни были, прекращаются с настоящею жизнию; а будущие блага простираются в бесконечные веки. И поелику Апостол не мог подробно исчислить и изобразить их словом, то наименовал славою, так как слава для нас кажется всего важнее, славу почитаем верхом и началом всех благ. Апостол употребляет и другой способ для возбуждения слушателей, усиливает речь указанием на творение, предполагая в следующих словах две цели: внушить презрение к настоящему и желание будущего. Кроме же сего, имеет и третью цель, которую правильнее назвать первою, именно: показать, сколь много Бог печется о человеческом роде и в какой чести у Него естество наше. Сверх же того, сим же учением, как паутину и детские игрушки, разрушает все толки философов, составленные ими о мире сем (ибо он будет ин). Но для большей ясности выслушаем собственные Апостольские слова». **Толкование послания апостола Павла к Римлянам.** ===== Сщмч. Киприан Карфагенский ===== **Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас** Кто не потрудится изо всех сил ради достижения такой славы, чтобы стать другом Божиим, навеки возрадоваться со Христом и после земных мук и страданий получить божественную награду? //**К Фортунату.**// ---- Нам, помышляющим о блеске славы, подобает выносить все тяготы и гонения, ибо многие тяготы у праведных; но от всего избавляется уповающий на Бога (см. [[old:2ts:22:03|2 Цар. 22:3-4;]] [[old:ps:017:03|Пс. 17:3-4]]). //**Послания.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас** Ведь **не равнаго суть достоинства страдания** сего **времени, сравнительно с будущею славою**, которой сильно желают все твари и которую они мучительно ожидают. //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас** Апостол Павел, этот доблестный военачальник, не посрамивший определения, по которому он удостоен Божественного рукоположения, показавший жизнь, соревнующую благодати, вдохновляя ведущих подлинно священную брань и вместе с тем не попуская им высоко о себе думать, поскольку воздаяние венцов превосходит их подвиги, по долгу военачальника, взывал: **непщую бо, яко недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас**. Сказал же **явитися**, показывая, что хотя и ныне борцы имеют славу, но она скрывается, ожидая трудов от победоносцев. Если же печалит то, что слава еще не явилась, то тем более да возвеселит сие разоряющих твердыни страстей и демонов. Ибо веку будущему предоставлено то, чтобы слава была наивеличайшая, с великим преизбытком превосходящая и слово, и разум, и настоящее состояние. Не просто сказал Апостол: **страсти нынешняго времене**, но с намерением показать, что не по качеству только, но и по количеству сии страдания уступают преимущество воздаяниям, ибо первые оканчиваются с настоящею жизнью, а последние простираются на бессмертные веки. Поскольку же он не мог выразить сего словом ясно и подробно, то наименовал их славою, по нашему мнению, всего более для нас вожделенною, потому что она кажется нам верхом добродетелей. //**Письма. Книга II.**// ===== Прп. Макарий Великий ===== **Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас** Для подвижника становится ясным, что, сколько бы трудов ни понес человек, они ничтожны по сравнению с дарами, данными ему Богом, о чем и Апостол изрекает: **Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас**. //**Послание к чадам своим.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас** Если плоть благоденствует, то обычно приумножается сила греха. А поэтому ясно, что когда плоть страдает, добродетели, естественно, присуще возрастать. И мы должны мужественно переносить страдание плоти, поскольку оно очищает скверну души и обеспечивает будущую славу. **Ибо нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас**. //**Десять глав о добродетели и пороке.**// ===== Прп. Серафим Саровский ===== **Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас** Надобно всегда терпеть все, что ни случилось, ради с благодарностью. Наша жизнь - одна минута в сравнении с вечностью, и потому **недостойны**, по Апостолу, **страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас**. //**Поучения.**// ===== Блаж. Августин ===== **Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас** Смиренные и святые слуги Божии, страдающие вдвойне, когда временные невзгоды выпадают на их долю (поскольку они страдают и с нечестивыми, и от их рук), имеют свои собственные утешения и надежду на грядущее. //**Послания.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас** Ты боишься нищеты? Но блаженными называет Христос нищих (см. [[new:lk:06:20|Лк. 6:20]]). Пугаешься труда? Но ни один атлет не был увенчан, не пролив пота. Беспокоишься о пище? Но вера не ведает голода (см. Мф. [[new:mf:06:25|6:25,]] [[new:mf:06:31|31;]] [[new:lk:12:22|Лк. 12:22]]). Опасаешься приклонить к голой земле изможденные постом члены? Но Господь укроет тебя. Испытываешь отвращение к спутанным космам на голове? Но глава твой - Христос. Страшишься необозримой пустыни? Держи ум в раю, и насколько взойдешь к этой мысли, настолько не пребудешь в пустыне. Станешь ходить грязный и немытый? Но тому, кто омылся во Христе, не нужны другие омовения (см. [[new:in:13:10|Ин. 13:10]]). Короче говоря, на все это апостол дает внятный ответ: **Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас**. Будь разборчив, возлюбленный, если хочешь и в этом мире радоваться, и после воцариться со Христом. //**Послания.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас** Сказав о страданиях, апостол, чтобы слушатель его не поколебался, как выведенный на страдания и влекомый на бедствия, говорит: не бойся. **Нынешние временные страдания**, то есть преходящие, ничего не стоят в сравнении с будущей славой. Не сказал: с будущим покоем, но: славой, которая для многих вожделенна. Где покой, там не всегда слава, а где слава, там и покой. Словом **откроется** показал, что слава и теперь есть, но скрыта, а тогда она откроется. Так как она величайшая и неизреченно превосходит настоящий век, то и уготована тем, как простирающаяся в нескончаемые веки. Поэтому, слушатель, имея в виду, что страдания - **временные**, а слава будущего века нескончаема, принимай страдания и приобретай славу. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас** Нельзя найти ничего, достойного сравниться с грядущей славой. Потому что как ты сопоставишь смертное с бессмертным, или видимое с невидимым, или преходящее с пребывающим? //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас** Итак, если мы видим столь превосходных наследников Царства Небесного претерпевающими столькие страдания в этом изгнании смертной жизни, что же нам остается делать в таком положении, возлюбленные братья? Чем отчетливее мы понимаем, что не способны подражать им ни в жизни, ни в смерти, тем больше нам следует смириться, взирая на нашего милостивого Создателя и Искупителя. //**Гомилии на Евангелия.**// ===== Дидим Слепец ===== **Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас** Давший причину дарований даст и ее последствия, и потому Дух назван залогом славы, имеющей открыться. //**Спор монтаниста и православного.**// ===== Амвросиаст ===== **Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас** Это ободрение относится к вышесказанному, где Павел объясняет, что наши страдания, исходящие от людей коварных, незначительны по сравнению с наградой века будущего. Таким образом, он велит нам быть готовыми ко всему, и, чтобы дух наш утешался воздаянием и надежда возрастала, он показывает, сколь велики обетованные нам награды. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас** Так как некоторые христиане тяготились своими страданиями, какие им приходилось терпеть за имя Христово, то Апостол напоминает им, что нельзя и сравнивать по силе и значению эти страдания с будущею славою. - **Ничего не стоят** - точнее с греч. : //не имеют соответственного достоинства// (ouy axia). - **Откроется** (apokalufqhnai) - откроется именно при втором пришествии Христа. В настоящее же время эта слава, хотя и существует, но еще сокрыта на небе (ср. [[new:kol:03:03|Кол 3:3]] и сл.). См. также Толкование на [[new:rim:08:12#lopuxin_ap|Рим. 8:12]] [<10>]