[<10>] ====== Толкования на Рим. 8:19 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Чаяние бо твари откровения сынов Божиих чает** См. Толкование на [[new:rim:08:17#svt_ioann_zlatoust|Рим. 8:17]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Ибо чаяние творения ожидает откровения сынов Божиих**((Для удобства перевода толкования даём буквальный перевод этого стиха. Ср.: «Ибо творение с надеждой ожидает откровения сынов Божиих» (Син.); «Ибо тварь ждёт с напряжением откровения сынов Божиих» (еп. Кассиан); «И вся тварь с горячей надеждою чает откровения сынов Божиих» (Победоносцев); «Чаяние бо твари откровения сынов Божиих чает» (Елизав.).)) **Чаяние** — это надежда, а также ожидание и высматривание исхода событий. Но **ожидает откровения сынов Божиих** творение не так, разумеется, будто само оно знает о будущем, — ибо как возможно сие? — но ввиду того, что по неизреченному домостроительству всё направляется к лучшему у Бога, к такому оно и придёт концу. Ведь поскольку словно бы преобразуются в славу от бесчестия и из тления в нетление чада Божии, то есть те, которые совершили достойную одобрения жизнь, постольку и само творение исправится к лучшему. И именно в этом не позволяет нам сомневаться божественный Пётр, сказав: //Мы ожидаем нового неба и новой земли и обещанного Им// [[new:2pet:03:13|(2 Пет. 3:13)]]((Ср.: «мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли» (Син.). То есть вместо обычного чтения «κατὰ τὸ ἐπάγγελμα αὐτοῦ» у святителя стоит «καὶ τὰ ἐπαγγέλματα αὐτοῦ». Такой вариант встречается в ряде новозаветных рукописей. См.: Nestle-Aland Novum Testamentum Graece. P. 614. Примеч.)) //** Из катен **// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Чаяние бо твари откровения сынов Божиих чает** «Слова сии, продолжает святой Златоуст, имеют такой смысл: самая тварь сильно мучится, ожидая с заботливостию тех благ, о которых мы теперь говорим. Ибо чаяние есть самое заботливое ожидание. А дабы речь была выразительнее, Апостол олицетворяет весь мир сей. Так делают Пророки: у них реки рукоплещут, холмы скачут, горы прыгают; но поэтому не должны мы считать их одушевленными и приписывать им сколько-нибудь смысла, напротив, должны заключать о изобилии будущих благ, простирающихся и на самые бесчувственные твари. То же самое нередко делают Пророки при изображении чего-либо печального: тогда виноградник у них плачет, вино, горы и своды в храмах воют, чем и выражают они чрезмерность зол. Так Апостол, подражая Пророкам, олицетворяет здесь творение и говорит, что оно воздыхает и мучится, не потому, чтобы действительно слышал вздохи земли или неба, но дабы выразить изобилие будущих благ и желание освободиться от настоящих зол». Приступает Апостол к указанию участия и всей твари в восстановлении падшего человека, имеющем во славе открыться в будущем веке. Восстановление уже действует, но внутри; в будущем же веке явится и вовне. Ныне оно не открывается в своей светлости, потому что та светлость невместима для нынешнего состояния вещей. Но тогда нынешнее состояние тварей изменится и будет применено к светлому состоянию восстановленного и обновленного человеческого естества. Тварь и ждет этого откровения во славе чад Божиих обновленных и восстановленных, потому что с этим соединено ее собственное восстановление и обновление. Не просто чает сего откровения, чтоб посмотреть только, но потому что и сама будет в той славе участницею. Сим изображается и величие будущего прославления со Христом; ибо показывается, что оно так велико и блестяще, что вся тварь рвется к нему. «Не видите ли, говорит как бы Апостол, небо, землю, море, воздух, солнце, луну, всю видимую тварь и, сверх сего, и невидимых тварей, Ангелов, Архангелов, Силы, Власти, Господства? Все это ожидает нашего явления в совершенстве и славе» (блаженный Феодорит). Изображается и участие всей твари в сем прославлении чрез участие и ее в восстановительной силе Христовой. Экумений пишет: «сама тварь с нетерпением ожидает нашей будущей славы. Почему? Потому что, быв создана нетленною, по причине грехов человеческих сделалась тленною; ибо и мы из нетленных сделались тленными. И так тварь желает, чтобы люди опять вступили в свое нетление, дабы и она могла получить свое нетление. Ибо когда человек, чрез которого она сделалась тленною, получит нетление, тогда и она вместе с ним получит свойственное ей нетление». Приходит при сем на мысль, что как слава чад Божиих откроется тогда, а созидается еще ныне, так и тварь явится тогда во славе, которая созидается в ней невидимо еще ныне. Будущее славное состояние всей твари и видимой промыслительными действиями всемогущества Божия созидается незримо и ныне, а тогда откроется и зримо будет. //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Сщмч. Ириней Лионский ===== **Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих** Бог во всем богат, и все Ему принадлежит. Посему надлежит, чтобы и само творение, восстановленное в прежнем виде, беспрепятственно служило праведным (см. [[old:is:65:17|Ис. 65:17-25;]] [[new:1kor:06:02|1 Кор. 6:2-3;]] [[new:2pet:03:13|2 Пет. 3:13]]). //**Против ересей.**// ===== Прп. Симеон Новый Богослов ===== **Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих** **Надеждой** он называет напряженное ожидание, сильное желание, а **откровением** — раскрытие [славы сынов Божиих] в воскресении. Ибо тогда надлежит раскрыться сынам Божиим в Пришествие Христа и Бога и обнаружиться их красоте, как всецело сынов Божиих, то есть сынов праведного Бога, по написанному: «//Тогда праведники воссияют, как солнце//». А чтобы ты не подумал, что божественный апостол говорит о каком-то другом творении, он добавил далее, говоря: «//Потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде//». Видишь, не случайно я прежде сказал, что тварь не захотела служить преступившему [заповедь] Адаму, видя его отпавшим от Божественной славы, как обманувшему Бога, своего Творца. Поэтому, еще прежде сотворения мира определив спасти его через возрождение, Он подчинил ему тварь, прокляв ее ради того, чтобы, когда человек через преступление стал тленным, стала тленной и она и ежегодно доставляла ему тленную пищу. Когда же Он обновит человека и сделает его нетленным, бессмертным и духовным, в то же самое время и всю эту тварь — говорит — изменит вместе с ним и сделает вечной и нематериальной (ἀΐδιον καί ἄϋλον). Вот ради этого он и сказал: «//Тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде//». Поскольку, говорит, не по собственной воле покорилась она человеку, не добровольно стала тленной и начала приносить тленные плоды, рождать терния и колючки, но подчиняясь Богу, то добавляет, что Им определена и надежда на возрождение. Желая яснее выразить эту мысль [апостол] говорит, «//что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих//». Теперь ты видел, как не напрасно мы сказали, что и вся эта тварь изначально была нетленной и возведена была Богом в достоинство рая, будучи же проклятой, стала причастной тлению и рабству, подчинившись человеческой суете. //**Слова нравственные. Слово первое. Перевод священника Максима Михайлова.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих** Все твари с надеждою ожидали тех сынов, которые долженствовали быть рождены в жизнь воскресения, чтобы ради них ожить и им (тварям). //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих** Желая показать, какую получим мы славу, говорит, что и сама тварь переменится к лучшему, и тем паче мы придем в лучшее состояние. Сказанное имеет такой смысл. Пророки говорят так: у них реки рукоплещут, холмы скачут, животные и чувственные предметы имеют лица. Так делает и апостол, когда говорит, что тварь имеет //надежду//, то есть большое ожидание, что и она переменится к лучшему и ожидает откровения славы нас, сынов Божиих. Тогда и она прославлена будет нетлением, когда и мы улучим бессмертие. Поэтому, когда слышишь речь о твари, как об одушевленной, полагай, что так говорится по обычаю олицетворения. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих** После этого Павел говорит: **Ибо творение с надеждою ожидает откровения сынов Божиих**. Апостол, желая показать, какова и сколь велика слава, которой предстоит открыться в нем ли самом или в тех, кто безупречно потрудился в борениях Христовых, утверждает, что и творение, поскольку оно разумно, тоже имеет некое упование и лелеет надежду на то время, когда откроется слава сынов Божиих; то есть когда откроется уготованное тем, кто заслужит быть детьми Божиими, или, конечно, когда они сами будут явлены как сыны Божии, после того как будет снят покров, под которым они сокрыты. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Констанций ===== **Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих** Когда апостол утверждает, что если мы пострадаем, то и прославимся, а в заключение говорит о надежде творения, он имеет в виду творение разумное, а не бессмысленных и неразумных животных, как полагают некоторые... Творение же - это Адам и Ева, которые доныне ожидают усыновления от Бога. Ожидание творения - это, с одной стороны, ожидание Адама и Евы, а с другой стороны - ожидание ангелов и стихий, то есть неба, земли, солнца, луны и звезд. В этом же месте апостол называет творением Адама и Еву, ожидающих воздаяния в Судный день. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих** **Тварь** (κτίσις). Выражение это само по себе не достаточно определенно. Оно может означать: 1) установление, насаждение, акт творения, 2) неразумную тварь и 3) человечество. Первое значение здесь явно не подходящее, а что касается третьего, то и оно едва ли может быть принято для объяснения настоящего места. В самом деле, человечество разделяется на христиан и не христиан. Что касается первых, то о них Апостол говорит отдельно далее в ст. 23-м, а нехристианское человечество Павел обозначает словом //мир// (ὁ κόσμος). Притом нужно допустить одно из двух: или эти не христиане пред вторым пришествием Христовым обратятся ко Христу и не будут уже составлять часть твари, которая будет прославлена после прославления чад Божиих, т. е. верующих (конец 21-го ст.), или же они совсем не обратятся и, следов., не окажутся достойными никакого прославления. Ясно, остается только допустить, что Апостол здесь имеет в виду всю неразумную тварь, и одушевленную, и неодушевленную. О будущем проявлении этой твари говорится и в Ветхом, и в Новом Завете [[old:is:11:start|(Ис. 11,]] и сл. [[old:is:65:17|65:17;]] [[old:ps:101:26|Пс. 101:26, 27;]] [[old:ps:103:34|103:34;]] [[new:mf:19:28|Мф. 19:28;]] [[new:otkr:21:01|Откр 21:1)]]. - **С надеждою**. Греческое слово, переведенное здесь выражением **с надеждою**, (ἀπο­καραδοκία) означает собственно: "стояние с вытянутою вперед головою" - символ ожидания, "смотрение пристальное в даль". - **Откровения сынов Божиих**, т. е. того события, которое поведет за собою прославление сынов Божиих или верующих во Христа. Тогда они станут de facto (на самом деле) тем, что они теперь представляют собою только de jure (т. е. на что имеют только еще право) - именно наследниками Христу (ст. 17). Ст. 19-27 **Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении. Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией** На чем основана надежда христиан на будущее величие? Прежде всего, на воздыханиях неразумной твари, в которых выражается стремление ее к лучшему будущему. Затем, разумная тварь, именно верующие христиане, также чувствуют неудовлетворенность настоящим - им не достает еще телесного искупления. Наконец, Дух Божий, пребывающий в верующих, Своим ходатайством за верующих подтверждает, что им действительно предстоит получить то величие, какого теперь они не имеют. Если бы такого величия не было возможно получить верующим, то Дух Св. не стал бы и ходатайствовать о нем. Таким образом получается троякое основание нашей надежды на будущее прославление: свидетельство неразумной твари [[new:rim:08:19|(19-22)]], свидетельство чад Божиих [[new:rim:08:23|(23-25)]] и свидетельство Духа Божия [[new:rim:08:26|(26-27)]]. **//Толковая Библия.//** [<10>]