[<10>] ====== Толкования на Рим. 8:20 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Суете бо тварь повинуся не волею, но за повинувшаго ю на уповании** См. Толкование на [[new:rim:08:17#svt_ioann_zlatoust|Рим. 8:17]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 20-22 **Потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне** Суетой он называет здесь живущих в суете, то есть в плотских помышлениях, о которых можно сказать, притом вполне справедливо: //человек суете уподобися// [[old:ps:143:04|(Пс. 143:4)]] — и даже что он //приложися скотом несмысленным и уподобися им// [[old:ps:043:13|(Пс. 48:13)]], ибо поистине суета — жизнь таких людей. Творение покоряется им, и, разумеется, никоим образом **не добровольно**, — откуда бы? неужели мы и впрямь скажем такое? — ведь совсем ничего из относящегося к нам не знает чувственно воспринимаемое и видимое творение, ибо оно не является разумным. Но если все же допустить мысль, что оно что-то может, то оно не стерпело бы столь постыдного рабства и не пожелало бы подчиниться и служить тем, которые решили проводить жизнь, не имея никакой необходимой или благой цели. Однако **в надежде** на то, что спасутся в своё время святые и избранные, говорит апостол, оно доселе покоряется, ведь Бог связывает его и как бы сберегает **в свободу**, чтобы оно служило уже только детям Его и прилежало нуждам избранных. Ведь оно едва ли не пребывает в смятении, мучаясь и скорбя, и будь у него способность знать что-либо из наших обстоятельств, оно бы, пожалуй, даже в голос плакало. Но, уступая божественным мановениям, оно неким образом чает, как я сказал, //откровения сынов Божиих// [[new:rim:08:19|(Рим. 8:19)]] //** Из катен **// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде** И само творение будет освобождено от рабства тлена, когда воссияет благодать Божиего вознаграждения. //**Шестоднев.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== Ст. 20-21 **Суете бо тварь повинуся не волею, но за повинувшаго ю на уповании, яко и сама тварь свободится от работы истления в свободу славы чад Божиих** Продолжает олицетворение твари, открывая, на каком основании тварь чает быть соучастницею в славе чад Божиих. На том основании, что так первоначально, вслед за падением человека, положено — побыть ей в этой некрасной видимости только до времени. Создана она не такою, как теперь видится, но понижена и облечена в эту траурную одежду, в применение ее состояния к состоянию падшего. И как сему падшему дана надежда восстановления; то в этом даровании падшему надежды восстановления заключается постановление, что, когда совершится то восстановление, снимется и с твари ее печальная одежда, избавится и она от работы суете и тлению. Подчинением суете и работою тлению означается нынешнее несветлое состояние твари видимой. Подчинение суете, может быть, и то значит, что она стала служить множеству пришлых потребностей человека, между которыми много ненужных, пустых, суетных, страстных, греховных. Но прямее суета есть непрочность бывающего, то же, что работа тлению. — Амвросиаст пишет: «что значит: суете повинуся, — если не то, что все, рождаемое ею, непрочно и непостоянно? Она работает, чтоб производить плоды тленные. Тление и есть суета. Ибо все порождаемое в мире нетвердо, изменчиво и чрез то суетно. Суетно потому, что не может удерживать состояния своего: в ней все течет, изменяет образ свой и мятется. Это же разумел и Соломон, когда сказал, что всё суета (см.: [[old:ekl:01:02|Еккл. 1, 2]]). Все в ней слагается и разлагается, не постоит, — хотя, очевидно, под сею текучестию скрывается нечто постоянное, неизменное, лучшее. Прозревая в то сокровенное лучшее, Апостол то лучшее считает существенным, а видимость твари неприглядную — случайною: **повинуся**, говорит, **не волею**». **Не волею**; но она и не имеет воли. Все в ней есть и бывает по воле Создавшего. Это означает, что, по планам Божиим, твари не следовало быть в таком состоянии. Вседержитель понужден был поставить ее в сие состояние падением главы ее — человека. Поелику привзошло сие последнее; то Он нашел необходимым подчинить и тварь, созданную для человека, тому же, чему подпал человек произволением. Но как? Так ли, что, провидя падение человека, Он и создал тварь так, как прилично быть ей при падшей главе, — с тем, однако же, чтоб, когда восстановлен будет падший, приподнять ее в меру его восстановленного состояния; или она создана была в лучшем состоянии, в каком был и первозданный, а потом низведена в худшее, когда пал человек, с тем, что и опять восстановлена будет в лучшем виде, когда восстановится глава ее? Святой Апостол не решает этого. Он смотрит на то, что есть, и предрекает, что будет, не поднимая завесы, скрывающей от нас первоначалие твари. Так поступают и наши толковники; и только мимоходом выражаются так, что их мысль подходит будто — то к первому, то ко второму. Блаженный Феодорит пишет: «научает здесь Апостол, что вся видимая тварь получила в удел естество смертное, потому что Творец всяческих провидел преступление Адама и тот смертный приговор, который будет на него произнесен. — И было бы неприлично и несправедливо — тому, что для него создано, получить в удел нетление, а ему самому, ради кого все это создано, быть тленным и смертным. Но когда он чрез воскресение приимет бессмертие, тогда и созданное для него получит также в удел нетление. Посему сказует Апостол, что видимая тварь ожидает сего переворота; потому что она соделалась изменяемою не волею, но из любви к определению Создавшего. Видя же попечение о нас, надеется сего переворота». **На уповании**, — вне олицетворения, означает, что таков первоначально был план у Бога, чтобы тварь до времени только пребыла в таком плачевном состоянии, пока и люди пробудут в нем же, а когда они вступят в предопределенную им славу, тогда и она облечется в светлую одежду нетления. Апостол строго держит соответствие в состояниях человека и видимой твари. Святой Златоуст говорит: «что значит: **суете тварь повинуся**? Сделалась тленною. Для чего же и от чего? От тебя, человек. Поелику ты получил смертное и подверженное страданиям тело, то и земля подверглась проклятию, произрастила терния и волчцы. А что и небо, состаревшись, будет наконец иметь лучший жребий, послушай, как говорит о сем Пророк: //в начале Ты, Господи, землю основал ecи, и дела руку Твоею суть небеса. Та погибнут, Ты же пребывавши: и вся яко риза обетшают и яко одежду свиеши я, и изменятся// (ср.: [[old:ps:101:26|Пс. 101, 26 — 27]]). Видишь ли, как тварь, послужив суете, освободится от тления? Он говорит: //яко одежду свиеши я, и изменятся//. То же самое говорит и Павел впоследствии; а теперь рассуждает о работе (твари тлению) и показывает, от чего она произошла, и причиною почитает нас самих. Итак, что же? Ужели тварь, терпя сие за другого, терпит обиду? Нимало. Она для меня и существует. А если существует для меня, то какая для нее обида, когда терпит сие для моего исправления? А иначе к неодушевленному и бесчувственному нельзя даже приложить понятия о справедливом и несправедливом (то есть иначе, как поставляя тварь в служебное отношение к человеку). Но Апостол не входит в такие рассуждения, а спешит выставить другую мысль. Что ты говоришь, рассуждает он, будто тварь чрез тебя потерпела зло и стала тленною? Ей не сделано сим никакой обиды; потому что чрез тебя же она и опять будет нетленною. Сие значит: **на уповании**». **Яко и сама тварь свободится от работы истления в свободу славы чад Божиих.** «Что значит: **сама**? Не ты один, но что гораздо тебя ниже, что не имеет ни смысла, ни чувства, и то будет с тобою участвовать в благах. То есть не будет уже тленною, но сделается соответственною благообразию тела твоего. Как тварь учинилась тленною, когда тело твое стало тленным; так, когда тело твое восстанет нетленным, и тварь последует за ним и соделается соответственною ему. Сие самое выражает Апостол, присовокупляя: **в свободу славы чад Божиих**, — то есть посредством свободы. Как кормилица, воспитавшая царского сына, когда взойдет он на отеческий престол, имеет свою долю в царственных его благах; так и тварь, по словам Апостола. Примечаешь ли, как человек везде впереди и что все для него делается? Видишь ли также, как Апостол утешает подвижника и доказывает неизреченное Божие человеколюбие? Что сетуешь в искушениях, говорит он? Ты терпишь сам за себя, а тварь за тебя терпит. И не только утешает, но и доказывает достоверность сказанного им. Если надеется тварь, которая для тебя стала тем, что она теперь; тем более надейся ты, чрез кого тварь будет наслаждаться всеми оными благами. И у людей есть обыкновение одевать слуг в богатое платье для чести сына, когда ему надо показаться в свете прилично. Так и Бог облечет тварь нетлением **в свободу славы чад Божиих**». **В свободу** — от тления, то есть совлечется тления и облечется в нетление соответственно славе чад Божиих. Если чада сии, по Апостолу, облекутся в некое духовное тело; то не будет ли и вся тварь состоять из тончайших стихий, — подобно разнообразному сочетанию радужных цветов?! //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Симеон Новый Богослов ===== **потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде** Видишь, что тварь не хотела повиноваться и служить Адаму, после того как он преступил заповедь Божию, потому что видела, что он испал от божественной славы? Для сего-то Бог прежде сотворения мира предопределил быть спасению человека чрез возрождение, какое имел он получить в силу воплощенного домостроительства Христова, и на сем основании подчинил ему тварь и покорил ее тлению, так как тленным сделался человек, для которого она создана, чтоб она каждогодно доставляла ему тленную пищу, положив, когда обновит человека и сделает его нетленным, бессмертным и духовным, тогда вместе с ним обновить и всю тварь и сделать ее вечною и нетленною. Вот что открыл Апостол приведенными словами: **суете тварь повинуся не волею, но за повинувшаго ю на уповании**, то есть тварь повинулась людям не сама по себе, и не по своей воле сделалась тленною, дает плоды тленные, и произращает терния и волчцы, но покорилась повелению Бога, Который определил сие для нее на уповании, что опять обновит ее. Чтоб полнее удостоверить в этом, Апостол говорит наконец: //яко и сама тварь свободится от работы истления в свободу славы чад Божиих// [[new:rim:08:21|(Рим.8:21)]]. Видишь, что вся эта тварь в начале была нетленною и создана Богом в чине рая? Но после Богом подчинена тлению и покорилась суете человеков. **//Слова (Слово 45-е).//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде** **Ибо суете твари подчинились**. Тварями названы люди, покланяющиеся тварям; как (подобное же говорит): //сравнялся со скотами и подобен сделался им// ([[old:ps:048:13|Пс. 48:13]]). Впрочем, подчинились, **не желая**, ибо существовала вина. И **подчинил их в надежде**: это была, или семья Адама, которая подчинена была в надежде: //будите богами// ([[old:gen:03:05|Быт. 3:5]]); или люди, которые подчинились почитанию тварей в надежде, что они суть боги. //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде** «Суетностью» Павел называет тление. Ибо немного далее он учит, что и творение освободится от рабства тлению (см. [[new:rim:08:21|Рим. 8:21]]). Учит же он, что всему видимому творению досталась смертная природа, так как Творец всяческих предвидел Адамово грехопадение и предстоящий ему смертный приговор. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 20-21 **потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих** **Суете**, то есть тлению, **тварь покорилась**, то есть сделалась тленной чрез тебя, человек. Поскольку ты получил тело смертное и подверженное страданиям, то и земля произрастила терния и волчцы, и небо состарившееся имеет нужду в перемене. Каким же образом тварь сделалась тленной чрез другого? Потому что она и создана была всецело для человека. Выражение **не добровольно** означает, что все было попечением Божиим, а не могло состоять в воле твари, пренебрегал ею и устремлял дух к небесному. Слова **в надежде** и прочие, подобные им, почитай сказанным по обычаю олицетворения. Итак, и сама тварь **освобождена будет**; не ты один, но и гораздо низшее тебя, не имеющее ни души, ни чувства, и это, говорю, будет участвовать с тобой в благах и не будет уже тленным, но сделается соответственным тебе. Когда тело твое стало тленным, то и тварь сделалась тленной. Так же, когда тело твое сделается нетленным, то и тварь станет нетленной. Итак, если тварь подверглась страданию для тебя, то и ты должен терпеть страдание для Бога; и если она надеется быть прославленной, то тем более ты надейся быть прославленным. И отец одевает слуг в хорошее платье для чести сыновей. Так и Бог уберег тварь в честь нашу. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде** Разбирая более внимательно, что есть суета и тление, о которых говорит апостол, я думаю, что это говорится о сей вещественной и тленной сущности тела. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ---- Какой же, спрашиваю я, суете покорилась тварь, какая тварь, и почему не добровольно, и в какой надежде? И каким образом сама тварь освободится от рабства тлению? В другом месте тот же апостол говорит: //«Чаяние бо твари откровения сынов Божиих чает»// (Ibid. ст. 19), – и еще: не только мы, но и //«вся тварь с нами совоздыхает и соболезнует даже доныне»// (Ibid. ст. 23). Итак нужно еще исследовать, что это за стенание и что за страдания разумеются здесь? Но прежде всего посмотрим, какова та суета, которой покорилась тварь. Я думаю, что эта суета – не что иное, как тела; ибо, хотя тело святых и эфирно, но все же материально. Вот почему, мне кажется, и Соломон всякую телесную природу называет как бы тягостною в некотором роде и задерживающею силу духов, он говорит: //«Суета суетствий, и всяческая суета, рече Экклезиаст. Всяческая суета. Видех всяческая сотворения, сотворенная под солнцем, и се вся суетство»// [[old:ekl:01:01|(Ек. 1:1]], [[old:ekl:01:14|14)]]. Этой именно суете и покорена тварь, в особенности же тварь, имеющая в своей власти величайшее и высшее начальство в этом мире, т. е. солнце, луна и звезды; эти светила покорены суете, они облечены телами и назначены светить человеческому роду. **"Суете"**, говорит, **«тварь повинуся не волею»**, в самом деле, тварь не по своей воле приняла предназначенное служение суете, но вследствие того, что этого хотел Покоривший ее, – ради Покорившего, Который в то же время обещал существам, недобровольно покоренным суете, что по исполнении служения великому делу, когда настанет время искупления славы сынов Божиих, они освободятся от рабства тлению и суете. Восприняв эту надежду и надеясь на исполнение этого обетования, вся тварь совокупно стенает теперь, имея однако любовь к тем, кому она служит, и соболезнует с терпением, ожидая обещанного. Смотри же теперь, к этим существам, покоренным суете не добровольно, но по воле Покорившего, и находящимся в надежде на обетования, – нельзя ли применить следующее восклицание Павла: //«Желание имый разрешитися и со Христом быти, много паче лучше»// [[new:fil:01:23|(Филип. 1:23)]]. По крайней мере, я думаю, что подобным образом могло бы сказать и солнце: «Желание имею разрешиться или возвратиться и быть со Христом, ибо это много лучше». Но Павел прибавляет еще: //«А еже пребывати во плоти нужнейше есть вас ради»// (Ibid. ст. 24). И солнце, действительно, может сказать: «Оставаться же в этом небесном и светлом теле нужнее ради откровения сынов Божиих». То же самое нужно думать и говорить также и о луне и о звездах. Теперь посмотрим, что же такое свобода твари и разрешение от рабства. Когда Христос предаст царство Богу и Отцу, тогда и эти одушевленные существа, как происшедшие прежде царства Христова, вместе со всем царством будут переданы управлению Отца. Тогда Бог будет //«все во всем»//; но эти существа принадлежат ко всему; поэтому Бог будет и в них, как во всем. //**О началах. Книга 1.**// ===== Амвросиаст ===== **потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде** Властью Бога Творца, а не по своей воле тварь покорена суете, и нам на пользу. Что означает быть покоренным суете, как не то, что производимое тщетно? Ведь человек производит плоды тления. Само тление есть суета. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Констанций ===== **потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде** Тщета есть лицемерие, коему покорилась Ева, не добровольно, но соблазненная змеем, исполнившись надежды, когда услышала: //Вы будете как боги, знающие добро и зло// [[old:gen:03:05|(Быт. 3:5)]]. Рабство же есть рабство тлению. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 20-21 **потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих** Почему Апостол приписывает неразумной твари надежду на прославление верующих и на свое восстановление? Потому, что такую надежду она имела уже тогда, когда она пошла вслед за человеком по пути рабства, суете и тлению. - **Покорилась суете**, т. е. подчинилась, как чуждой власти, ничтожеству, - такому образу существования, который не имеет истинного достоинства по сравнению с тем совершенством, каким тварь или природа обладала первоначально. Можно, впрочем, под //суетою// (mataiothV) разуметь и недостойное обращение человека с природой. Вместо того, чтобы облагораживать и улучшать природу, человек заставил ее страдать от своей жадности, жестокости, неразумия. - **Не добровольно**. Природа в этом подчинении закону суеты не похожа на человека. Тот сознательно и добровольно избрал себе путь, ведущий к смерти, она - напротив воли вступила на этот путь. - **Но по воле, покорившего ее**, т. е. по воле Бога, Который уже при сотворении подчинил тварь человеку и потом, по грехопадении человека, указал всей твари тот же путь, что и ее господину: она, как служащая человеку, не могла возвышаться над ним своим уделом (Феодорит) [По Цану, под "покорившим" Апостол подразумевает Адама, так как об Адаме Бог сказал:// "проклята земля из-за тебя"// [[old:gen:03:17|(Быт. 3:17)]]. - **В надежде**. Это, конечно, не есть в собственном смысле надежда, которая составляет достояние только разумного существа, а некоторое смутное предчувствие. Правильнее же здесь видеть поэтическое олицетворение твари, как бы живого мыслящего существа. - **Что...** По русскому переводу здесь указывается содержание надежды, о которой только что сказал Апостол. Другие новейшие переводы видят здесь доказательство выше приведенной мысли о том, что надежда на восстановление есть и у твари (тут уже, на основании некоторых древних кодексов, читают не otii = //что//, adioti = //потому что)//. Так как, однако, ранее еще не было сказано, на что же именно надеется тварь, то вероятнее перевод русский. Только следующее слово //сама// (auth) должно быть заменено местоимением она, чтобы не получилось повторения подлежащего, как в русском переводе (**тварь... в надежде, что и сама тварь...**). Тогда можно будет перевести так: **"тварь... в надежде, что и она, тварь, освобождена будет..."** - //Рабства тлению// (thV fqoraV). Родительный падеж тления - это т. наз. родительный принадлежности. Апостол хочет сказать, что рабству или служению, какое совершает тварь в настоящем положении, нельзя дать иного определения, как тление. Все, что ни производит тварь, все это необходимо распадается и делается тлением (ср. ст. 20 - //суета//). - Значит ли это, однако, что тварь, неразумная природа, до грехопадения человеческого была нетленною? Хотя некоторые из древних церковных толкователей склоняются к утвердительному ответу на этот вопрос, зато другие с ясностью говорят, что "вся видимая тварь получила в удел естество смертное, потому что Творец всяческих провидел преступление Адама и тот смертный приговор, который будет на него произнесен" (Феодорит). Новейшие толкователи (напр., Richter) также почти согласно признают, что природа и была создана тленною и что человек к этой тленности прибавил еще с своей стороны ухудшения разного рода: он стал избивать и мучить животных, опустошать леса и цветущие поля превращать в пустыни и т. д. Вследствие этого природа и стала служить пустоте и тлению (последствия греха Адама). Такое состояние может окончиться, след., только тогда, когда человек совершенно освободится из-под власти греха и снова восстановлен будет в нем образ Божий. - **В свободу славы**, т. е. в то состояние, до которого должна достигнуть тварь через свое освобождение от закона суеты. Свобода эта будет дана твари тем, что сыны Божии или верующие будут прославлены, получат славу, которая, конечно, будет состоять в освобождении их телесности от подчинения тлению ([[new:1kor:15:42|1 Кор. 15:42]] и сл.). Эту славу Господь назвал //пакибытием// [[new:mf:19:28|(Мф 19:28)]]. Таким образом, выражение //свобода// относится к твари, а //слава// - к сынам Божиим. Преосв., Феофан говорит об этом будущем состоянии твари: "не будет ли тварь состоять из тончайших стихий - подобно разнообразному сочетанию радужных цветов"? Но Апостол не дает об этом никаких ближайших указаний... См. также Толкование на [[new:rim:08:19#lopuxin_ap|Рим. 8:19]] [<10>]