[<10>] ====== Толкования на Рим. 8:25 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 25-27 **Аще ли, егоже не видим, надеемся, терпением ждем. Сице же и Дух способствует нам в немощех наших: о чесом бо помолимся, якоже подобает, не вемы, но Сам Дух ходатайствует о нас воздыхании неизглаголанными. Испытаяй же сердца весть, что есть мудрование Духа, яко по Богу приповедует о святых** **Аще ли, егоже не видим, надеемся, терпением ждем** [[new:rim:08:25|(ст. 25)]], то есть если всего будешь искать здесь, к чему тогда и надежда? Что же такое надежда? Твердая уверенность в будущем. Большего ли требует от тебя Бог, после того как Сам Он даровал тебе все Свои блага? Он требует от тебя одного только - надежды, чтобы и ты сам мог сколько-нибудь содействовать своему спасению. На это именно и намекает (апостол), говоря: **аще ли, егоже не видим, надеемся, терпением ждем.** Бог венчает надеющегося так же, как и того, кто трудится, бедствует и переносит бесчисленные напасти. Слово - терпение указывает на усилие в трудах и большое постоянство. Но однако Бог и это даровал надеющемуся, чтобы утешить утружденную душу. Потом, доказывая, что и для этого легкого труда мы пользуемся сильной помощью, (апостол) присовокупляет: **сице же и Дух способствует нам в немощех наших** [[new:rim:08:26|(ст. 26)]]. Одно принадлежит тебе - именно терпение, а другое есть дарование Духа, поощряющего тебя к надежде и посредством ее облегчающего и труды твои. Потом, чтобы ты знал, что благодать не только сопутствует тебе в трудах и опасностях, но и содействует в самых легких, по-видимому, делах и во всем оказывает свою помощь, (апостол) присовокупил, говоря: **о чесом бо помолимся, якоже подобает, не вемы.** Этими словами (апостол) указывает на великое о нас промышление Духа и научает римлян не считать полезным все то, что таковым представляется по человеческому суждению. Так как христианам того времени, которых били и изгоняли и которые терпели бесчисленные бедствия, естественно было искать покоя, считать его полезным для себя и испрашивать у Бога такой благодати, то (апостол) говорит: не считайте для себя действительно полезным того, что вам таковым представляется. Ведь и в том, чтобы знать полезное для себя, мы имеем нужду в Божией помощи: настолько человек слаб и ничтожен сам по себе. Потому (апостол) и сказал: **о чесом бо помолимся, якоже подобает, не вемы.** А чтобы ученик не стыдился неведения, (апостол) открыл, что и сами учители находятся в неведении. Он не сказал: вы не знаете, но: **не вемы**. И что он сказал это не из скромности, обнаружил в других обстоятельствах. Он непрестанно просил Бога в молитвах своих о том, чтобы увидеть Рим, однако это исполнилось не вдруг после его молитвы; также и о жале, данном ему во плоти, то есть о бедствиях, он часто молился и вовсе не получил просимого. Так и в Ветхом Завете не получили желаемого Моисей, просивший увидеть Палестину, Иеремия, молившийся за иудеев, Авраам, ходатайствовавший за содомлян. Но Сам Дух ходатайствует о нас воздыхании неизглаголанными. Сказанное неясно, вследствие того, что чудеса, которые были тогда многочисленны, теперь прекратились. Потому необходимо сказать вам о тогдашнем состоянии, и таким образом речь будет более ясной. Каково же было тогдашнее состояние? Всем тем, кто тогда принимал крещение, Бог сообщал различные дарования, которые вообще назывались духом. //Дуси пророчестии пророком повинуются// [[new:1kor:14:32|(1 Кор. XIV, 32)]]. Один имел дар пророчества и предсказывал будущее; другой - дар мудрости и учил народ; иной - дар врачевания и исцелял больных; иной - дар силы и воскрешал мертвых; иной - дар языков и говорил на разных наречиях. Кроме всех этих даров, был и дар молитвы, который также назывался духом; кто имел этот дар, тот молился за весь народ. Так как мы, не зная многого полезного для нас, просим бесполезного, то дар молитвы нисходил на кого-нибудь одного из тогдашних христиан, который один за всех просил общеполезного для всей Церкви и учил других молиться. Итак, (апостол) называет здесь духом как самый дар, так и душу, которая получает его, ходатайствует пред Богом и воздыхает. Удостоенный такой благодати, встав с великим сокрушением, с сильными внутренними воздыханиями припадая к Богу, просил о том, что полезно для всех. Теперь знамением этого служит диакон, который приносит молитвы за народ. Указывая на это, Павел и говорил: Сам Дух ходатайствует о нас воздыхании неизглаголанными. **Испытаяй же сердца** [[new:rim:08:27|(ст. 27)]]. Видишь ли, что идет речь не об Утешителе, а о духовном сердце? В противном же случае надлежало бы сказать: испытующий же Духа. Но чтобы ты понял, что говорится о духовном человеке, имеющем дар молитвы, апостол и присовокупил: **испытаяй же сердца весть, что есть мудрование духа**, то есть духовного человека. **Яко по Богу проповедует о святых.** Ходатайствует не для того, рассуждает (апостол), что Богу неизвестны наши нужды, но чтобы мы научились молиться о том, о чем нужно, и просить у Бога угодного Ему: это и значит - по Богу. Таким образом, это делалось и для утешения присутствующих, и для наилучшего наставления, так как Тот, Кто сообщает дары и подает бесчисленные блага, был Утешитель. //Вся же сия//, - говорит (апостол), - //действует един и тойже Дух// [[new:1kor:12:11|(1 Кор. XII, 11)]]. И это бывает для нашего научения и для того, чтобы явить любовь Духа, Который нисходит к нам до такой степени. Потому молящегося слушали все, так как молитва совершалась по воле Божией. Видишь ли, сколько уроков преподает им (апостол) о любви Бога к ним и о чести, им оказываемой. //**Гомилии на Послание к Римлянам.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении** См. Толкование на [[new:rim:08:24#svt_kirill_aleksandrijskij|Рим. 8:24]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Аще ли егоже не видим, надеемся, терпением ждем** Тут к концу приведено показание, почему воздыхаем и мы. Получили, сказал, начаток, а совершенного, целого еще не получили: его чаем, надеемся, а не видим еще, не держим в руках. С таким чаянием неизбежно соединено пождание, а с пожданием терпение. Таким образом естественно, что мы сего чаемого, надеемого, невидимого еще с терпением ждем. А терпение, как ни облегчает его несомненность надежды, все же есть нечто тяготящее. Вот почему и воздыхаем, хотя начаток имеем, хотя не имеем ни малого сомнения в получении. Но, объясняя так наше настоящее положение, святой Павел не одно это объяснение имел в виду, а более хотел внушить, что если дело так есть, если неизбежно нам ждать и ожидая терпеть, то и терпите благодушествуя, в несомненном чаянии лучшего и совершеннейшего, что бы ни случилось с вами по внешнему быту вашему. С терпением ждать в надежде — это должно быть характеристическою, существенною нашею чертою. Святой Златоуст говорит: «если всего будешь искать здесь, к чему тогда и надежда? Надежда и есть твердая уверенность в будущем. Большего ли требует от тебя Бог, после того как Сам Он даровал тебе все Свои блага? Он требует от тебя одного только — надежды, требует для того, чтобы и ты сам сколько-нибудь содействовал своему спасению. Бог венчает надеющегося, как следовало бы увенчать того, кто трудится, бедствует, переносит бесчисленные напасти». Но если он не тотчас переходит туда, где венчается надежда, а остается здесь среди испытаний самой надежды, то цена его надежды, посредством испытания ее терпением, становится несравненно выше. «Когда слышишь о терпении, то подразумевай мысль о подвигах и усиленных трудах. Ибо христианин должен терпеть, ожидая не видимого, а чаемого верою» (блаженный Феофилакт). Чтобы удержать надежду в силе, надо пребывать верным Тому, Кто обетованиями возродил и питает надежду, а это требует труда, пота и подвигов и в себе, и во внешнем. //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Сщмч. Киприан Карфагенский ===== **Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении** Нужно иметь надежду и терпение, чтобы вполне стать тем, чем только начинаем быть, и чтобы обрести, представ пред Богом, то, на что надеемся и во что веруем. //**О благе терпения.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении** Если же надеемся на невидимую славу, то в терпении ожидаем до того времени, когда облекаемся ею. //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Блаж. Августин ===== **Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении** Само терпение упражняет пожелание. Ты жди, потому что Он ждет. Иди твердо, чтобы достичь. Он не покинет места, куда ты держишь путь. //**Трактат на Первое послание Иоанна.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении** См. Толкование на [[new:rim:08:24#blazh_feofilakt_bolgarskij|Рим. 8:24]] ===== Беда Достопочтенный ===== **Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении** Несомненность нашей надежды может быть представлена в образе яйца. Ибо как в яйце пока еще неразличим, но уже ожидается зародыш будущей птицы, так и все верующие еще не видят в настоящем славы той небесной отчизны, в которую веруют, но ожидают ее в грядущем. //**Гомилии на Евангелия.**// ===== Амвросиаст ===== **Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении** Ожидание это есть терпение, которое много заслуживает у Бога. Изо дня в день человек ожидает наступления Царства Божия и не сомневается в нем оттого, что оно медлит. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении** См. Толкование на [[new:rim:08:24#lopuxin_ap|Рим. 8:24]] [<10>]