[<10>] ====== Толкования на Рим. 8:27 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Испытаяй же сердца, весть, что есть мудрование Духа, яко по Богу приповедует (ходатайствует) о святых** См. Толкование на [[new:rim:08:25#svt_ioann_zlatoust|Рим. 8:25]] ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== **Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией** Так, молчаливо вдохновляемый Святым Духом, в присутствии Бога слышится возглас святых, //**Проповеди.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Испытаяй же сердца, весть, что есть мудрование Духа, яко по Богу приповедует (ходатайствует) о святых** Повторим и еще сказанное. Дух за нас молится; а Бог ведает сие мудрование Духа, //яко испытующий сердца//. Следовательно, сие мудрование или сия молитва идет к Богу не помимо человека, а сначала отражается в сердце его и чрез него восходит к Богу. И еще: сия молитва, Духом вложенная, быв принята и чувствуема сердцем, может быть не объята мыслию и не выражена, как следует, языком, но это не мешает ее действенности: ибо Бог видит, что на сердце у молящегося сим образом и какая мысль у Духа, вложившего молитву. **Яко по Богу приповедует о святых**. — **Приповедует** — то же, что ходатайствует. **О святых**, — то есть о верующих, которые и веру хранят, и живут по вере, благодатию Святого Духа. Но что значит: **по Богу**? Сообразно с планами и намерениями Божиими, как относительно всей Церкви, так и относительно всякого верующего. Сии планы и намерения Дух Божий, яко Бог, ведает: ибо у Него с Богом Отцом едино ведение. Ведая сие, Дух Святой сообразно с сим и молится о нас, или слагает для нас молитвы и влагает их в сердце наше. И Бог наперед их ведает, по единству ведения в Боге Триипостасном. Амвросиаст пишет: «Богу известна молитва всех духов, потому что от Него ничего нет сокрытого; тем паче ведома ему молитва Духа Святого, Который одного с Ним естества, и когда ходатайствует о нас, то говорит не чрез сотрясение воздуха и не как Ангелы или другие твари, но как свойственно Его Божеству. Так молится Он Богу в нас и просит того одного, о чем знает, что оно угодно Богу и нам полезно». «Может быть, **весть** означает здесь не голое ведение, а вместе и благоволительное внимание, как в 1-м псалме: //весть Господь путь праведных// [[old:ps:001:06|(Пс. 1, 6)]]. Поелику такая молитва по Богу есть и совершенно согласна с намерениями Божиими; то она благоволительно внемлется и приемлется и привлекает скорое исполнение. Наша собственная молитва не всегда попадат на след Божий; от того молимся, но не якоже подобает, и не видим исполнения молитв. Молится как следует тот, кто молится не о том только, что угодно Богу вообще, но о том, что угодно Богу в сей раз, в сих обстоятельствах. Поелику мы не можем сказать, что знаем сие определенно, то лучшая для нас молитва есть: //буди воля Твоя, Господи, на нас, якоже уповахом на Тя!// //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией** Испытующий же сердца ведает, какое намерение (есть у) духа; **потому что по воле Божества ходатайствует за святых**: те, говорит, кои говорили языками, молились духом, - и Сам Дух знал и то, что на языках они знали и Сам говорил ([[new:1kor:14:start|1 Кор. 14 гл.]]). //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией** Духом Павел здесь называет не ипостась Духа, но благодать, данную верующим. Ибо, побуждаемые ею, мы, возгораясь, приходим в сокрушение, усерднее молимся и молчаливыми стенаниями умоляем Спасителя Бога. А это божественный апостол написал из того, что сам испытал. Ибо и он просил избавления от искушений, и не раз, и не два, но трижды, и не получил просимого (см. [[new:2kor:12:08|2 Кор. 12:8]]). Он услышал в ответ: //Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи// [[new:2kor:12:09|(2 Кор. 12:9)]]. Но когда Павел узнал об этом, он радостно принял то, об избавлении от чего молился, и сказал: //И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова// [[new:2kor:12:09|(2 Кор. 12:9)]]. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией** Человек тот, говорит, стоит, и молится не потому, будто Богу неизвестны наши нужды. **Испытующий сердца знает, какая мысль у Духа**, то есть у духовного человека; Он просит вместо верующих, находящихся в церкви, ибо они - святые, именно угодного Богу. А это бывает для того, чтобы мы научились просить **по воле Божией**, то есть угодного Богу. Итак, если о нас ходатайствует Дух, то не печалься, оскорбляемый. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией** Павел показывает, что Бог взвешивает в молитве не столько наши слова, сколько сердце и разум. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией** Очевидно, что Богу, для Которого ничто не умолчано и не скрыто, известна молитва любого духа (см. [[old:iov:37:16|Иов. 37:16;]] [[new:act:15:18|Деян. 15:18;]] [[new:1in:03:20|1 Ин. 3:20;]] [[old:3ezd:16:62|3 Езд. 16:62]]). Сколь же более должен Бог знать то, что говорит Дух Святой, имеющий ту же сущность? //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Констанций ===== **Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией** В Священном Писании //Духом// обычно называются дары Духа. Так что и в этом месте //Святым Духом// называются дары Духа, которые различно даются людям и распределяются среди них, в соответствии со словами апостола в Послании к Коринфянам: //Дары различны, но Дух один и тот же// [[new:1kor:12:04|(1 Кор. 12:4)]]. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Филоксен Маббугский ===== **Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией** Я вижу, что все добродетели, которые без благодати мертвы, в нас присутствуют от действия Духа: ведь и чистая молитва, которая является основой всех добродетелей, возбуждается в наших душах от действия Духа, и плач о свершенных грехах сначала Он таинственно пробуждает в нас. //**О вселении Святого Духа.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией** Апостол здесь указывает, почему Дух ходатайствует за нас в молитве без слов. - **Испытующий сердца**. Бог здесь так назван потому, что Дух Св. пребывает в сердце человека возрожденного [[new:rim:05:05|(5:5)]] и хотя Его ходатайство ничем не обнаруживается вовне, Бог, пред которым открыты все сердца людей, знает об этом ходатайстве. - **Какая мысль у Духа**, т. е. что выражается в Его воздыхании, к чему Он устремлен. - **Потому что**... Апостол только что сказал, что Бог знает о ходатайстве Духа. Этим он дал понять, что Господь и признает, принимает Его ходатайство. Почему же? Потому, что Дух в Своих ходатайствах не идет против планов Божественного домостроительства, а напротив, совершенно согласен с ними. **Он ходатайствует по воле Божьей** (kata Qeon), т. е., как того хочет Бог. Кроме того, Он ходатайствует за христиан, как **за святых**, т. е. как за людей достойных, которые уготовали сердца свои к тому, чтобы они служили храмом Св. Духа. См. также Толкование на [[new:rim:08:19#lopuxin_ap|Рим. 8:19]] [<10>]