[<10>] ====== Толкования на Рим. 8:30 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **А ихже предустави, тех и призва: а ихже призва, сих и оправда: а ихже оправда, сих и прослави** См. Толкование на [[new:rim:08:28#svt_ioann_zlatoust|Рим. 8:28]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ничего нет удивительного, что неверие делают извинительным некоторые, охваченные невежеством и говорящие: «Если призваны те, кого Он предузнал по предустановлению и предопределил, то к нам, ещё не уверовавшим, это не относится никак, ведь мы-то не призваны и не предопределены». К ним мы скажем, что хотя тот, кто устраивал //брачный пир для сына своего// [[new:mf:22:02|(Мф. 22:2)]], послал слуг собрать званых, однако они //не хотели прийти// [[new:mf:22:03|(Мф. 22:3)]]. Но после них вошли призванные по собственному предустановлению, и таким образом брачный чертог //наполнился возлежащими// [[new:mf:22:10|(Мф. 22:10)]]. Поэтому видно, что ничто не препятствует войти желающим и совсем никому не вредит предведение, впрочем, и пользы оно никому не приносит. Однако пусть объяснят они, не были ли и сами предузнаны те, которые своим неповиновением оскорбили призвавшего их Бога. Но некоторые и призваны были, и примчались на брак, вот только они не стали избранными и не были ни оправданы, ни прославлены. По какой причине? Потому что не были облачены в подобающую для брачного пира одежду (cр. [[new:mf:22:11|Мф. 22:11]][[new:mf:22:14|–14]]). Кроме того, мы найдём, что и Сам Господь наш Иисус Христос открыто изрёк: //Придите ко Мне, все измученные и обременённые, и Я успокою вас// [[new:mf:11:28|(Мф. 11:28)]]. Вот Он уже и зовёт всех к Себе, ведь, сказав: //все//, Он тем самым вовсе никого не прогоняет. ((В рукописи V схолия имеет продолжение: «О ком Он издавна знал, каковы они будут, говорит апостол, Он определил быть причастниками будущих благ, их Он и призвал, так что они вкусили по вере в Него оправдание, не допустив тогда греха, но слава подала всё это им, раз и навсегда оказавшимся в нетлении и бессмертии. (Апостол говорит это) применительно к словам: //Притом знаем, что любящим Бога всё содействует ко благу// [[new:rim:08:28|(Рим. 8:28)]], желая показать, что Бог заставляет их подвергаться испытаниям в настоящих обстоятельствах не потому, что пренебрегает ими, ибо возможно ли такое? Призвав их к вкушению таковых благ, притом не ныне, но давно и весьма давно из того, что есть у них, по Своему неизреченному предведению узнав их, каковы они будут, даже прежде, чем они появились. Ибо изначально зная, что они будут именно такими, он издавна устраивал соразмерные их расположению блага. Поэтому разве мог пренебречь ими Тот, Который даже прежде, чем они появились, уготовал им воздаяние за их произволение и призвал их к (получению) ожидаемых по вере в Него благ?» (Mai A. Op. cit. 1845. P. 32–33). Ф. Пьюзи помещает этот фрагмент в подстрочнике, полагая, что этот фрагмент принадлежит свт. Геннадию Константинопольскому (Pusey Ph. E. Op. cit. Vol. 3. P. 222. Примеч.). Но в новейшем критическом издании фрагментов свт. Геннадия на Послание к Римлянам мы его не находим (Pauluskommentare aus der Griechischen Kirche / hrsg. K. Staab. Münster i. W. , 1933. S. 383), так что его атрибуция остается под вопросом)) //** Из катен **// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **А ихже предустави, тех и призва: а ихже призва, сих и оправда: а ихже оправда, сих и прослави** Блаженный Феодорит пишет: «в ком предузнал твердое расположение, тех изначала **предустави**, а предуставив, **призва**; потом, призвав, оправда крещением; оправдав же, **прослави**, наименовав сынами и даровав им благодать Всесвятого Духа». Предуставлен был первоначально образ спасения всех в Господе Иисусе Христе, Который и совершил его и учредил всю экономию спасения. Учредив все сие, Он послал святых Апостолов звать ко спасению желающих спасения. Сие изображает Премудрый так: //Премудрость созда себе дом, и утверди столпов седмь: закла своя жертвенная, и раствори в чаши своей вино, и уготова свою трапезу. Посла своя рабы, созывающи с высоким проповеданием на чашу// (ср.: [[old:pr:09:01|Притч. 9, 1 — 3]]). То же живописует Спаситель в притче о брачном обеде, устроенном царем для сына своего. Приготовив все, он послал рабов звать на брак: //рцыте: се обед мой уготовах, юнцы мои и упитанная исколена, и вся готова: приидите на браки// (ср.: [[new:mf:22:04|Мф. 22, 4]]). //Шедше в мир весь проповедите Евангелие всей твари// (ср.: [[new:mk:16:15|Мк. 16, 15]]). Апостолы пошли и звали, — всех звали. Но как же говорится: **их же предустави, тех и призва**? Предуставленные то же, что избранные, а из званных не все избранные, — сказал Господь, и дело показало. Зовутся все; но из званных не все последуют званию, — не все делаются призванными. Призванным следует назвать того, который уже принял Евангелие и уверовал. Но и в этом числе не все избранные, не все предопределенные к сообразию с Сыном в праве и в славе. Ибо многие не остаются верными званию и — или в вере погрешают, или в жизни //храмлют на обе плесне// (ср.: [[old:3ts:18:21|3 Цар. 18, 21]]). А избранные и предуставленные пребывают верными до конца. Как же Апостол говорит, что, которых предуставил Бог, тех и призвал? Мы теперь все призванные; ибо находимся в Церкви Божией, в доме Бога нашего. Но кто из нас, смотря на грехи свои, может с уверенностью сказать, что он состоит в числе преду став ленных избранников? Следовательно, надобно различать между призванными и призванными. Одни из них суть предопределенные ко спасению и славе, а другие не предопределенные. И если сие необходимо различать, необходимо положить различие между призванием и призванием. Избранные и преду ставленные особенным образом проходят акт призвания, хотя слово призвания всех оглашает одинаково. Начавшись здесь, сие различие избранников продолжается потом и во всех последующих актах на пути спасения, или к Богу приближения, и доводит их до блаженного конца. В чем именно сия разность, определить нельзя; но не в одной благодати, сопровождающей слово призвания, а и в настроении и удобоприемлемости призываемых, кои суть дело их произволения. Амвросиаст пишет: «призвать — значит: задумавшему веровать помочь уверовать или побудить к вере того, о ком предуведано, что он послушает. Эти предуведенные пребывают верными до конца и состоят под Божиим благоволением. О прочих же, коих не предуведел Бог, нет Ему заботы, потому что Он не предуведел их, что пребудут угодными Ему до конца. Пусть они и веруют, и приемлются на время в сонм избранных, так как кажутся добрыми, а справедливость требует воздавать каждому свое: но не пребывают до конца и не внидут в славу, как видим на Иуде, Сауле и других». Когда призываются избранники, идут и сии вместе с ними и всё получают, что и те; но побудут много или немного в ограде сей и уходят, как те, которые ходили вслед Господа, но, после того как Он предложил учение о Причащении, оставили Его и не ходили уже более с Ним (см.: [[new:in:06:71|Ин. 6, 71]]). Очень смутительно видеть себя в числе званных и думать: ну-ка я случайно попал в число званных и совсем не принадлежу к званным предуставленным? Доходить до сего всего удобнее нам, рождающимся среди званных и, когда приходим в самосознание, видящим себя уже призванными. Потому ли призваны мы, что предуставлены? Ответ на это такой: если ты верен званию Христову; то знай, что тебе нет основания исключать себя из числа преду ставленных. Пребудь верен и благословляй Бога, призвавшего тебя к сообразию с Сыном Его помимо тебя. Если пребудешь так до конца, то не сомневайся, что и там сретит тебя беспредельная милость Божия. Если и падешь, не падай в отчаяние, а спеши покаянием опять стать в чин, из коего испал, подобно Петру. Если и многократно падешь, вставай, веруя, что, вставши, ты опять вступаешь в сонм призванных по преду став лению. Только нераскаянные грешники и ожесточенные неверы могут быть исключены из сего сонма; но и то не решительно. Разбойник уже на кресте, в последние минуты жизни, был схвачен и взят Сыном Божиим в рай. Мы не можем сказать, что не состоим в числе предуставленных, но не можем сказать и противного тому. Но поелику путь к тому всем открыт, и всем возвещается, и мы призваны идти по нему; то и будем идти в уверенности, что если дойдем до конца, то вступим и туда, что стоит в конце сем. Предуставил Бог, как предвидел. То же и в отношении к нам. Бог предвидел, чего возжелаем мы и к чему будем стремиться, и соответственно тому положил определение о нас. Следовательно, все дело в нашем настроении. Блюди доброе настроение, и попадешь в избранники предуставленные. О Царстве Божием Господь сказал, что неустанные ревнители, себя не жалеющие и на всякое добро нудящиеся, восхищают его, άρπάζουσιν (ср.: [[new:mf:11:12|Мф. 11, 12]]), — будто насильно из рук Божиих вырывают. Напряги усилие и ревнование, и завоюешь себе избрание. Впрочем, сие-то и означает, что ты из предуставленных избранников: ибо неизбранник не станет ревновать. **А ихже призва, сих и оправда**. Призвание завершается от лица Божия возвещением Евангелия с великою благодатною силою, сопровождающею сие слово, а со стороны человека принятием благовестия, уверованием в него искренним и полною готовностию жить по указаниям его. Когда совершится сие в духе человека, тогда облекается он от лица Божия в оправдание. Оправдание сие состоит в прощении всех прежних неправд и в уготовлении или снаряжении человека на всякую правду после сего, чрез сообщение ему благодати Всесвятого Духа, возрождающей, просвещающей и укрепляющей. Совершается сие в святом крещении. Святой Златоуст говорит: «оправдал банею возрождения». Феофилакт: «**оправда**, — освободив от грехов и соделав праведными чрез баню возрождения». Апостол пишет призванным уже и оправданным, носившим в себе оправдательную силу о Христе Иисусе и чувствовавшим ее. Носится она и чувствуется и ныне всеми, право шествующими вслед Господа. **А ихже оправда, сих и прослави**. Как **прослави**, когда христиан всюду презирали и гнали? Настоящее было не славно, а будущее, хотя и чрез меру славное, еще не пришло. Как же **прослави**? Внутренним прославлением, в коем основа и для будущего. Внутреннее прославление не то значит, чтобы внутри все изрекало славу оправданным, а то, что чрез оправдание внутри созидается преславное состояние, дивное для Ангелов, благоволимое Богом. Благодать Духа ради всецелой покорности их ее водительству проникает их во всех частях и силах и делает их такими, какими быть они предопределены, то есть сообразными образу Сына Божия воплотившегося, сынами Богу по благодати. Не славно ли сие? И что другое может сравниться с сею славою? Святой Златоуст говорит: «прослави благодатию, усыновлением». То же и Феофилакт: «удостоив их усыновления и дав им прочие дары». Апостол пишет, что Бог предуведел и предопределил, затем — призвал, оправдал, прославил. Всё — Бог; а мы-то что ж? Если всё — Бог, то нам не сложить ли уже рук? На кого захочет Он так действовать, того уж непременно доведет до блаженного конца. А когда не захочет, сколько хочешь бейся, ничего не выйдет. Но кто начинает биться и бьется, тот-то и есть желаемый Богом. Когда говорится, что Бог и призывает, и оправдывает, это не значит, чтоб призываемым и оправдываемым это ничего не стоило. Бог влечет, они изъявляют желание последовать и решаются на то, — и текут, борясь с предлежащими противностями и при помощи Божией преодолевая их. Течение сие напряженно, и путь сей есть кровный путь. Он совершается при взаимодействии благодатной силы Божией и произволения человеческого. Апостол изображает в сем деле только одну сторону — Божеское вседействие для того, чтобы потом вывесть: если так, чего нам бояться? Ибо и речь о сем начал с целию выставить твердые основания упования. А это требовало останавливаться вниманием преимущественно на том, что идет от Бога в устроение нашего спасения. Что от нас, это всякий сам уже дополнит при сем. Но как иной может мысль о нашем участии обратить в недоумение и застрять на нем; то некоторые из наших толковников приходят таковым на помощь. Как начало всего вседействия Божия, здесь изображаемого, есть предведение, ибо, **предуведев, предустави** и потом сих предуведенных и предуставленных — **призва, оправда и прослави**; то блаженный Феодорит на нем останавливается, чтобы сказать, что оно, — а следовательно, и все последующие действия Божии, — не отнимает свободы у предуведенных. Он пишет: «никто да не утверждает, что причина сего (призвания, оправдания, прославления) — предведение; потому что не предведение сделало их такими, но Бог издалече предусмотрел будущее, как Бог. Ибо если я, смотря на рьяного коня, который закусил удила и сбросил с себя седока, скажу, что он, приближась к стремнине, бросится в нее, и потом по слову моему исполнится это; то не я ввергнул коня в пропасть; предсказал же, что это будет, воспользовавшись, как признаком, отчаянным бешенством коня. Бог же всяческих издалека все предвидит, как Бог; а не доводит до необходимости — одного преуспевать в добродетели, другого же делать зло. Ибо если бы сам принуждал к тому и другому; то несправедливо было бы одного провозглашать победителем, а другому определять наказание. А если Бог справедлив, как и действительно справедлив, то побуждает к доброму и запрещает противное тому, хвалит делателей добра и наказывает по воле своей возлюбивших порок». Экумений приводит слова святого Кирилла (не видно, какого), в которых он утверждает, что во всех этих действиях Божиих надо доразумевать сказанное пред сим: //сущим//, — κατά, πρόθεσιν, по произволению их, — //званным//. Именно **ихже предуведе, тех и предустави**, — τοις κατά πρόθεσιν, — соответственно произволению их. **Ихже предустави, тех и призва**, — τοϊς κατά πρόθεσιν, — не связывая их произволения. **Ихже призва, сих и оправда**, — τοις κατά πρόθεσιν, — не без участия их произволения. **Ихже оправда, сих и прослави**, — опять //сущим// — κατά πρόθεσιν — //званным//, — сообразно с направлением их произволения. Доразумевать сие надобно, чтобы не пришел кто к неуместному заключению, будто Бог одних создал для добра, а других для зла. А если доразумевать это — κατά πρόθεσιν, — по произволению; то во всех сих действиях будет очевидно участие и собственного произволения верующих, и Бог будет созерцаем чуждым всякого лицеприятия». //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил** **Коих же предопределил**, то есть язычников,** сих призвал** чрез обетование (евангелия),** сих и оправдал** чрез веру и крещение. **Коих же оправдал, их и прославил** чрез дары Духа. //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Блаж. Августин ===== **А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил** Когда Павел говорит: **А кого Он предопределил, того и призвал**, то можно спросить: все ли призванные оправдываются? Но в другом месте читаем: //Много званных, а мало избранных// (Мф. 22:14). А поскольку избранные, разумеется, являются призванными, то становится очевидно, что они не оправданы без призвания. Однако не все призваны к оправданию, но те, кто призван по замыслу Его, как апостол говорит об этом выше (см. [[new:rim:08:28|Рим. 8:28]]). //**Некоторые темы из Послания к Римлянам.**// ---- Итак, Бог избрал верующих, но для того, чтоб они поверили, а не потому, что уже верили. //**О предопределении святых.**// ===== Блаж. Федорит Кирский ===== **А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил** Чей выбор Бог предведал, тех Он предопределил изначально. А предопределив, и призвал; а затем, призвав, оправдал через крещение. Оправдав же, прославил, назвав сынами и даровав благодать Святого Духа (см. [[new:in:01:12|Ин. 1:12]]). Но пусть никто не говорит, будто предведение есть причина этого. Ведь не предведение сделало их такими, но Бог задолго предвидел, что будет, потому что Он - Бог. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил** **А кого призвал, тех и оправдал,** освободив от грехов и соделав праведными чрез баню возрождения. **А кого оправдал, тех и прославил,** удостоив их усыновления и дав им прочие дары. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил** И если мы будем воспринимать //предузнал// и **предопределил** согласно обычному мнению, то окажется, что кто оправдан, оправдан из-за того, что призван, и кто призван, оправдан потому, что предопределен, и кто предопределен, предопределен по причине того, что был предузнан... И посмотри, в какое нелепое суждение впадают те, кто предведение Божие принимают только в том смысле, как будто бы Он заранее знает то, что будет потом. Ибо согласно тому, что мы изложили выше, обнаруживается, что Бог не предузнал тех, кого не предопределил... Нам остается разрешить еще тот вопрос, каким образом **кого Он призвал, тех и оправдал**, раз, согласно сказанному выше, //много званных, а мало избранных// [[new:mf:22:14|(Мф. 22:14)]]. Но мне кажется, существует некое различие призваний, в соответствии с тем, что мы изложили в предыдущей главе, потому что все, конечно, призваны, однако не все призваны по Его изволению (ср. [[new:rim:08:28|Рим. 8:28;]] [[new:ef:01:11|Еф. 1:11;]] [[new:2tim:01:09|2 Тим. 1:9]]). Ибо те, кто призывается по благому намерению и благой воле, которую они проявляют по отношению к Богу, суть те, о которых сказано, что они призваны по Его изволению, и именно они, будучи призваны, бывают оправданы. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил** См. Толкование на [[new:rim:08:29#lopuxin_ap|Рим. 8:29]] [<10>]