[<10>] ====== Толкования на Рим. 8:32 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Иже убо Сына Своего не пощаде, но за нас всех предал есть Его: како убо не и с Ним вся нам дарствует** [В Исааке] явилась тень (см. [[old:gen:22:02|Быт. 22:2-13]]), а впоследствии открывается истина вещей гораздо превосходнейшая: в жертву за весь мир принесен словесный Агнец. Он освободил людей от заблуждения и привел назад к истине. Он сделал землю небом, не изменив природу стихий, а водворив между земными людьми жизнь небесную. Им разрушено всякое служение демонам. Благодаря Ему, люди уже не поклоняются камням и бревнам и почтенные разумом не кланяются бесчувственным идолам. Всякое заблуждение изгнано, и свет истины озарил вселенную. Видишь ли превосходство истины? Видишь, что есть тень, а что - истина? //**Гомилии на Книгу Бытия.**// ---- См. также Толкование на [[new:rim:08:28#svt_ioann_zlatoust|Рим. 8:28]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего** См. Толкование на [[new:rim:08:31#svt_kirill_aleksandrijskij|Рим. 8:31]] ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего** Кто станет отвергать общую судьбу? Кто станет печалиться, когда лишится чего-то особенно дорогого для себя, когда в утешение всех нас Отец предал смерти Своего Единственного Сына? //**О кончине брата Сатира.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Иже убо Сына Своего не пощаде, но за нас всех предал есть Его: како убо не и с Ним вся нам дарствует** В отношении к предыдущему слова сии можно поставить так: Бог дал уже нам такие дары великие — оправдание, прославление в духе, — и обещал еще больше. Если Бог так благодействует для нас, то не колеблись упованием, что не только полученного никто не отнимет у нас, но и обетованного не лишит. Таким образом, исходя из мысли о такой благопопечительности о тебе Божией, ты не должен сомневаться ни в чем этом. Но если тебе это основание кажется отвлеченным, то посмотри на то, как Он даровал нам полученные нами дары. Чтоб даровать их нам, Он Сына Своего не пощадил. Если Сына Своего не пощадил, выше и больше чего уже невозможно сделать для нас; то можешь ли колебаться, что Он даст и обетованное, когда оно не может превышать сего? Большее дал, меньшего ли не даст? Или так: много даровал, большее обетовал; но если бы и еще и еще что оказалось потребным и желательным, не сомневайся, что и то все дарует, когда Сына Своего не пощадил для нас. Святой Златоуст говорит: «Апостол говорит усиленно и с великим жаром, дабы выразить любовь Божию. Оставит ли нас Бог, когда не пощадил для нас Сына Своего, но за всех нас предал Его? Вообрази же, какова благость — не пощадить Своего Сына, но предать, предать за ничтожных, неблагодарных, врагов, богохульников! — **Како убо не и с Ним вся нам дарствует?** Слова сии значат: ежели Бог даровал нам Сына Своего, и не только даровал, но предал на убиение; то, прияв в дар Самого Владыку, что еще сомневаемся во всем прочем? Имея Господа, можно ли питать сомнение в рассуждении получения прочих даров? Кто даровал врагам (когда мы были враги) важнейшее, тот ужели не дарует друзьям (когда мы стали други) менее важного?» Фотий у Экумения касается некоторых и других оттенков Апостольского убеждения. «Приложил Апостол: **Иже убо Сына Своего не пощаде** и прочее — для того, чтобы показать неизреченное Божие о нас попечение, и для того, чтобы примером сим расположить к благодушному терпению, когда случится пострадать что скорбное от других, или даже, — что больше сего, — чтобы воодушевить и окрылить на страдания. Ибо если Сын ради тебя столько пострадал, то тебе сколько надлежит пострадать ради Него? И если Он, пострадав так, никакого не понес ущерба в Отчей славе и Божестве; не малодушествуй и ты, будто крайне умаленный и окраденный, когда страждешь. Всеконечно ты сподобишься получить обетование, и после страданий, и после смерти. Почему и прибавлено: **како не и с Ним вся нам дарствует?** — желая удостоверить, что обетованное дарование никаким образом и ни под каким предлогом не может быть отменено. **С Ним вся нам дарствует** — говорит. Скажешь, может быть: как бы Он не забыл про нас? Но в таком случае Он забыл бы и о Сыне Своем. Ибо Он **с Ним вся нам** даровать обещает; так что всеконечно и неотложно мы получим обетованное». //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего** См. Толкование на [[new:rim:08:31#prp_efrem_sirin|Рим. 8:31]] ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего** Бог Отец дал большее и не добавит меньшего? Он даровал Сына, а имущества лишит? Однако следует знать, что у Сына одно лицо, а отдана была за нас Божеством человеческая природа. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего** Оставляю, рассуждает, прочее, о чем упоминал я прежде, то есть что Бог оправдал, что Он прославил нас. Представь себе, что Он не пощадил **Сына Своего**, то есть Единородного, возлюбленного, Который из существа Его (ибо есть сыны Божии, усыновленные чрез крещение), но предал Его за нас, предал за всех, то есть благородных, неблагородных, славных, ничтожных, предал не просто, но на убиение. Как теперь не дарует Он нам всего? Кто дал Владыку, Тот не дал ли прочих даров? Итак, если Он не дает чего-нибудь, из этого не следует, что не дает вовсе. Поэтому не слишком желай освобождения, огорчаемый за Христа, ибо получишь желаемое, когда Он даст. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего** Не только за святых, не только за великих предал собственного Сына Отец, но и за ничтожнейших, и вообще за всех, кто есть в Церкви. И поэтому если кто повредит кому-то даже из самых ничтожных и немощных, нанеся ущерб его немощной совести, то говорится, что он согрешил против Христа (см [[new:rim:14:15|Рим. 14:15,]] [[new:rim:14:20|20-21]]), потому что соблазнил душу, за которую умер Христос. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего** Павел ободряет нас, дабы мы были крепки в вере, показывая, как Бог отдал Сына Своего на смерть ради нас, еще прежде чем мы из нечестивцев сделались верующими, зная, что мы поверим. Как не дарует нам, и всего? Апостол говорит, что Бог давно предрешил, что все верующие в Христа будут вознаграждены. Так если Бог готов воздать нам великое и даже пожертвовать Сына Своего ради нас, нечестивых, как нам не верить, что Он даст нам и меньшее? Ведь уже приуготовлены награды верующим; и легче раздать их нам, нежели предать Его смерти ради нас. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего** См. Толкование на [[new:rim:08:31#lopuxin_ap|Рим. 8:31]] [<10>]