[<10>] ====== Толкования на Рим. 9:5 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Ихже отцы и от нихже Христос по плоти, сый над всеми Бог благословен во веки. Аминь** См. Толкование на [[new:rim:09:01#svt_ioann_zlatoust|Рим. 9:1]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь** Бог изначально сделал Израиль Своим избранником и назвал его первенцем; но иудеи стали надменными и наглыми и, еще хуже того, убийцами Господа. Поэтому они и погибли: ибо они стали изгнанниками и отверженными и, раз утратив близость к Богу, были поставлены после язычников. Оказались они и чуждыми отеческого упования. //**Фрагменты.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Ихже отцы и от нихже Христос по плоти, сый над всеми Бог благословен во веки. Аминь** **Ихже отцы**. «Те славные и именитые, Богом которых наименовал Себя Бог» (блаженный Феодорит). Разумеются здесь Авраам, Исаак и Иаков. Хотя все знаменитые лица ветхозаветные именуются отцами, но эти по преимуществу суть отцы, как родоначальники народа и как такие, с которыми Бог положил завет — начало и основание Ветхого Завета и всех обетований. Почему как Бог именовал себя Богом Авраама, Исаака и Иакова, так и иудеи и Бога именовали Богом отцов своих, и сами хвалились именами их, и дорожили тем преимуществом, что суть потомки таких родоначальников и отцов. **И от нихже Христос по плоти**. «В заключение Апостол приводит величайшее из благ» (блаженный Феодорит). Тут основание и всех других преимуществ. Потому и всыновление, и слава, и заветы, и законоположение, и служение, что имел родиться в их роде предопределенный Избавитель рода человеческого, к Коему относились и все обетования. Все ветхозаветное держалось на Христе Господе. Почему отчуждение от Господа Спасителя делало ничтожным все другие преимущества. **Сый над всеми Бог благословен во веки**. Сказав: **от нихже Христос по плоти**, — Апостол дал разуметь, что Христос одно есть по плоти, а другое не по плоти. По плоти человек, а не по плоти что? **Сый над всеми Бог**. Блаженный Феодорит пишет: «хотя сего присовокупления: **по плоти** — достаточно было, чтобы дать видеть Божество Владыки Христа, однако же, как в самом начале, сказав: //бывшем от семени Давидова по плоти//, — Апостол присовокупил: //наречением Сыне Божий в силе// (ср.: [[new:rim:01:03|1, 3 — 4]]); так и здесь, сказав: **от нихже Христос по плоти**, — прибавил: **сый над всеми Бог благословен во веки**, — и различие естеств показуя, и научая, что иудеи имеют основательную причину плакать, потому что от них по плоти Сый над всеми Бог, а они утратили сие благородство и соделались чуждыми оного родства». **Сый над всеми** — и по естеству, яко Бог, и потому, что есть Творец (см.: [[new:in:01:03|Ин. 1, 3]]), Коим //создана всяческая// (ср.: [[new:kol:01:16|Кол. 1, 16]]). Вседержитель, //носяй всяческая глаголом силы Своея// (ср.: [[new:evr:01:03|Евр. 1, 3]]) и Промыслитель, Который, властвуя //на небеси и на земли// [[new:mf:28:18|(Мф. 28, 18)]], все ведет к тому последнему концу, //да будет Бог всяческая во всех// [[new:1kor:15:28|(1 Кор. 15, 28)]]. Экумений пишет: «здесь блистательнейше Апостол называет Христа Богом. Устыдись, треокаянный Арий, слыша, как Павел славословит Христа истинным Богом. Пусть, говорит, иудеи износят хулы на Него, но я, зная неизреченное в Нем домостроительство и ведая промышление Его, провозглашаю, что Христос достойно славословим есть, **яко Бог над всеми сый и благословенный во веки**». В заключение изображения таких преимуществ иудеев, в коем у Апостола так явно выказывалось сожаление о потере их ими, блаженный Феодорит пишет: «Апостол уподобляется плачущим женщинам, которые в своих причитаниях над умершими и оплакиваемыми изображают и красоту тела, и цветущий возраст, и знаменитость предков, и богатство, и могущество». //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь** См. Толкование на [[new:rim:09:04#prp_efrem_sirin|Рим. 9:4]] ===== Блаж. Августин ===== **их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь** Иудеи, которые держались только части этого исповедания, отвергаются Господом. Ибо когда их спросили, за чьего сына принимают Христа, они ответили: за сына Давида. Это верно по плоти. А о Божестве Его они ничего не ответили. Потому говорит им Господь: Как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом? - дабы они поняли, что они исповедуют лишь Христа - сына Давида, но замалчивают, что Христос — Господь самого Давида. Первое — согласно воплощению, второе — согласно вечности Божества. //**Некоторые темы из Послания к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь** Посему Христос есть **Сущий над всем Бог**. Над чем всем? Без сомнения, над тем, о чем мы сказали немного раньше: «превыше начал, и властей, и сил, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем» (см. [[new:ef:01:21|Еф. 1:21]]). А кто превыше всего, не имеет никого над собою. Ибо Он не после Отца, но от Отца. А это та же Премудрость дает понять также и о Духе Святом, когда говорит: //Дух Господа наполняет вселенную, и, как все обьемлющий, знает всякое слово// [[old:prs:01:07|(Прем. 1:7)]]. Итак, если Сын именуется сущим над всем Богом и о Духе сказано, что Он «содержит все», а Бог Отец есть Тот, «из Которого все», то явственно показано, что природа и сущность Троицы одна и превыше всего. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь** Павел перечисляет столь многие признаки знатности и достоинства иудейского народа, а также полученные им обетования для того, чтобы всем передать свою печаль, потому что, не приняв Спасителя, иудеи потеряли привилегию своих отцов и заслугу обетования, стали хуже язычников, которых прежде ненавидели за то, что они были без Бога, поскольку потерять достоинство - большее зло, чем никогда его не иметь... Поскольку же здесь нет упоминания имени Отца, а речь идет о Христе, то и нельзя оспорить, что Он назван Богом. Ибо когда Писание говорит о Боге Отце и добавляет Сына, то часто не называет Отца Богом, а Сына Господом. А если кто не считает, что фраза **«сущий над всем Бог»** здесь сказана о Христе, то пусть он назовет того, о ком это говорится. Однако об Отце Боге в этом месте не упоминается. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь** См. Толкование на [[new:rim:09:04#lopuxin_ap|Рим. 9:4]] [<10>]