[<10>] ====== Толкования на Рим. 9:13 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Якоже есть писано: Иакова возлюбих, Исава же возненавидех** См. Толкование на [[new:rim:09:11#svt_ioann_zlatoust|Рим. 9:11]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Якоже есть писано: Иакова возлюбих, Исава же возненавидех** Сими словами начинается пророчество Малахии (см.: [[old:mal:01:02|Мал. 1, 2]]). Бог чрез Пророка изъясняет особое Свое благоволение к Израилю. Не брат ли, говорит, Иакову Исав? — но Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел. Словом: **возненавидел**, — означается неизбрание, отвержение, исключение из обетования. Осязательнее нельзя представить, как один избран к наследию обетования, а другой отлучен от него... Сам Бог сие делает. Следовательно, то, чтобы наследниками обетования были не все рожденные от отцов, приявших обетование, — находится в порядках Божественного о людях промышления. «Не на естество обращает внимание Бог, но взыскует единой добродетели» (блаженный Феодорит). Свидетельство приведено в подтверждение значения приведенного Апостолом примера, а не в подтверждение того, какое наведение сделал он из сего примера, о чем говорено было пред сим. Святой Златоуст такой делает обзор всего сказанного: «главным намерением блаженного Павла было, посредством всего им сказанного, научить, что один Бог знает достойных, а из людей никто, и, хотя многие воображают о себе, что знают, впрочем, часто ошибаются в своем заключении. А Знающему тайны сердца совершенно известно, кто достоин венцов и кто — наказания и мучения. Посему Он многих, которые, по мнению людей, добры, изобличив, наказал и многих, которые были почитаемы порочными, увенчал и засвидетельствовал, что они не таковы. Он произносит приговор не по отзыву рабов, но по собственному строгому и беспристрастному суду. Он не дожидается окончания дела, чтобы одного признать достойным, а другого — нет. Привожу пример рожденных от одного отца и матери. Оба родились от Ревекки и Исаака, законного сына Авраамова, который одобрен Самим Богом и всем предпочтен и сделался отцом (имеющих наследовать обетования). А ежели он — отец, то и происшедшие от него должны быть отцы же; но последнего не было (ибо Исав выделен из сего чина). — Отсюда усматриваем, что дети Авраамовы называются собственными его детьми не только по рождению, но и потому, что они достойны доблестей родителя. А если бы назывались по одному рождению, Исаву и Иакову надлежало бы пользоваться равными правами, потому что и Исав произошел от той же утробы омертвевшей. Напротив, требовалось не одно такое рождение, а нравы, — не что-либо обыкновенное, но что могло бы служить к назиданию нашей жизни. — Апостол, однако же, не говорит, что как один был добр, а другой порочен, то первый и предпочтен. Но единственною причиною представляет Божие предведение, против которого разве один совершенно безумный дерзнет спорить. Избрать от утробы матерней есть дело предведения. Сие было, говорит Апостол, дабы обнаружилось избрание Божие, совершившееся по изволению и предведению. Бог с первого дня узнал и предрек как доброе, так и противное тому. Итак, не говори мне, продолжает Апостол, что ты читал закон и Пророков и столько времени служил. Знающий и испытующий сердца знает также, кто достоин быть спасенным. Итак, уступи непостижимому промыслу в избрании. Он один верно знает, кого увенчивать. Не требуй же отчета у Творца, не спрашивай: почему один увенчан, а другой наказан? Он умеет во всем наблюдать справедливость. Посему сказал: **Иакова возлюбих, Исава же возненавидех**. Что сие справедливо, ты знаешь по последствию; но Бог совершенно то знал и прежде исполнения. Он требует не только явления дел, но свободной воли и непорочных чувств. Такой человек, хотя бы и согрешил когда по обстоятельствам, скоро исправится. Даже хотя бы он и укоснел в пороке, не будет презрен; напротив, всеведущий Бог вспомнит об нем. А равно человек развращенный, хотя бы сделал что-нибудь по-видимому доброе, погибнет; потому что делает то с худым расположением. Давид, став убийцею и прелюбодеем, скоро загладил свои преступления, потому что увлечен был обстоятельствами и сделал оные не по привязанности к пороку. А фарисей, не учинивши никакого злодеяния, напротив, хвалившийся добрыми делами, все испортил злою волею». //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Свт. Геннадий Константинопольский ===== **как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел** О том, что это пророчество сбылось и на деле, Писание свидетельствует много лет спустя через пророка Аггея (Геннадий ошибочно приписывает Аггею пророчество из [[old:mal:01:02|Мал. 1:2-3]])... Он привел это речение, желая показать, что суд Божий справедлив, раз и жизнь их впоследствии оказалась соответствующей Его предведению о них. //**Фрагменты.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел** См. Толкование на [[new:rim:09:09#prp_efrem_sirin|Рим. 9:9]] ===== Прп. Максим Исповедник ===== **как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел** См. Толкование на [[new:rim:09:11?&#prp_maksim_ispovednik|Рим. 9:11]] ===== Блаж. Августин ===== **как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел** Если Бог возненавидел Исава, ибо он стал сосудом, сделанным для низкого употребления, и если один и тот же горшечник сделал один сосуд для почета, а другой для бесчестия, как же возможно, что Бог не знает ненависти ни к какому творению? В таком случае Бог возненавидел Исава, хотя Сам сделал его сосудом бесчестия. Однако эта трудность разрешима, если мы будем иметь в виду, что Бог - Создатель всей твари. Всякое творение Бога является хорошим; всякий человек является творением как человек, но не как грешник. Бог - Творец и тела, и души человека. Ни тело, ни душа не являются злом, и Бог не имеет ненависти ни к тому, ни к другому, ибо Он не испытывает ненависти ни к одному из Своих творений. Но душа превосходит тело, и Бог, Творец и Ваятель души и тела, в человеке ненавидит только грех. Грех в человеке - непослушание и развращенность, то есть отвращение от превосходящего Творца и обращение к созданиям, которые ниже Него. Поэтому нет у Бога ненависти к человеку Исаву, но есть к Исаву-грешнику. //**О различных вопросах.**// ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел** Бог Сам, оставив Измаила и детей Хеттуры (см. [[old:gen:25:01|Быт. 25:1-4;]] [[old:1par:01:32|1 Пар. 1:32]]), избрал Исаака и Сам предпочел Иакова Исаву, хотя они одновременно образовались в одном и том же чреве. Так что же ты удивляешься, если Он и сейчас сделал то же самое и тех из вас, кто поверил, принял, а не воспринявших этого озарения отринул? //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел** См. Толкование на [[new:rim:09:11#blazh_feofilakt_bolgarskij|Рим. 9:11]] ===== Амвросиаст ===== **как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел** Бог судит согласно справедливости, а не предведению. Так, Он сказал Моисею: //Того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей// [[old:ish:32:33|(Исх.32:33)]]. Человек согрешающий вычеркнут из книги жизни по суду Судии, но, согласно Его предведению, имя такого человека никогда и не было в книге жизни. Апостол Иоанн так описал этих людей: //Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами// [[new:1in:02:19|(1 Ин. 2:19)]]. В Божием предведении нет особого уважения к личностям (см. [[new:act:10:34|Деян. 10:34-35]]), ибо Его предведение определяет, какою будет воля каждого человека, в которой этот человек пребудет и согласно которой он будет либо осужден, либо вознагражден. Некоторые из тех, что пребудут среди добрых, прежде были во зле, и некоторые из тех, что останутся среди злых, прежде были среди делавших добро (ср. [[new:in:05:29|Ин. 5:29]]). //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Констанций ===== **как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел** В этом месте апостол Павел, разбирая мистические вопросы в Послании к Римлянам, сопрягает два равносильных свидетельства из книг Бытия и Малахии... Ибо, говоря: **как и написано**, он имеет в виду как книгу Бытия, так и книгу Малахии (см. [[old:gen:25:23|Быт. 25:23-25;]] [[old:mal:01:01|Мал. 1:1-2]]). //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел** Отношение Бога к Исаву и Иакову оставалось одинаковым в течение всего ветхозаветного периода. Последний пророк, Малахия, приводит слова Иеговы, в которых Иегова говорит о Своей любви к Иакову и о ненависти к Исаву ([[old:mal:01:02|Мал. 1:2-3]] свободно по LXX). Конечно, ненависть к Исаву нужно понимать в том же смысле, в каком Христос говорил о ненависти, какую ученики Его должны питать к своим отцам, матерям и к самим себе [[new:lk:14:26|(Лк. 14:26;]] [[new:lk:16:13|16:13)]]. Как христиане должны предпочесть всему, что им дорого, прямые требования Христа, в случае коллизии между их личными интересами и пользою дела Христова, так и Бог, для осуществления целей своего домостроительства о спасении людей, предпочел Иакова Исаву. Но, не получив прав теократических, Исав не утратил прав на вечное спасение, какие предоставлены были всем язычникам. См. также Толкование на [[new:rim:09:06#lopuxin_ap|Рим. 9:6]] [<10>]