[<10>] ====== Толкования на Рим. 9:16 ====== ===== Свт. Григорий Богослов ===== **Темже убо ни хотящаго, ни текущаго, но милующаго Бога** См. Толкование на [[new:mf:19:11#svt_grigorij_bogoslov|Мф. 19:11]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Темже убо ни хотящаго, ни текущаго, но милующаго Бога** См. Толкование на [[new:rim:09:11#svt_ioann_zlatoust|Рим. 9:11]] **//Беседы на послание к Римлянам.//** ---- **Помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего**. Для чего же, скажешь, мне и стремиться, для чего хотеть, если не все зависит от меня? Для того, чтобы хотением и стремлением привлечь по­мощь и благословение Божие, чтобы Он оказал содействие, простер Свою руку и довел до конца. А если ты оставишь это и перестанешь хотеть и стремиться, то и Бог не прострет Своей руки, но отступит и Он. Откуда это известно? Послу­шай, что говорит Он Иерусалиму: //сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст// [[new:mf:23:37|(Мф. 23:37-38)]]. Видишь ли, как и Бог отступил за то, что они не хотели? Потому нам нужно и хотеть и стремиться, чтобы приобресть благоволение Божие. Это и пророк говорит, т.е., что успешное окончание дел зависит не от нас, а от помощи Божией, но избрание зависит от нас и от нашей воли. Итак, скажешь, если окончание дела зависит от по­мощи Божией, то я, не окончив дела, не должен подлежать никакому обвинению; когда я сделаю все с своей стороны, и покажу желание, и изберу, и приступлю к делу, но Тот, от Кого зависит окончание, не поможет мне и не прострет Своей руки, то я свободен от всякого осуждения. Нет, не так; быть не может, чтобы Бог оставил нас, когда мы хотим, изби­раем и решаемся. Если Он внушает и советует не желаю­щим, чтобы они пожелали и захотели, то тем больше Он не оставляет решающихся. //Взгляните на древние роды, говорит Пре­мудрый, и посмотрите: кто верил Господу – и был постыжен? или кто пребывал в страхе Его – и был оставлен? или кто взывал к Нему– и Он презрел его?// [[old:prsir:02:10|(Сирах. 2:10)]]. Также и Па­вел говорит: //надежда не постыжает// [[new:rim:05:05|(Рим. 5:5)]], т.е. упо­вание на Бога. Невозможно, чтобы не достиг конца тот, кто надеется на Бога всею душою и исполняет все с своей сто­роны. И еще: //верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести// [[new:1kor:10:13|1 Кор. 10:13)]]. Потому и предлагает один мудрый муж такие увещания: //сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся во время посещения; прилепись к Нему и не отступай, дабы возвеличиться тебе напоследок// [[old:prsir:02:01|(Сир. 2:1-3)]]. И в другом месте предлагается уве­щание: //претерпевший же до конца спасется// [[new:mf:10:22|(Мф. 10:22)]]. Все это – правила, законы и неизменные определения; в душе нашей должно быть твердо внедрено, что невозможно, чтобы кто-нибудь прилагающий старание, пекущийся о своем спа­сении и исполняющий все с своей стороны, был когда-нибудь оставлен Богом. //**Беседа на слова пророка Иеремии: "Господи, не в воле человека путь его."**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Темже убо ни хотящаго, ни текущаго, но милующаго Бога** То есть избрание к наследию обетования есть дело ни хотящего, ни текущего, но милующего Бога. Чтобы понять, откуда привзошли термины: **хотящаго и текущаго**, — надо обратиться к предыдущему. Речь идет об избрании Иакова и отвержении Исава еще прежде рождения их. Это решение Божие основывалось на предведении, что один достоин того, а другой недостоин. Тот и другой оправдали это жизнию своею и своим нравом. Между тем по ходу дел следовало Исаву получить обетование наследия, и Исаак уже решил так сделать и уже послал его //уловити лов// и приготовить себе снедь, чтобы, вкусив ее, благословить его. Случись так, — и не оправдалось бы слово Господа, что больший поработает меньшему, ибо тогда в благословении Исава стояло бы: //буди господин брату твоему// [[old:gen:27:29|(Быт. 27, 29)]]. Но слово Божие никогда не может солгатися. Бог вразумил Ревекку устроить так, чтобы благословение первенца получил Иаков и приведенные слова, приготовленные для Исава, присвоились ему. Так, что Бог, по предведению Своему, судил, того никто изменить не может, даже хотя бы кто намеренно усиливался идти против, а не так, как в этом примере, где против шло обычное течение человеческих дел. Вот был и хотящий Исаак, и текущий Исав, а дело устроилось не по хотению хотящего, ни по труду текущего, а по милости милующего Бога. Помянув это обстоятельство, Апостол и сказал: **ни хотящаго, ни текущаго, но милующаго Бога**. Кого Бог судил достойным милости, у того никто не вырвет ее; милость же присуждается не без разбора, а достойным. Приводим это обстоятельство при толковании сих слов, чтоб указать, откуда привзошли термины: **хотящаго и текущаго**, — потому что это осязательно очевидно в том обстоятельстве; но можно после сего и так разуметь связь речи. Впереди сказано, что, кого следует миловать, того милует Бог; следует же миловать, по правде Божией, того, кто достоин. Из этого мог бы иной заключить: следовательно, все здесь зависит от добрых решений воли, от **хотящаго**, и от соответственных трудов по исполнению тех решений, от **текущаго**. Апостол предупреждает: нет, не от этого. Хотеть — хоти и течь — теки: без этого нельзя; но все же окончательное решение дела принадлежит милости Божией или благодати, и хотение укрепляющей, и силы к исполнению его подающей. Кто при всем желании и трудах участь свою Божией предает милости, тот и оказывается у Бога достойным милости. И милость сия венчает его. Может еще показаться, что, по мысли Апостола, все зависит от милости и благости милующего Бога, а собственное участие человека, будь не будь, все одно. Но так может только показаться. Апостол не сказал: ни от хотения, ни от течения, но: **ни хотящаго, ни текущаго**, — чтобы показать, что хотение и течение не исключаются, а только внушается, что хотящий и текущий не должен на этом одном основывать свое упование, и тем паче — посему предъявлять какие-либо права. Блаженный Феофилакт пишет: «здесь Апостол по-видимому уничтожает свободную волю; но на самом деле — нет. О доме говорим, что он есть дело мастера. Хотя мастеру нужны и вещество, и помощники в постройке; однако ж, поелику она зависит от него, говорим, что он построил весь дом. Так и о Боге говорим, что всё Его дело, хотя Бог имеет нужду в нашем произволении. Он совершает, Он и венцы дает, Он и осуждает; поэтому и говорим, что всё есть дело Бога». То же читаем и у Экумения: «должно хотеть и тещи и все свои употреблять в дело силы; но при этом помнить, что без воли Божией ни хотящий, ни текущий не достигнет цели, если не придет помощь Божия. Бог милует и хочет того, кто сам хощет спастись». Как ни разуметь приведенные слова, они должны были поразительно действовать на иудеев, неверующих устрашать, а верующих исполнять радости. Последнее очевидно само собою; и Апостол не их имел в виду, а первых. Он здесь доказывает, что если есть теперь неверующие, то это не то значит, что //отпаде// обетование, а то, что они оказались недостойными его, подобно Исаву. Возражатели могли говорить: иудеи желают и текут, и закон читают, и службы все исполняют, и жертвы приносят. За что же исключаются они из наследия обетования? Апостол говорит как бы: и Исаву по видимости принадлежало наследие; но как душа у него была другого строя, то он и не получил его. Так и эти иудеи по видимости должны бы быть наследниками обетования; но как душа у них не такая, которая требуется от наследников его, то есть неверующая, то оно и не дается им. Приняв в чувство такое наведение, неверующие должны были сильный чувствовать толчок к тому, чтоб построже вникнуть в текущее и уразуметь, чего хощет от них готовый миловать их Бог; но еще более сильный толчок должно было дать им наведение из упоминаемого вслед за сим обстоятельства. //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего** Итак, по вышеприведенным свидетельствам, **дело** помилования нисколько** не зависит, ни от желающаго, ни от подвизающагося, но от милующаго Бога**. Ведь, прежде чем появилась воля и начались личные подвиги, уже открыто было избрание Промысла Божия. Если же вы станете роптать, говоря: зачем же это так делается, - то ропщите и на то, зачем избран Исаак; а также: почему, из рожденных вместе братьев, Иаков был возлюблен, а Исаву оказана ненависть? //**Толкования на Священное Писание. Послание к Римлянам.**// ===== Блаж. Августин ===== **Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего** Когда Павел говорит: **помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего**, он не ставит под сомнение свободу воли, но говорит, что нашего желания недостаточно, если Бог не придет нам на помощь и не сделает нас милосердными, дабы мы могли творить добрые дела через дар Духа Святого Мы даже и желать не можем, пока не призваны, а когда мы желаем после призвания, то опять недостаточно ни воли нашей, ни подвизаний, если только Бог не даст сил подвизающимся и не приведет, куда зовет. Потому и очевидно, что от Бога милующего, а не от желающего и не от подвизающегося зависит делание нами добра, хотя в них и присутствует наша воля, которая сама по себе ничего не может. //**Некоторые темы из Послания к Римлянам.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего** Отсюда мы постигаем, что воля и поспешание принадлежат нам, но осуществление нашего воления и поспешания зависит от милосердия Божиего. Таким образом, и воля наша, и поспешание при их осуществлении повинуются свободному решению, но их исполнение зависит от силы Божией. //**Беседы против пелагиан.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего** Исаак хотел благословить Исава; но Иаков поспешил на поле, чтобы, наловив дичи, получить от отца благословение, а Бог по праведному суду сделал, что Иаков, как совершенно достойный, получил благословение. Здесь апостол, казалось бы, уничтожает свободную волю; но на самом деле нет. О доме говорим, что он весь есть дело мастера; хотя мастеру нужны и вещество, и помощники в постройке, однако, поскольку она зависит от него, говорим, что он построил весь дом. Так и о Боге говорим, что все - Его дело, хотя Бог имеет нужду и в нашем произведении. Он совершает. Он и венцы дает, Он и осуждает; поэтому и говорим, что все дело Бога. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего** Слова апостола: **не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего,** понимаются так, как и Давид говорит в Псалмах: //Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж// [[old:ps:126:01|(Пс. 126:1)]]. Этим он показывает не то, что строитель дома ничего не делает и предается праздности, и тогда Господь воздвигает дом. Он показывает, что человек прилагает, сколько есть в нем заботы и труда, но во власти Божией находится, чтобы, миновав все препятствия, труд обрел завершение. Итак, поскольку этим внушается, что человек прилагает труд и заботу, а Бог сообщает работе успех и завершение, то благочестиво и благоговейно для человека завершение своего собственного труда относить скорее к Богу, чем к себе. Так и когда Павел насаждал, а Аполлос поливал, говорится, что Бог взрастил; и добавляется: //Посему и насаждающий, и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий// [[new:1kor:03:07|(1 Кор. 3:7)]]. Стало быть, и в данном месте мы можем сказать: итак, ни подвизающийся не есть что-либо, ни желающий, но Бог, дарующий свершение. Ибо кто желает и кто подвизается, как мне кажется, суть те же, кто насаждает и кто поливает; но апостол говорит, что насаждающий и поливающий суть ничто. Не потому, что они ничего не делают, но потому, что в сравнении с Богом, Который дает труду возрастание или совершение, они объявляются ничем. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего** Согрешивший Саул просил прощения и не был прощен; Давид, напротив, согрешил и признал грех - и был прощен (см. [[old:3ts:15:24|3 Цар. 15:24-31;]] [[old:4ts:12:13|4 Цар. 12:13]]). Однако нельзя сказать, что Бог судил несправедливо, давая одному прощение, а другого отвергая. Ибо Смотрящий на сердце знает просящего, и заслуживает ли он разумом своим прощения. И хотя опасно рассуждать о суде Божием, для сомневающихся, чей разум может устремиться к спасению, следует сказать, что не нужно думать, будто суд Божий неправеден, когда говорится: одного Бог призывает, другого отвергает. Считая, что идущие на осуждение могут быть прощены, давайте докажем это делами, а не словами. Там, где есть примеры таких дел, никто не станет спрашивать или искать какое-нибудь извинение. Давайте вспомним истории двух людей: Давида и Саула, и каким стал каждый из них после суда Божия. Ведь если бы выяснилось, что после того, как Бог не простил его, Саул творил добро, мы бы сочли, не дай Бог, что суд Божий неправеден. Или если бы Давид, получив прощение, презрел Бога; но он остался с Тем, от Кого получил помилование. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Констанций ===== **Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего** От этого места и до слов девятнадцатого стиха: //Ты скажешь мне: «За что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?»// - апостол Павел как бы становится на место того, кто возражает, что хорошие и дурные поступки не от нас зависят, а определяются волей Бога, Который кого хочет, милует, а кого хочет, ожесточает. Эти слова возражения взяты из книги Исаии (см. [[old:is:29:16|Ис. 29:16,]] [[old:is:45:09|45:9]]). //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего** См. Толкование на [[new:rim:09:15#lopuxin_ap|Рим. 9:15]] [<10>]