[<10>] ====== Толкования на Рим. 9:25 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Якоже и во Осии глаголет: нареку не люди Моя люди Моя, и не возлюбленую возлюблену** См. Толкование на [[new:rim:09:20#svt_ioann_zlatoust|Рим. 9:20]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Якоже и во Осии глаголет: нареку не люди Моя люди Моя, и не возлюбленую возлюблену** (ср.: [[old:os:02:23|Ос. 2, 23]]). Те и другие слова говорятся у Пророка от лица Самого Бога, и говорятся по такому случаю. Израильтяне, десять колен, оставили Бога истинного и стали поклоняться идолам, особенно Ваалу. Как они отвратились от Бога, то и Бог отвратился от них, и говорил им: вы не народ Мой, //не людие Мои//, — и отвергал их, как отвергает кто нелюбимую жену, говорит: ты — невозлюбленная. Ради такого особенно укора воздвиг Он пророка Осию, в числе других многих вразумлявших их. Бог сказал Осии: возьми жену-блудницу и рождай с нею чада. Пророк взял, и, когда стали рождаться у него чада, Бог Сам давал им имена. Между ними одну дочь велел Бог назвать: непомилована, немила, нелюба, а одного сына: //не людие Мои//. Объясняя же, почему так, говорил: вы отвратились от Меня, и Я отвращаюсь от вас и не буду более миловать и любить. Вы не считаете Меня своим Богом, и Я отнимаю у вас дорогое имя народа Моего, людей Моих: вы не люди Мои. Как Пророк жил пред лицом всех и все знали имена детей его и значение их, то это было непрерывным наглядным обличением, напоминавшим, чего они лишаются чрез свое отпадение от Бога. Израильтяне, однако ж, не внимали сему и продолжали нечествовать, к великому сокрушению и Пророков, и людей богобоязненных, скорбевших о нечестии братий своих и страшившихся немилости Божией. В утешение им Бог, вместе с обличением и угрожением, предрекал и обращение нечествовавших, и милость, имеющую открыться в них от лица Божия. Не всегда так будет, — говорит Он им: обращу вас к Себе, и обратитесь. Обращу и обручу Себе в вере, и уведаете Меня, Господа Бога вашего. Тогда Я назову вас, которые теперь не люди Мои, людьми Моими, и <вас,> которые теперь не любы Мне, как жена нелюбимая, — возлюбленною. И там же, где теперь говорится о вас: не люди вы Мои, — будет сказано: вы — сыны Бога живого. Таким образом речь пророческая относилась не к язычникам прямо, а к израильтянам оязычившимся. Тем не менее, однако ж, она духом Апостольским могла быть отнесена к язычникам; ибо пред лицем Бога плотское различие ничего не значит, а ценятся одни внутренние настроения. Язычествующие израильтяне для Него то же, что и самые язычники. Почему как пророческий дух в обращении израильтян, яко язычествующих, мог прозревать без различия обращение всех нечествовавших в язычестве: так и дух Апостольский мог видеть в сем предречении об обращении первых общее обращение всех язычествующих, кто бы они ни были по плоти. Израильтянам предрекается милость и принятие в народ не поколику израильтяне суть, а поколику оставляют язычествование. Обобщив сие, получим: что им обещано, то справедливо относить и ко всем оставляющим язычество, каковы уверовавшие в Господа Спасителя. Почему наши толковники пророческие слова принимают так, как бы они сказаны были прямо о язычниках. Святой Златоуст говорит: «Апостол привел во свидетели Осию, чрез которого Бог взывает и говорит: **нареку не люди Моя люди Моя, и не возлюбленую возлюблену**. Кто же **не люди Моя**? Очевидно язычники. Кто //не возлюбленая//? Опять они же. Однако ж сказано о них, что будут народом, возлюбленною, сынами Божиими. //Тамо нарекутся сынове Бога живаго// — продолжает Апостол. Если скажут, что сие говорится об уверовавших из иудеев (как блаженный Феодорит), то и тогда наше толкование будет иметь место. Если произошла такая перемена в народе, который после многих благодеяний оказался неблагодарным, отложился, утратил даже то, что делало его народом; то какое препятствие быть призванными и удостоиться за послушание тех же милостей тем, которые отчуждены были не после того, как приняты, но с самого начала были чужды?» Амвросиаст пишет: «явно, что это предречено о язычниках, которые прежде не были народом Божиим, но после, в укор иудеям, сподобились милости, названы народом Божиим; и те, которые прежде не были любезными, по отвержении иудеев, удостоены всыновления, стали возлюбленными; так что, где прежде не назывались народом Божиим, там стали называться сынами Бога живого. Ибо прежде нигде не назывались сынами Божиими, как в Иудее или в Иерусалиме, где был дом Божий, как говорится в псалме 75: //ведом во Иудеи Бог// [[old:ps:075:02|(Пс. 75, 2)]]. После же в пророчестве Захарии говорит Бог: //положу Иерусалима камень попираемый всеми языки// [[old:zah:12:03|(Зах. 12, 3)]]. //Тогда повсюду будут сыны Божии, и дом Божий во всех местах, который есть Церковь. Почему Господь сказал иудеям: сего ради отъимется от вас Царствие Божие и дастся языку, творящему плоды его// [[new:mf:21:43|(Мф. 21, 43)]]». И о том, что не все иудеи приняты будут в обетованное Царство спасения во Христе Иисусе, приводит Апостол два пророчества, и оба из Исаии-пророка. Первое: //Исаия же вопиет о Израили: аще будет число сынов Израилевых, яко песок морский, останок спасется. Слово бо скончавая и сокращая в правде, яко слово сокращено сотворит Господь на земли// ( [[new:rim:09:27|Рим. 9:27-28]] ср.: Ис. 10, 22 — 23). //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Как и у Осии говорит: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную - возлюбленною** //Как и Осия говорит: назову Не-народ Мой народом Мне// ([[old:os:02:23|Ос. 2:23]]). //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Блаж. Августин ===== **Как и у Осии говорит: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную - возлюбленною** Павел учит, что мы творим добро по благодати Божией и что иудеи, получившие Евангелие, не должны хвалиться делами своими, считая, что они заслужили его и не желая дать его язычникам. Им следует отказаться от этой гордости и понять, что если мы призваны к вере не по делам нашим, а по милосердию Божию, и если оно дается верующим, чтобы все мы поступали хорошо, то нельзя лишать язычников этого милосердия, будто бы оно дано иудеям за их прежние заслуги, которые ничто. //**Некоторые темы из Послания к Римлянам.**// ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **Как и у Осии говорит: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную - возлюбленною** Это Бог сказал не о язычниках, но о самих иудеях. Ибо, приказав Осии взять жену блудницу, и притом прелюбодеицу, Он повелел так назвать родившихся детей: одного «Не-народ», а другую - «Не-возлюбленная», предсказывая, что случится с иудеями (см. [[old:os:01:06|Ос. 1:6-10]]). Однако же Он обещал им все хорошее, и что «He-народ» назовется народом, а «Не-возлюбленная» - возлюбленной. Поэтому рассмотрите, говорит Павел, что и вы не всегда вкушали одно и то же, но иногда были народом, иногда не народом, и опять народом, и некогда возлюбленной, потом не возлюбленной, и снова возлюбленной... Вот и язычники, не бывшие народом, теперь суть народ. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 25-26 **Как и у Осии говорит: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную - возлюбленною. И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живаго** Иудеи могли сказать: ты, Павел, обманываешь нас, говоря это. Посему приводит Осию, который взывает и говорит: //не Мой народ назову Моим народом//. Кто же это был //не Его народ//? Язычники. А кто// не возлюбленная//? Церковь языческая. Однако язычники стали народом и возлюбленными, даже, что важнее, сынами Бога живого. Если кто скажет, что это сказано об иудеях, ведших себя неблагодарно, но потом принятых в благодать, то такая речь не вредит нашему объяснению. Ибо если принятие это произошло с ними, то что воспрепятствовало произойти ему с язычниками? //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **Как и у Осии говорит: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную - возлюбленною** Ясно, что это сказано о язычниках, которые прежде не были народом Божиим, но позже, к бесчестью иудеев, получили милость и названы народом Божиим. Те, которые прежде не были возлюблены, по отпадении иудеев стали сынами и обрели любовь. Так что если прежде они и не звались народом Божиим, то теперь они зовутся сынами Бога Живого. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 25-29 **Как и у Осии говорит: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную - возлюбленною. И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живаго. А Исаия провозглашает об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется; ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле. И, как предсказал Исаия: если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре** Здесь Апостол приводит из Ветхого Завета доказательства того, что сосуды милосердия обязаны своим существованием только долготерпению Божию, с которым Бог ранее щадил их, хотя они были сосудами гнева. Вместе с этим Апостол доказывает, что эти сосуды милосердия призваны одинаково как из иудеев, так и из язычников. - **Как и у Осии говорит**... Пророчество Осии Апостол приводит, как предсказание о будущем обращении язычников в Церковь Христову (оно поставлено, очевидно, для объяснения последнего выражения 24-го стиха: и из язычников). Но какое основание Апостол имел толковать слова Осии в приложении к язычникам? Ведь там[[old:os:02:23| (Ос. 2:23]] и [[old:os:01:10|1:10]]) идет речь собственно об обращении к Богу отступившего от истинной веры Израиля? Да, это так. Но что же представлял собою этот отступивший от Иеговы Израиль, как не тех же язычников?! Естественно, что и для Ап. Павла он являлся представителем всего язычества, и то спасение, какое у Осии обещано было Израилю, приравнявшемуся к язычникам, было справедливо счесть уделом и всех язычников, рассеянных по всему миру. Каждый языческий народ, в своей собственной стране, не делаясь прозелитами народа израильского, может стать народом Божиим. - **А Исаия провозглашает**... Здесь Апостол дает доказательство высказанной им уже в начале главы мысли, что из народа израильского спасутся только те, кто ходит по стопам Авраама, а неистинные израильтяне должны быть отвергнуты (ст. 27-28). Но и это спасение остатка опять, как и призвание язычников, есть дело Божественного милосердия (ст. 29). Они спасаются не потому, чтобы по природе были сосудами милосердия, а потому, что благодать Божия (предваряющая) дала им возможность услышать и воспринять евангельскую проповедь. Без этого условия люди остаются чадами гнева Божия (ср. [[new:rim:01:18|1:18]], [[new:rim:01:20|20]]). Заметить можно, что здесь, таким образом, соединяется учение и о Божественном предопределении, и о свободе человеческой воли: Бог к вере во Христа приводит только того, кто хочет веровать; а что есть люди, которые могут принимать евангельскую проповедь, - это есть уже результат воздействия на сердце человека предваряющей благодати (или долготерпения). Впрочем, на одних эта благодать действует, на других - нет. Причина этого различия лежит уже в самих людях... См. также Толкование на [[new:rim:09:14#lopuxin_ap|Рим. 9:14]] [<10>]