[<10>] ====== Толкования на Рим. 9:29 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И якоже прорече Исаия: аще не бы Господь Саваоф оставил нам семене, якоже Содом убо были быхом, и якоже Гоморру уподобилися быхом** См. Толкование на [[new:rim:09:26#svt_ioann_zlatoust|Рим. 9:26]] См. Толкование на [[old:is:01:09#svt_ioann_zlatoust|Ис. 1:9]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **И якоже прорече Исаия: аще не бы Господь Саваоф оставил нам семене, якоже Содом убо были быхом, и якоже Гоморру уподобилися быхом** (ср.: [[old:is:01:09|Ис. 1, 9]]) Это второе место из Исаии же, Пророка. Прорече, προείρηκεν, — прежде сего рече, в начале своих пророческих речей. Якоже, καθώς, — подобно тому как. Будет: подобно тому, как и впереди сего сказал тот же Исаия. Святой Павел место сие приводит в пояснение слов: //останок спасется//. Хочешь разуметь, что значит: //останок//, — читай у того же Исаии выше: //аще не бы Господь оставил нам семене// (ср.: [[old:is:01:09|Ис. 1, 9]]). «Пророк, которых после назовет останком, тех же здесь наименовал //семенем//» (блаженный Феодорит). Что же это за семя? Пророк Исаия, в том месте, откуда взяты сии слова, призвав во свидетели небо и землю, обличает народ израильский в нечестии, потом изображает бедственное состояние, какому подвергся он за такое нечестие: //земля ваша пуста, гради ваши огнем пожжены, страну вашу пред вами чуждии поядают, и опусте низвращена от людей чуждих// (ср.: [[old:is:01:07|Ис. 1, 7]]); остался один Иерусалим, как куща в винограде. (Это очень сходно с тем, что было при Езекии, когда Бог чудно спас Иерусалим от ассириан.) После сего Пророк прибавляет, что если б не оставил в нас Бог семени, то мы все до одного были бы истреблены, как случилось с Содомом и Гоморрою. Это оставленное в нас семя спасло нас; ради него пощадил и прочих из нас Господь Бог. Следовательно, не все оставшиеся живыми суть спасительное семя. Семя сие среди них есть, и ради него пощажены все избегшие конечного истребления. Что же это за семя? Совокупность лиц, противоположных тем, кои привлекли кару небесную. Эти Бога отверглись, а те, выходит, верными Ему пребывают; эти исполнены грехов, а эти, значит, заповеди Божии исполняют и во всяких добродетелях преуспевают; эти таким образом разгневали Святого Израилева, а те, очевидно, благоугодны Ему суть (см.: [[old:is:01:02|Ис. 1, 2 — 4]]). За то Бог соблюл их целыми, а ради них и прочих многих. Итак, семя здесь у Пророка суть люди, верующие в Бога, боящиеся Его и свято по заповедям Его живущие. Привнесши это понятие в сказанное прежде, что: останок спасется, — получим мысль, что еще пророк Исаия провидел, как из многого множества живущих теперь иудеев спасутся очень немногие, именно те, которые Бога боятся и заповеди Его хранить любят, каковы и суть все оставляющие иудейство и делающиеся христианами. Они и суть останок, коему предречено спасену быть. Кажется, Апостол, приводя сие место об оставленном семени, ничего другого не имел, как пояснить, что это //за останок//, который //спасется//, как сказано выше. Но можно несколько и расширить значение его. Ради сего //останка// спасаемого, ради сего семени соблюденного оставлены жить и все другие иудеи, жить доселе — от начала доселе. Иудеев, ради их богоборства, нечестия и беззаконий, давно следовало бы всех истребить, подобно содомлянам и гоморрянам. Другие языки тоже нечествовали и беззаконновали; но они не знали Бога истинного и о законе Его не слышали. А эти знали Бога истинного, многократно дававшего знать им о Себе самым осязательным образом, и из уст Его Самого слышали закон. Потому неизвинительно виновны, когда нечествовали и беззаконновали. За это давно бы быть им истребленным. Ежели не истреблены, то потому только, что среди них Бог всегда хранил достойное Его милости семя. Ради него щадил Он и всю массу народа. Это-то собственно семя и причитаемо должно быть в семя Авраамово, которому одному принадлежит обетование. Дорого же в очах Божиих сие семя потому особенно, что от него должно было произойти То Семя единое, о Коем благословятся все народы, и о Коем помянуто было еще в раю пред изгнанием из него, и потом непрестанно поминаемо. То, всегда блюдомое Богом семя, прозревая Сие единое, имеющее породить от него Семя, было едино с Ним в духе и, сим единением питая свою богобоязненность и праведность, всегда состояло в благоволении Божием. Родилось наконец То Семя, совершило Свое дело в Своем Лице и послало другов Своих собирать к Себе всех, которые жили чаянием Его. Это и делается теперь, мог сказать Апостол. Проповедь Апостольская собирает их. Что она не всех берет, это потому, что не все суть от рода сего. Господь чрез нас берет к Себе Своих Ему. А тех, которые прежде были Ему Свои, Он Сам взял, сошедши во ад. Итак, нечего вам, иудеи, дивиться и недоумевать, видя, что не все приступают к вере. Тут не особое что творится, а лишь исполняется то, что давно Пророками предсказано об остатке спасаемом и семени соблюдаемом. Здесь оканчивает Апостол доказывание того, что не отпаде обетование, хотя не все иудеи приходят в ограду веры, и чрез то в наследие духовных благ, обетованных отцам, и хотя, тогда как иудеи остаются вне наследия, на место их вступают в наследие язычники. Во все течение доказывания Апостол только намекал на то, что если так есть, то потому, что одни достойными являются, а другие недостойными. Теперь же явно это высказывает, показывая, в чем состоит достоинство одних и недостоинство других. //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 29-33 **И, как предсказал Исаия: если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре. Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры. А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения, как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится** Но и опять сказал: //если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то, как Содома (мы сделались бы), и Гоморре были бы уподоблены// ([[old:is:01:09|Ис. 1:9]]). **Что же скажем? - Что язычники, не искавшие праведности **Моисеевой,** восприняли праведность веры**. Сыны же Израиля, искавшие закон, так как не усвоили себе веру, не могли приобрести ее (праведность от веры) из самых дел закона, но //преткнулись о камень преткновения//, как сказал о них Исаия, который был из них ([[old:is:28:16|Ис. 28:16]]; [[old:is:08:14|8:14]]). //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И, как предсказал Исаия: если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре** Сказав, что спасется остаток, теперь объясняет, что это значит, и говорит, что Бог оставил нам избранное семя и хлеб, ибо слово **оставил** употребил вместо "избрал", так что если бы Бог не сохранил оного, то мы подверглись бы истреблению, подобно содомлянам и гоморрянам, как осужденные за грехи свои. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **И, как предсказал Исаия: если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре** О каком семени, оставленном Богом, говорит Исаия (см. [[old:is:10:22|Ис. 10:22]])? О том, без сомнения, о котором апостол разъясняет в другом месте, где говорит, что Аврааму было сказано: //и дам тебе землю сию и семени твоему// [[old:gen:17:08|(Быт. 17:8)]]. Не сказано: "потомкам", как бы о многих, но как об одном: //и семени твоему, которое есть Иисус Христос// (см. [[new:gal:03:16|Гал. 3:16]]). И однако не зря Исаия назвал то, что оставлено, "семенем", ибо "семенем" именуется то, что сеют в землю и что приносит многократные плоды. Он учит чрез это, что и Христос должен был быть посеян, то есть погребен в земле, и восстать оттуда, принося обильнейший плод всего множества церковного... //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **И, как предсказал Исаия: если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре** Это семя, которое ото всех только и осталось, и сохранилось для восстановления рода человеческого, есть Христос и учение Его, как и Сам Он говорит: //семя есть Слово Божие// [[new:lk:08:11|(Лк. 8:11)]]. Что когда-то нам было обещано, теперь, когда мы освобождены от бремени закона, остается для искупления нашего, чтобы, получив прощение грехов, нам не быть наказанными законом и не погибнуть подобно Содому. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И, как предсказал Исаия: если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре** См. Толкование на [[new:rim:09:25#lopuxin_ap|Рим. 9:25]] [<10>]