[<10>] ====== Толкования на Рим. 9:33 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Якоже есть писано: се полагаю в Сионе камень претыкания и камень соблазна: и веруяй в Онь не постыдится** См. Толкование на [[new:rim:09:30#svt_ioann_zlatoust|Рим. 9:30]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Якоже есть писано: се полагаю в Сионе камень претыкания и камень соблазна: и веруяй в Онь не постыдится** (ср.: [[old:is:28:16|Ис. 28, 16]]; [[old:is:08:14|8, 14]]). Преткнулись, потому что не уверовали, а не уверовавши, не постигли в закон правоты и остались вне Божиих, коим принадлежит обетование. Не дивись сему. Так предсказано издревле. Пророчество сие у Апостола сложено из двух мест святого пророка Исаии, в коих обоих говорится о камне. Но в одном (см.: [[old:is:28:16|Ис. 28, 16]]) он именуется камнем краеугольным, честным, верующий в который не постыдится; а в другом (см.: [[old:is:08:14|Ис. 8, 14]]), что он есть камень: для одних прибежища, а для других претыкания. Оба те пророческие места всеми иудеями были относимы к Грядущему, Обетованному. Почему их употребляли, рассуждая о Грядущем, как кому лучше приходилось, то поодиночке, то совместно. Святой Апостол совместил оба места, качество камня, какое ему дано в главе 28 (краеуголен, честен), опустив, а на место его положив качество, какое дано ему в главе 8 (камень претыкания). — Камнем назван Обетованный, потому что Им и на Нем имело основаться Царство Божие, Царство правды и святости, Царство сынов Божиих. Камнем же претыкания и соблазна Он назван не потому, чтоб намеренно был положен для претыкания и соблазна: Он Сам в Себе есть камень прибежища и крепости; но потому, что многие имели не понять, что Он есть, соблазниться Им, не поверить и чрез то преткнуться о Него. Как было предсказано, так и исполнилось на Христе Спасителе. Евангелисты не раз замечают, что многие соблазнялись о Нем. Он говорит о Себе, что пришел с неба и есть Сын Божий; а по видимости был очень прост и главы не имел где преклонить (см.: [[new:mf:08:20|Мф. 8, 20]]). Только взор, речь Его и дела Его показывали, что Он не земен. Но это не все могли уразумевать и ощущать. Большинство не поняло сего и отвратилось от Него. Как во время пребывания Его среди людей было, так было и после, во время проповеди Евангелия. Вменен со беззаконными и распят; говорили: как можно поверить, что Он есть нечто великое и Божеское, — и соблазнялись. Но как, в пребывание Его на земле, многие под смиренною видимостию ясно узревали в Нем Божеское: так и во время проповеди, несмотря на то, что проповедники без прикрытия предлагали вере точию Иисуса Христа и Сего распята, многие уразумевали истину и покорялись вере. Что предсказал святой Симеон Богоприимец о Господе Спасителе, то и исполнялось на Нем всегда, и доселе исполняется, что Он есть //на падение и возстание многим// (ср.: [[new:lk:02:34|Лк. 2, 34]]). Предмет веры прикровен. Уразумевают те, коим дано, как о притчах Своих прикровенных сказал Господь, — или, лучше, кого Отец привлекает к Сыну (см.: [[new:in:06:44|Ин. 6, 44]]). Таковые не постыждались, как и Пророк предрек: //веруяй в Онь не постыдится//, «то есть воистину сподобится величайших благ, какие восчаял верою получить от Него» (блаженный Феодорит). Сколько крепости надо иметь, чтоб веровать, когда кругом неверие, издевающееся над верою, а предмет веры прикровен! — И однако ж, веровали, являя в вере мужественнейший подвиг. Веровали и не постыждались, потому что с первого движения веры начинали уже воспринимать в себя невидимо, в духе, то, что восчаяли и чего ничто и никто в мире подать не мог, — ни собственные усилия, ни пособия всех мощных людей. А когда проходили всю стадию уверования и восходили к совершенству веры, тогда, что получали и что начинали носить в духе, того никакое слово описать не могло. Почему стыдение и малейшего движения не могло в них возыметь, и тени его не могло появиться, хотя в уши отвсюду доносились устыждающие слова. Скорее непонятным казалось им, как можно стыдить, когда они обладают таким сокровищем, какому цены нет. Приведши такое пророчество, Апостол и недоумение окончательно рассеявал, как так есть не принятые в наследие многие иудеи, — и причину того решительную выставлял, так что после нечего было ни возражающим привозразить, ни опровергающему возражения — приобъяснить. Дело ясно. Но, кончив это, Апостол берет теперь иудея за самую нежную струну его сердца — ревность по закону, которая у них окрашивалась ревностию по Богу, и из нее хочет устроить путь к вере. Он сам шел этою стезею, сам ревновал, не слабее всех иудеев, и, однако же, делом испытал, что одна ревность не непременно уже и ведет прямою дорогою. Нет, ее надобно просветить, чтоб не устремиться по возбуждению ее не туда, куда следует. //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится** См. Толкование на [[new:rim:09:29#prp_efrem_sirin|Рим. 9:29]] ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится** Кто поврежден умом и не хочет смотреть на дорогу впереди, обыкновенно спотыкается. Это произошло с иудеями: увлекшись излишествами закона, они не увидели предреченного пророками камня. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится** См. Толкование на [[new:rim:09:32#blazh_feofilakt_bolgarskij|Рим. 9:32]] ===== Тертуллиан ===== **как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится** Непременно следовало, чтобы Его страдания приняли образ таинства и прославились настолько же невероятным образом, насколько еще более прославилось последующее вознесение. Если, будучи бедным, Он проповедовал столь же возвышенно, сколь еще более прикровенно, то это было для того, чтобы трудности в понимании помогали обрести милость от Бога. //**Против иудеев.**// ===== Амвросиаст ===== **как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится** В Писании много фрагментов, в которых Христос изображен скалой или камнем. Пророк Даниил называет Его камнем, оторвавшимся от горы без содействия рук, разрушающим все царства и заполняющим всю землю, - что, очевидно, сказано о Христе (см. [[old:dan:02:31|Дан. 2:31-45]]). И в законе Христос назван скалой, с которой сбегают воды, что свидетельствует сам апостол (см. [[new:1kor:10:04|1 Кор. 10:4]]). И апостол Петр среди прочего говорит иудеям: //Камень, который отвергли строители// ([[new:1pet:02:07|1 Пет. 2:7;]] см. [[old:ps:117:22|Пс. 117:22]]). Иудеи не захотели сравнить слова Его с делами, дабы вдруг не узнать, что Он сошел с Неба: было тело, делавшее дела телесные, как бы и не Бог. Скала эта была угрозой иудеям, а под скалой, без сомнения, понимается плоть Спасителя. Она оторвалась без содействия рук, потому что и сделана была Духом Святым от Девы без содействия мужа. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится** См. Толкование на [[new:rim:09:32#lopuxin_ap|Рим. 9:32]] [<10>]