[<10>] ====== Толкования на Рим. 10:3 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Не разумеюще бо правды Божией, и свою правду ищуще поставити, правде Божией не повинушася** См. Толкование на [[new:rim:10:01#svt_ioann_zlatoust|Рим. 10:1]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Не разумеюще бо правды Божией, и свою правду ищуще поставити, правде Божией не повинушася** Место это порождает разное течение мыслей, сходящихся, однако ж, к одному, — обличению, что ревность у иудеев, точно, неразумна. **Не разумеюще правды Божией**, — такой, какою она изображена и предписана в Ветхом Завете. Там и о страхе Божием говорится, и о том, что все надо делать во славу Божию и всячески блюсти чистым сердце от всех страстей, насаждая в нем добрые расположения, и затем в сем духе и настроении творить дела, как они предписаны в законе, — и дела благочестия, и дела правды и любви. Такова в существе правда Божия ветхозаветная. А они не уразумели сей правды и, полагая, что достаточно одной внешней исправности, о сердце, или о чувствах и расположениях к Богу и ближним, не заботились, а довольствовались одною этою деловою стороною, в ложной уверенности, что тут вся правда Божия и есть. Но это не была правда Божия, а правда, ими самими сочиненная, которую они покушались поставить вместо правды Божией. Что же из этого вышло? Вышло то, что они правде Божией не повинулись, — что можно разуметь двояко: не повинулись правде Божией, как она изображена и предписывалась в Ветхом Завете, как это видно из самого строя их жизни. Они извратили смысл той правды Божией и утвердились в таких порядках жизни, кои противны истинному ее смыслу. Святой Златоуст говорит: «сими словами Апостол показывает, что иудеи впали в заблуждение — и не поставили даже и той праведности, какая требуется законом». Или не повинулись правде Божией, теперь вновь проповедуемой, правде евангельской; потому что как та, ими измышленная правда, состоящая в одной внешней исправности поведения законного, им очень нравилась по легкости и нетребованию сердечных жертв и самоотвержений; то они на ней и почили и новой никакой принимать не хотели; этой принимать не хотели, а за свою упорно стояли и защищали ее. Можно это место и так разуметь: что, хотя бы иудеи содержали ветхозаветную правду и в истинном ее значении, все же ныне, когда вводится по Божию повелению евангельская правда, они не свободны от обличения, что свою правду ищут поставити, не покоряясь предлагаемой теперь правде Божией евангельской. Ветхозаветная правда была Божия правда до времени, и кто покорялся ей, Богу покорствовал и Ему благоугождал. Но когда срок ее кончился и Сам же Бог вводит новую правду, отменяя ту, то держащийся той правды уже не Богу покорствует, а своему нраву, уже не Божией воле следует, а своей, не Божию правду ищет поставити, а свою, — и, ища сию, — свою уже теперь, — правду поставити, правде Божией не повинуется. Блаженный Феодорит пишет: «Апостол //своею правдою// назвал неблаговременное хранение закона; потому что стараются хранить закон, утративший уже свою силу; а //правдою Божиею// наименовал правду, приобретенную по благодати верою». И еще такая может быть здесь мысль: своя правда есть та, которая своими трудами стяжается, а Божия правда есть та, которая благодатию Божиею в сердце водворяется. Эта последняя и есть только настоящая правда Божия; всякая другая уже не Божия правда. Иудеи же, говорит Апостол, не уразумели сего, то есть что та только и есть правда Божия, которая Богом в сердце созидается, и на том стояли, что своими трудами должно достигать совершенства правды. Почему когда, по Божию повелению, предлагаем мы идти к восприятию от Бога Божией правды посредством евангельской веры, то они не повинуются сему. Святой Златоуст говорит: «праведность иудеев Апостол называет собственною, или потому, что она приобретается трудами и потом, или потому, что закон не имеет уже силы. А правдою Божиею называет праведность от веры; потому что она приобретается единственно по благодати свыше, и мы оправдываемся не трудами, но по дару Божию. Напротив, те, которые постоянно противятся Святому Духу и усиливаются оправдаться посредством закона, далеки от веры. Будучи же далекими от веры и не получив оправдания, даруемого верою, а равно не имея возможности оправдаться законом, они всё потеряли». //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией** **Ибо не разумеют ту самую правду Божию**, которая чрез веру совершается; **и свою правду**, которая от **закона, стараются поставить**. //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Блаж. Августин ===== **Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией** Павел сказал это об иудеях, поскольку они, будучи самонадеянными, отвергли благодать и в результате не поверили во Христа. Они хотели, как он говорит, **поставить собственную праведность**, ту, которая из закона; и не то чтобы закон установлен был ими: они в закон, который от Бога, внесли собственную праведность, полагая, что своими силами могут исполнять закон. Они не знали праведности - не той праведности, которою праведен Бог, но той, которая от Бога исходит к человеку. //**О благодати и свободной воле.**// ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией** «Собственной праведностью» апостол назвал несвоевременное соблюдение закона - ибо иудеи старались соблюдать его, тогда как он был упразднен. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией** См. Толкование на [[new:rim:10:02#blazh_feofilakt_bolgarskij|Рим. 10:02]] ===== Амвросиаст ===== **Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией** Павел говорит, что иудеи не приняли Христа по незнанию: ревнуя о Боге, но не зная воли и замысла Его, они поступали против Бога, считая, что защищают Его. Павел говорит, что они не по злой воле и не по коварству, а по ошибке не приняли Христа. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Констанций ===== **Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией** Павел говорит о фарисейском законе. Жертвоприношения закона и прочее, что было преддверием истины, которая должна была исполниться во Христе, прекратились с Его приходом. Но иудеи не пожелали уверовать в Него. Верно говорит апостол, что их праведность - не от Бога, а от них самих. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== ** Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией** Иудеи не разумели или не поняли праведности Божией. Какая это праведность Божия? Та, которая приобретается чрез веру в Иисуса Христа. Почему эта праведность называется Божиею? Потому, что спасение чрез веру в Иисуса Христа есть дело Божие. Бог Отец, для спасения человеков, послал в мир Сына Своего; Сын Божий Иисус Христос совершил искушение человеков своими страданиями и крестною смертью; Дух Святый, по заслугам Господа Спасителя мира, сошел на Апостолов и осеняет всех верующих в Иисуса Христа и действует в них ко спасению, подавая различные благодатные дары, необходимые в деле спасения. Иудеи не уразумели сего пути оправдания пред Богом. **И усиливаясь поставить собственную праведность**. Какая это собственная праведность Иудеев? Та, которой они и доныне держатся: праведность, приобретаемая чрез исполнение закона Моисеева и преимущественно чрез исполнение обрядовых предписаний его. Прежде, до пришествия обетованного Искупителя, и эта праведность, приобретаемая чрез исполнение закона Моисеева, соединяемая с верою в обетованного Искупителя, также была Божиею праведностью. Но когда обетованный Искупитель пришел, – и Иудеи не приняли Его; тогда эта праведность перестала быть Божиею праведностью, и сделалась их собственною мнимою, потому что закон Моисеев, без веры в пришедшего Спасителя мира, потерял значение, и вера в ожидаемого Искупителя, после Его пришествия в мир, сделалась уже неистинною верою. Таким образом, Иудеи, не разумея праведности Божией и стараясь достигнуть оправдания чрез исполнение закона Моисеева, уже потерявшего свое прежнее значение, **не покорились праведности Божией**: т.е. они не приняли того способа оправдания, какой Богом показан чрез Иисуса Христа; они не уверовали в Иисуса Христа, или не покорились Евангельской проповеди, которая возвещает праведность, приобретаемую не чрез исполнение закона Моисеева, а чрез веру в Иисуса Христа и последование Его Божественному ученью. Святой Златоуст говорит: «Праведность Иудеев Апостол называет собственною или потому, что закон не имел уже силы, или потому, что она приобретается трудами и потом. А правдою Божиею называет праведность от веры, потому что она приобретается единственно по благодати свыше, и мы оправдываемся не трудами, но по дару Божью. Напротив те, которые постоянно противятся Святому Духу, и усиливаются оправдаться посредством закона, далеки от веры. Будучи же далекими от веры, и не получив оправдания, даруемого верою, а равно не имея возможности оправдаться законом, они все потеряли». //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией** **Поставить**, т. е. сделать чем-то обязательным (Ср. [[new:rim:03:31|3:31;]] [[new:evr:10:09|Евр. 10:9]]). - **Собственную праведность**, т. е. такую, какая могла бы получиться вследствие совершения самими людьми известных дел и подвигов (ср. [[new:fil:03:09|Флп. 3:9]] и [[new:rim:01;17|Рим. 1:17]]). - **Праведности Божией**, т. е. божественному порядку жизни, которому люди должны выражать повиновение через веру. См. также Толкование на [[new:rim:10:01#lopuxin_ap|Рим. 10:1]] [<10>]