[<10>] ====== Толкования на Рим. 10:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Кончина бо закона Христос в правду всякому верующему** См. Толкование на [[new:rim:10:01#svt_ioann_zlatoust|Рим. 10:1]] ===== Свт. Климент Александрийский ===== **потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего** Иудеи не знали воли закона и ее не исполняли, принимая за нее то, что сами делали. И в законе они видели не пророческое слово, а пустое, и следовали ему из страха, а не по душевному расположению или вере. //**Строматы.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Кончина бо закона Христос в правду всякому верующему** Не разумели, говорит, правды Божией, потому что не разумели силы закона и, приняв неправые понятия о той и другом, свою правду составили, за которую и стоят, не покоряясь проповедуемой нами правде о Христе Иисусе. Если бы они уразумели силу закона, то в конце его узрели бы Христа Господа и не стали бы отвергать Его, когда Он проповедуется. Закон и устройством своим указывал на грядущего Христа, и словом своим возвещал о Нем. Почему Христос есть последняя цель закона, и кто верует во Христа, исполняет то, для чего дан закон, и делает то, что в нем закон достигает своей цели — приемлет кончину свою. В сем смысле блаженный Феодорит пишет: «вера в Господа не противна закону, но и весьма согласна с ним; закон путеводствовал нас ко Владыке Христу. Посему верующий во Владыку Христа исполняет назначение закона». Но это некоторым образом отвлеченная кончина закона во Христе; а в Нем есть, сверх того, и действительная кончина закона, о чем говорят следующие за сим слова: **в правду всякому верующему**. Закон имеет целию делать праведными, и кто бы исполнил его как должно, был бы праведен. Но на такое исполнение никто не был силен. Силу на это подает лишь Христос тем, которые веруют в Него; и они, прияв сию силу, делаются истинно праведными по всей широте закона: и оправдание получают, в чем погрешили против закона, и силою облекаются действовать во всем сообразно с законом. Так Христос есть в правду всякому верующему, то есть в дарование правды веры ради; почему есть и кончина закона. Праведность верою во Христа есть настоящая законная праведность; а праведность законная одна, без веры во Христа, не есть настоящая праведность. Были праведные и под законом, но лишь ради того, что веровали в грядущего Христа. Не будь сего, не быть бы им праведными. А теперь праведны законно все те, которые веруют в пришедшего уже Христа Господа. Праведность одна и там и здесь. Не уразумели сего иудеи, и по своему смышлению, составив себе обманчивый облик праведности, правде Божией о Христе Иисусе не покоряются, и остаются вне праведности, хотя ревнуют по ней. Святой Златоуст говорит: «заметь благоразумие Павлово! Поелику то и другое, закон и Евангелие, назвал он правдою; то верующие иудеи могли подумать о себе, что они имеют одну правду, а лишены другой и потому обвиняются в беззаконии, а неверующие иудеи могли надеяться исполнить правду и потому могли сказать: если мы доселе не исполняли, то, без сомнения, исполним. Смотри же, что делает Апостол! Он доказывает, что праведность одна, что законная праведность заключается в праведности по вере; и кто приобрел праведность по вере, тот исполнил и праведность законную; а кто отверг первую, тот лишился и последней. Ибо если конец закона есть Христос, то не имеющий Христа, хотя и думает иметь праведность, однако ж не имеет оной; а имеющий Христа хотя не исполнил закона, все приобрел. Цель врачевания — здравие. Как тот, кто может сделать здоровым, хотя и не владеет искусством врачебным, всем владеет, а не умеющий вылечивать, хотя и думает действовать по искусству, ничего не имеет: так должно сказать о законе и вере. Кто имеет веру, тот достиг цели закона; а кто вне веры, тот чужд и веры, и закона. Ибо чего хотел закон? Сделать человека праведным. Но он не мог сего сделать; потому что никто не исполнил закона. Таков был конец закона; к тому все клонилось, для того все было введено, и праздники, и заповеди, и жертвы, и все прочее, чтобы человек тем оправдался. Но сей цели достиг вернее Христос чрез веру. Итак, не бойся, говорит Апостол, что, приступив к вере, ты преступил закон. Ты тогда преступаешь закон, когда для закона не веруешь во Христа. Когда же веруешь в Него, тогда исполняешь и закон, даже в гораздо большей мере, чем велено в законе; потому что ты приобрел гораздо большую праведность». Когда сказал Апостол: **всякому верующему**, — то тем уничтожил всякое различие по рождению и крови. Кто ни будь, только уверуй во Христа, и в тебе совершится кончина закона, то есть и ты будешь праведен. «Прекрасно сказал Апостол: **всякому верующему**; потому что объял все естество человеческое: будет ли кто еллин или варвар, но, если уверует, улучит спасение» (блаженный Феодорит). //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Свт. Геннадий Константинопольский ===== **потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего** Христос исполняет назначение закона, даруя всем приходящим к Нему оправдание через веру в Него. //**Фрагменты.**// ===== Сщмч. Ириней Лионский ===== **потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего** Как же может Христос быть завершением закона, если Он не был и началом его? Ибо Кто положил конец, Тот сотворил и начало. //**Против ересей.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего** **Ибо конец закона**, который имеют, есть **Христос**. Сказал именно: пришел. И вот пришел (Христос) и утвержден (закон); однако ж не теми, кои ищут правды (законной), но теми, кои веруют в правду. //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего** Так как по истине назвал праведностью ту праведность, которая от закона, то дабы, с одной стороны, уверовавшие из евреев не сказали: значит, мы сделались преступниками, когда оставили эту праведность, а с другой - не уверовавшие не могли сказать, что хотя теперь не выполнили они праведности по закону, однако могут совершенно выполнить ее после, апостол, устраняя ту и другую мысль, говорит: **конец закона Христос**. Чего желал закон и не совершил, то совершил Христос, то есть оправдание человека. Поэтому не говори, уверовавший из евреев, что ты сделался преступником закона, напротив, ты познал волю закона, совершившуюся посредством веры во Христа. С другой стороны, и ты, не уверовавший еще иудей, не надейся сам совершить праведность по закону: совершитель ее Христос. Итак, если хочешь получить праведность, прими Христа верой и будешь иметь все. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего** **«Ибо Христос - конец закона»**, то есть завершение закона и праведность есть Христос, но для верующих. Неверующие же, поскольку не имеют Христа, не имеют завершения закона; и потому не могут достичь и праведности. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Севериан Габальский ===== **потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего** Христос не есть часть закона, но как бы начало другой жизни. Он потому назван совершением закона, что Он стал концом закона, то есть прекратил его. //**Фрагменты.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего** Апостол сам раскрывает, в чем состоит неведение Иудеев, по которому они не уразумели праведности Божией: они не уразумели, что Христос, которого они отвергли, есть конец Моисеева закона; что Христос есть последняя цель, к которой руководил Моисеев закон; что только чрез веру в Иисуса Христа достигалась по истине та праведность, которой требовал сей закон. Моисеев закон учил Иудеев искать праведности чрез веру в обетованного Искупителя; только эта вера давала закону силу оправдания; а без этой веры закон Моисеев сам собою не мог оправдывать. Поэтому святой Павел в послании к Галатам говорит: //закон пестун нам бысть во Христа, да от веры оправдимся; пришедшей же вере, уже не под пестуном есмы// [[new:gal:03:24|(Галат. 3:24,]] [[new:gal:03:25|25)]]. «Закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою. По пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя». Этого Иудеи и не понимали, что закон есть только детоводитель ко Христу, а сам не доставляет праведности, и только чрез веру во Христа достигается праведность или оправдание пред Богом; потому они упорно держались за //пестуна//, и не пошли ко Христу, и не уверовали в Него. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== **потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего** **Потому что**... Апостол этим доказывает, что непослушание иудеев Христу происходило от непонимания ими праведности Божественной, о которой свидетельствовал закон. Закон указывал на Христа; во Христе явилась пред нами праведность, на которую закон указывал, как на идеал, и дается она каждому, кто верует во Христа. Правильно понимаемый закон должен бы служить евреям детоводителем ко Христу, чтобы они могли оправдаться через веру в него. - Таким образом, выражение **конец закона** правильнее заменить другим выражением: //цель закона,// как понимали это место и другие толкователи (И. Злат., Феодорит, Феофилакт). Такой перевод соответствует и смыслу поставленного в греч. тексте выражения (teloV nomou). Но каким образом закон мог указывать на Христа, как на свою собственную цель? В законе начертан идеал праведности. Так как этот идеал начертан Самим Богом, то он непременно должен осуществиться. Между тем люди собственным опытом убедились в том, что никто из них не в состоянии осуществить этот идеал своими силами [[new:rim:03:20|(Рим. 3:20)]]. Поэтому явился Христос, Который и осуществил его. Уже на основании этого Апостол мог сказать, что Христос - цель закона. Но этого мало. Закон не достиг еще вполне своего назначения, когда один человек осуществил его предписания, - закон дан для всех. И вот Христова праведность, исходя от Христа, переходит на всех верующих в Него. Таким образом, Христос является целью закона в полном смысле этого слова, и вместе с тем, пожалуй, концом его, потому что окончательно осуществляет цель закона - оправдание человека. См. также Толкование на [[new:rim:10:01#lopuxin_ap|Рим. 10:1]] [<10>]