[<10>] ====== Толкования на Рим. 10:13 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Всяк бо, иже аще призовет имя Господне, спасется** См. Толкование на [[new:rim:10:11#svt_ioann_zlatoust|Рим. 10:11]] ===== Свт. Игнатий Брянчанинов ===== **Всяк бо, иже аще призовет имя Господне, спасется** Молитва Иисусова разделяется на два вида: на устную и умную. Подвижник переходит от устной молитвы к умной сам собою, при условии: когда устная молитва – внимательна. Сперва должно обучиться устно молитве Иисусовой. Исполняется Иисусова молитва стоя; при изнеможении же сил – сидя и даже лежа. Существенными принадлежностями этой молитвы должны быть: внимание, заключение ума в слова молитвы, крайняя неспешность при произнесении ее и сокрушение духа. Хотя эти условия необходимы при всякой молитве, но удобнее сохраняются и более требуются при совершении молитвы Иисусовой. При псалмопении разнообразие мыслей, в которые облечена молитва, невольно привлекает к себе внимание ума и доставляет ему некоторое развлечение. Но при молитве Иисусовой ум сосредоточивается в одну мысль: в мысль о помиловании грешника Иисусом. Делание по наружности самое сухое, но на опыте оно оказывается самым многоплодным из всех душевных деланий. Сила и достоинство доставляются ему всесильным, всесвятым именем Господа Иисуса Христа. Пророк, пророчествуя о Богочеловеке, предвозвестил: //«Всяк, иже призовет имя Господне, спасется»//[[old:iol:02:32| (Иоил. 2:32)]]. Слова пророка повторяет святой апостол Павел [[new:rim:10:13|(Рим. 10:13)]]. **//Приношение современному монашеству. О молитве Иисусовой//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Всяк бо, иже аще призовет имя Господне, спасется** Сила речи и здесь во: всяк. «Поелику иудеев особенно возмущало то, что они пользовались преимуществом пред всем человеческим родом, а теперь вера низлагает их с сего престола и предоставляет им не более прав, как и другим; то Апостол неоднократно делает указания на Пророков, которые предвещают им о таком равенстве. //Всяк веруяй в Онь//, сказано, //не постыдится; и всяк бо, иже аще призовет имя Господне, спасется//. В устранение всяких возражений в том и другом месте поставлено слово: всяк» (святой Златоуст). Апостол не поминает, что сие место берет он из Писания; но как оно слово в слово читается у пророка Иоиля (см.: [[old:iol:02:32|Иоил. 2, 32]]); то нет сомнения, что он привел его, как взятое из Писания, а не помянул, верно, потому, что и его разумел, когда сказал выше, в стихе 11: //глаголет бо Писание//. Смысл приведенного из святого Иоиля места ясен сам по себе. У пророка Иоиля оно приложено к пророчеству о излиянии Духа Святого на всех рабов и рабынь Божиих. //На рабы моя и на рабыни моя во дни оны излию от Духа Моего, и прорекут// (ср.: [[old:iol:02:29|Иоил. 2, 29]]). И в конце: //и будет всяк, иже аще призовет имя Господне, спасется// (ср.: [[old:iol:02:32|Иоил. 2, 32]]). — Спасется чем? Тем, что, с верою призвав Господа, Духа Святого приимет, Который освятит его и святым сохранит до конца. Сие пророческое место приводил уже святой апостол Петр в день сошествия Святого Духа. Когда иудеи, смотревшие на восторг Апостолов в момент излияния на них Духа Святого, подумали, что они пьяны: то он в опровержение сего сказал: не пьяны, а это исполнилось на нас то, что предрек пророк Иоиль о излиянии Святого Духа. Затем привел все место (см.: [[new:act:02:16|Деян. 2, 16 — 21]]), — и в конце тоже приложил: //всяк, иже призовет имя Господне, спасется// (ср.: [[new:act:02:21|Деян. 2, 21]]). Наконец, когда целые тысячи иудеев пришли в сокрушение и спрашивали, что же им делать, то он, указывая им, что делать, сим самым объяснил и то, что значит спастися и в чем состоит призывание имени Господня: призывание — в покаянии и вере в Господа, а спасение — в крещении во имя Его, во оставление грехов и в приятии дара Духа Святого. //Покайтеся, и да крестится кийждо вас во имя Господа Иисуса Христа, во оставление грехов: и приимете дар Святаго Духа// (ср.: [[new:act:02:38|Деян. 2, 38]]). Сознай, что ты грешен кругом, и уверуй, что нет тебе спасения, как в Господе; затем в сих чувствах и в духе сей веры крестись, чрез что приимешь отпущение грехов и к новой отродишься жизни. Став же таким образом сосудом крепким, приимешь дар Святого Духа, который, излившись в тебя, научит тебя, как тебе быть святым, и силою исполнит к тому, чтоб ты содержал себя в святости все дни жизни твоей. Вот и спасение! Это есть Апостольское изъяснение того, как бывает, что призывающий имя Господне спасается. А не одно только взывание: Господи, Господи! Ибо не всякий такой непременно уже внидет в Царствие, — сказал Господь в Евангелии (см.: [[new:mf:07:21|Мф. 7, 21]]). //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется** Так (**ибо**) написано: //всякий, кто призовет имя Господа, спасется// ([[old:iol:02:32|Иоил. 2:32]]). //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Прп. Василий Поляномерульский ===== **Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется** Что же говорит Писание? Близ тебя слово в устах твоих и в сердце твоем, если исповедуешь устами твоими Господа Иисуса, спасешься, ибо всякий, кто призывает имя Господне, спасется. Все же это: слово, исповедание и призывание – следует понимать как пребывание внутри тебя Христа, вселившегося чрез св. крещение. И ты должен непрестанно призывать, и говорить, и исповедывать Его, иногда сердцем, иногда же устами, говоря: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». **//Предисловие к главам блаженного Филофея Синайского.//** ===== Блж. Августин ===== **Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется** Верою в Иисуса Христа мы достигаем спасения: ею и дела наши мерятся, и надежда. //**О духе и букве.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется** Сказав, что сердцем веруют, а устами исповедуют, приводит из Писания свидетельства о вере и исповедании или призывании. Когда говорит: всякий верующий, указывает на веру, оправданный которой не будет постыжен; а когда говорит: **всякий, кто призовет**, указывает на исповедание, соделывающее спасение. Итак, теперь всякий, иудей ли или язычник может быть принят Богом. //**Толкование на Послание к Римлянам святого апостола Павла.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется** См. Толкование на [[new:rim:10:12#blzh_feodorit_kirskij|Рим. 10:12]] ===== Амвросиаст ===== **Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется** Сам Господь, представший Моисею, говорит: //С именем Моим «Господь»// ([[old:ish:06:03|Исх. 6:3;]] ср. [[old:ish:03:13|Исх. 3:13-14]]). Это — Сын Божий, о Котором говорится и «Ангел» и «Бог». Не Тот, от Которого все пришло в бытие, но через Кого все произошло и Кому все принадлежит (см. [[new:rim:11:36|Рим. 11:36;]] [[new:evr:02:10|Евр. 2:10]]). Когда же Его называют Богом, то становится ясно, что Отец и Сын - одно (см. [[new:in:10:30|Ин. 10:30;]] [[new:in:17:21|17:21;]] [[new:1kor:08:06|1 Кор. 8:6]]). Ангелом Он назван потому, что послан Отцом, чтобы возвестить обетованное спасение. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется** То, что говорит Иоил о Боге ([[old:iol:02:32|Иоил 2:32,]] по греч. тексту LXX), Апостол относит прямо ко Христу. Следов., место из кн. пророка Иоила имеет, по апостолу, мессианское значение. См. также Толкование на [[new:rim:10:11#lopuxin_ap|Рим. 10:11]] [<10>]