[<10>] ====== Толкования на Рим. 11:9 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И Давид глаголет: да будет трапеза их в сеть и в лов, и в соблазн и в воздаяние им** См. Толкование на [[new:rim:11:07#svt_ioann_zlatoust|Рим. 11:7]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **И Давид глаголет: да будет трапеза их в сеть и в лов, и в соблазн и в воздаяние им; да помрачатся очи их еже не видети, и хребет их выну сляцай** Место сие взято из 68-го псалма, который есть пророчественный псалом, прорекший о страданиях Христа Спасителя и о наказании иудеев. Из сего псалма в Евангелиях приводятся: //ревность дому Твоего снеде мя// (стих 10); и: //даша в снедь мою желчь, и в жажду мою напоиша мя оцта// (стих 22). Этим стихом кончается изображение страданий Господа нашего Иисуса Христа, а вслед за ним стоят стихи, приводимые святым Павлом (стихи 23 — 24), которыми начинается у пророка Давида изображение пагубных последствий от несправедливого осуждения Христа Господа на смерть. Несомненно потому, что в сих стихах содержится проречение, которое, уразумев духом своим, святой Апостол приводит в подтверждение своего положения. Наказание иудеев за предание на смерть Господа выражается у Пророка желательным: //да будет... да помрачатся//. Так приводятся слова сии и Апостолом. Смысл же сего таков: и будет трапеза пред ними в сеть, — и помрачатся очи их, и хребет их будет слячен (согбен). Святой Афанасий Великий, толкуя сей псалом, говорит на слова: //да будет трапеза их пред ними в сеть// [[old:ps:068:23|(Пс. 68, 23)]] — следующее: «сим изображает Пророк, что постигнет иудеев по страдании Господа». Слову: //трапеза// — святой Златоуст и блаженный Феодорит дают иносказательный смысл, разумея под нею наслаждение или удовольствие. То, что обещало им удовольствие и наслаждение, чего они так желали, как питательной трапезы, то самое обратится им в сеть, — запутает их в бедствия, из которых не выпутаться им. Как жаждали и алкали они смерти Господа, крича: //распни, распни Его// [[new:lk:23:21|(Лк. 23, 21)]], — и никаким увещаниям Пилата не внимали! Наконец удовлетворили жажду крови, — насытились. И это самое привлекло на них самые крайние бедствия. Крови жаждали, кровию расплатились. Святой Афанасий Великий пишет: «этими словами как бы так от лица Господа говорит Пророк: потерпят они то самое, что уготовали для Меня, желая, чтобы Я испытал это. Горе лукавому, //лукавая бо прилучатся ему по делом рук его// (ср.: [[old:is:03:11|Ис. 3, 11]])». Прочие слова: лов, соблазн — то же значат: соблазнились, — думали избавиться от беды, предавая на смерть Избавителя, и попали в лов, на всякие беды. Слово же: **и в воздаяние им** — Пророк присовокупил, дабы видно было, что иудеи потерпят все это в наказание. **Да помрачатся очи их еже не видети**, — то есть и омрачатся очи их. Не увидели они Господа в Сыне Человеческом, ходившем по земле, хотя в нем ясно давал видеть Себя Господь. Но то было еще полуомрачение. Полное же омрачение настало для них после смерти и воскресения Господня. Тут уже очевидно ослепление их было карою на них Божиею. Как было не увидеть Господа в знамениях, сопровождающих смерть Его, когда Его увидел язычник, в предивном воскресении Его, в сошествии Святого Духа, в свидетельствах Апостолов, потверждаемых силами и чудесами о имени Господа? Можно было осязать Господа во всем этом и воскликнуть подобно апостолу Фоме: //Господь мой и Бог мой!// (ср.: [[new:in:20:28|Ин. 20, 28]]). А они не видели, потому что не хотели видеть. И Господь омрачил очи их, **еже не видети**. **И хребет их выну сляцай** — и будут они навсегда уже состоять под игом рабства. Они уже были в подданстве чуждой власти, но все еще удерживали за собою некую часть самоуправления. Когда же предали Господа на смерть, то скоро затем всё потеряли, — и город, и святилище, и рассеяны были повсюду в виде рабов. И до сих пор состоят они под чуждыми властями; и всегда будут состоять под ними, как показывает пророческое слово: выну сляцай, — то есть всегда держи их под игом согбенными. Святому Павлу для подтверждения своей мысли пророчеством можно бы привесть только следующие слова: **да помрачатся очи их еже не видети**, — то есть омрачатся очи их. А он привел и то, что впереди стоит у Пророка, и то, что после. Для чего так он сделал? Может быть, для того, чтоб речь не была скудна и более округлена. А вернее, для того, чтоб показать, что омрачение сие по пророчеству есть им воздаяние, — кара и наказание Божие, — о чем говорится впереди, и что оно есть только преддверие соблазна, сети и уловления, конец же сего будет окончательное порабощение. Когда Апостол приводил сии слова, омрачение уже действовало в иудеях, а //сличения// хребта еще не было: они гордо еще держали главу свою и питали тщетные надежды на свое возвеличение. Приводя о сем предуказание пророческое, он наводил их на мысль о том, что ожидает их вскоре, и тем чаял расположить к принятию благовестия не принявших еще его и к утверждению в вере в него принявших. Святой Златоуст, писавший Беседы свои по исполнении этой, предсказанной святым Давидом кары, //сличения// выи, останавливается вниманием паче на нем и в доказательство верности пророчеств, и в показание пагубности неверия. «Нужно ли здесь, говорит он, какое-либо толкование? Не ясно ли это и для самого малосмысленного? Еще прежде наших слов действительный опыт засвидетельствовал сказанное Пророком. Когда бывало, чтоб иудеи так легко пленяемы и одолеваемы были? Когда подвергались они такому рабству? Важнее же всего то, что сим бедствиям конца не будет, как заметил об этом Пророк. Ибо не просто сказал: **хребет их сляцай**, — но присовокупил: **выну**. Если же ты, иудей, утверждаешь, что бедствия кончатся, то суди о настоящем по прошедшему. Ты переселен был в Египет, но прошло двести лет, и, при всем твоем нечестии, Бог тотчас освободил тебя из сего рабства. По освобождении из Египта ты поклонялся тельцу, приносил сынов своих в жертву Ваал-Фегору (см.: [[old:chis:25:03|Чис. 25, 3]]), осквернил храм, погрузился во все роды порока, наполнил мерзкими жертвами горы, дебри, холмы, источники, реки, сады, убил Пророков, опрокинул жертвенники, вполне преуспел в злобе и нечестии; однако же Бог, предав тебя вавилонянам на семьдесят лет, опять извел в прежнюю свободу, возвратил тебе и храм, и отечество, и прежний образ пророчества. Даже и во время самого плена ты не был оставлен; но и там были у тебя Даниил и Иезекииль. После этого снова обратился ты к прежним порокам, предался распутству и при нечестивом Антиохе принял еллинские правила жизни. Но и тогда, три года или немного больше пробыв в подданстве у Антиоха, чрез Маккавеев воздвигли вы себе новые знаменитые победные памятники. Но теперь у вас нет ничего подобного, напротив, все пошло иначе. И что особенно удивительно, прежних пороков не видно, а наказание увеличивается, и нет никакой надежды на перемену вашего положения. Прошло не семьдесят, не сто и не двести лет, но триста (а ныне — 1800) и гораздо более; однако же неприметно и тени подобной надежды. И все это постигло вас тогда, как не служите идолам, не делаете ничего такого, на что отваживались прежде. Какая же тому причина? Та, что образ заменен истиною и закон исключен благодатию. Сие-то древле предрекая, Пророк сказал: **хребет их выну сляцай**. Примечаешь ли точность пророчества, как в нем предсказано неверие, обнаружено упорство, объявлен следующий затем суд и обозначена нескончаемость наказания?» Объяснив, что отвержение иудеев и принятие язычников в Царство Христово сообразно с данными обетованиями, и указав причину того в вере одних и неверии других, святой Павел вводит теперь сие событие в планы Божественного промышления о роде человеческом, чтоб таким образом окончательно успокоить умы и пресечь всякие на сей предмет недоумения. Но, делая это, он вместе с тем дает сильное внушение верующим из язычников — не небречь о явленной им милости — и утешает томящихся жалостию об иудеях предсказанием, что ослепление постигло Израиля только на время, после весь он обратится и спасется. «Так поступает Апостол для того, чтобы и иудеям, ввергнув их в отчаяние, не заградить путь к вере, и уверовавшим из язычников не дать повода к высокоумию, и они, возгордившись, не потерпели бы ущерба в вере. Мы должны не просто слушать то, что говорится, но вникать в мысль и намерение говорящего. Если с таким размышлением будем принимать каждое слово, то ни в одном не встретим затруднения. А в настоящем случае цель Апостола состоит в том, чтобы в уверовавших из язычников истребить высокоумие (а иудеям внушить, что они не совсем пали); ибо как язычники, научившись скромности, безопаснее пребудут в вере, так и иудеи, будучи выведены из отчаяния, охотнее приступят к благодати. Итак, обращая внимание на сию цель Апостола, выслушаем все сказанное им в настоящем месте» (святой Златоуст). //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 9-10 **И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им; да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда** **И Давид говорит** так: //да помрачатся глаза их, чтобы не видеть// ([[old:ps:068:23|Пс. 68:23-24]]). //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 9-10 **И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им; да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда** Так как они, говорит, непременяемы в злобе, то будут подвергнуты крайнему наказанию. **Трапеза их**, то есть все блага и забавы превратятся в противное; они будут уловляемы в сети и пойманы, сделавшись легко пленяемы и одолеваемы всеми и всегда имея в жизни своей соблазны и преткновения. А дабы видно было, что они потерпят это за грехи, сказал: **в возмездие**. Кроме того, от бедствий помрачились очи их, как душевные, так и телесные. И хребет их согбен, ибо они находятся в таком рабстве у римлян, которое никогда не кончится. Это значит слово **навсегда**, то есть они никогда не освободятся от рабства того. Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **И Давид глаголет: да будет трапеза их в сеть и в лов, и в соблазн и в воздаяние им** Апостол сказал: **«Да будет трапеза их сетью и тенетами в соблазн»**. Но слово «тенетами» не содержится в псалме, ни в наших списках Септуагинты, ни у евреев (прим. ред.: это утверждение Оригена не соответствует действительности). И опять-таки, в псалме стоит: //Да будет трапеза их сетью им// [[old:ps:068:22|(Пс. 68:22)]], а апостол не включил «им». Мы упомянули о порядке речи и о качестве приводимых Павлом свидетельств, чтобы показать в каждом случае, что авторитет апостола никоим образом не подтверждает верность еврейских списков и не всегда рабски следует словам толковников, но изъясняет смысл Писаний подходящими словами. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **И Давид глаголет: да будет трапеза их в сеть и в лов, и в соблазн и в воздаяние им** Павел потому проклинает трапезу злых людей, что за нею имеют обыкновение обманывать невинных, хитростью зазывая их на пир, чтобы там погубить. //**Толкование на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 9-10 **И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им; да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда** Под //трапезою// можно разуметь закон Моисея, который был предметом гордости еврейского народа. Этот закон, который евреи не поняли как должно, в котором они не захотели увидеть детоводителя людей ко Христу, жестоко отомстит им за это непонимание. Он, как тиран, будет мучить их, пугать и судить //(сеть, тенета, петля)//. Служение закону теперь будет навлекать на иудея только проклятие, и закон сделается для них невыносимым игом, бременем, под которым гнется спина обращенного в рабство пленника. Так наказаны иудеи за то, что отвергли Христа! Впрочем, этот суд над народом иудейским начался еще во время земной жизни Христа Спасителя ([[new:in:12:37|Ин. 12:37]] и сл.). См. также Толкование на [[new:rim:11:01#lopuxin_ap|Рим. 11:1]] [<10>]