[<10>] ====== Толкования на Рим. 11:15 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Аше бо отложение их примирение миру: что приятие разве жизнь из мертвых** См. Толкование на [[new:rim:11:13#svt_ioann_zlatoust|Рим. 11:13]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Аше бо отложение их примирение миру: что приятие разве жизнь из мертвых** Выставляется здесь причина заботы святого Павла о спасении иудеев. Предполагается некто спрашивающим: чего ради ты, святой Павле, так заботишься об иудеях, говоря: //аще како раздражу и спасу некия от них// [[new:rim:11:14|(Рим. 11:14)]]? Зачем такой подвиг? Нельзя, говорит, иначе, нельзя не заботиться и не подвизаться о них; понуждает меня к тому то, что если **отложение их примирение миру** и прочее. То есть — если то, что они отвергли веру и за то отвергнуты были сами, послужило к тому, что Бог примирил Себе мир (языческий) и разрушил средостение древней вражды, то сколько добра, и добра предивного, произойдет, когда они приложатся к вере и спасены будут? Если преткновение их послужило во спасение миру, — что будет, скажи мне, кто может, когда они восстанут, обратятся к вере и приняты будут Богом в прежнюю милость? Что другое, говорит, разве воскресение из мертвых? (см.: Фотий у Экумения). Можно приложить к сему сказанное блаженным Феодоритом: «ежели, говорит Апостол, и когда не веровали они, язычники приняты и освобождены от прежнего неведения; то явно, что если бы все они захотели уверовать, ничему иному не оставалось бы совершиться, как воскресению мертвых. Сие сказал и Господь: //и проповестся сие Евангелие Царствия у всех народов во свидетельство им; и тогда приидет кончина// (ср.: [[new:mf:24:14|Мф. 24, 14]])». Святой Златоуст обращает внимание на то, что неверие иудеев не причина веры язычников, а только повод, равно как уверование всех язычников не будет причиною принятия иудеев, а только поводом: причина же всего вера. Не будь веры у язычников, сколько бы ни отвергаемы были иудеи, не было бы от того для них никакой пользы, и наоборот. Он говорит: «не дивись, что Апостол приписывает иудеям случившееся по нужде (то есть принятие язычников, помимо воли иудеев). Ибо он так ведет речь, чтоб одних смирить, а другим подать совет. Между тем если б иудеи тысячу раз были отвергаемы, язычники же не показали веры, то последние никогда бы не спаслись. Сказанное Апостолом значит: ежели Бог, прогневавшись на иудеев, оказал столько милости другим, то чего не дарует, примирившись с ними? Но как воскресение мертвых не от принятия их, так не от них же нынешнее наше спасение. Напротив, они отвержены за свое неверие, а мы спасены своею верою и благодатию свыше. И все это не может принести им ни малой пользы, если не покажут надлежащей веры». //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо если отвержение их - примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых** Но, дабы не думали язычники, что если народу (Израильскому) дастся вход, то сами они отвержены будут и отринуты, - сказал: ибо, **если падение их примирением** было язычников, то также и **примирение (принятие)** их будет обещанною **жизнью**, которая после воскресения. //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **Ибо если отвержение их - примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых** Следует понять, что божественный апостол сказал это, строя речь с определенной целью: и уверовавших из язычников обучить скромности, и протянуть руку неверующим из иудеев, и указать на спасение через покаяние. И это яснее представлено в дальнейшем. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо если отвержение их - примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых** Если, говорит, прогневавшись на них, столько даровал другим, и сделал врагов друзьями, то чего не дарует, когда примет их? Тогда будет **жизнь из мертвых**, то есть нескончаемые блага; ибо на них указывает словом **жизнь**. Вместе с этим намекает и на нечто возвышеннейшее, именно на то, что как воскресение из мертвых будет зависеть не от принятия иудеев, так и спасение других будет зависеть не от них же, если те не будут иметь веры. Все это говорит, казалось бы, в пользу иудеев, подавая им освежающее питье, как часто поступают врачи с тяжко больными. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **Ибо если отвержение их - примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых** Вот почему Павел так сильно подвизался для обращения иудеев: пелена слепоты их со временем, когда грех оплачен будет, падет, так что они обретут свободу своей воли. //**Толкование на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо если отвержение их - примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых** **Жизнь из мертвых** (zwh ek nekrwn). Одни (Ориген, Златоуст, Феодорит и др.) понимают под этим новую жизнь в "будущем веке", какая начнется с воскресением мертвых; но с этим объяснением нельзя согласиться. В Ев. Матфея [[new:mf:24:14|(24:14)]] и в [[new:1kor:15:23|1 Кор. 15:23,]] где идет речь о начатии нового века, ничего об обращении Израиля, как сигнал к этому "началу", не говорится. И потом, к чему бы Апостол поставил здесь слово zwh, когда он для обозначения понятия о новой жизни употребляет другое слово - anastasiV (//воскресение//)? Другие понимают (Феофилакт) под //жизнью из мертвых// тот расцвет христианской жизни, какой будет иметь место со вступлением в лоно Церкви полноты еврейского народа. Но у Ап. Павла нет следов представления, что предваряющее этот великий факт состояние христианской Церкви должно быть каким-то омертвением. Напротив, повсюду у него проходит мысль о том, что и среди христиан из язычников духовная жизнь бьет ключом... Проще и правильнее видеть здесь обозначение совершенно полного раскрытия спасения, принесенного Христом. Принятие иудейского народа в лоно Церкви Христовой образует собою заключение к истории домостроительства человеческого спасения, подобно тому, как прославление тела, какое совершится у людей при воскресении из мертвых, образует заключение благодатного о них примышления Божия. См. также Толкование на [[new:rim:11:11#lopuxin_ap|Рим. 11:11]] [<10>]