[<10>] ====== Толкования на Рим. 11:22 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 22-32 **Виждь убо благость и непощадение Божие: на отпадших убо непощадение, а на тебе благость Божия, аще пребудеши в благости: аще ли же ни, то и ты отсечен будеши. И они же, аще не пребудут в неверствии, прицепятся: силен бо есть Бог паки прицепити их. Аще бо ты от естественныя отсечен дивия маслины, и чрез естество прицепился еси к добрей маслине: кольми паче сии, иже по естеству, прицепятся своей маслине; не бо хощу вас не ведети тайны сея, братие, да не будете о себе мудри, яко ослепление от части Израилеви бысть, дондеже исполнение языков внидет, и тако весь Израиль спасется, якоже есть писано: приидет от Сиона избавляяй, и отвратит нечестие от Иакова: и сей им от Мене завет, егда отыму грехи их. По благовествованию убо, врази вас ради: по избранию же, возлюблени отец ради. Нераскаянна бо дарования и звание Божие. Якоже бо и вы иногда противистеся Богови, ныне же помиловани бысте сих противлением: такожде и сии ныне противишася вашей милости, да и тии помиловани будут. Затвори бо Бог всех в противление, да всех помилует** **Виждь убо благость и непощадение Божие: на отпадших убо непощадение, а на тебе благость, аще пребудеши в благости, аще ли же ни, то и ты отсечен будеши.** (Апостол) не сказал: видишь заслуги свои, видишь труды свои, но: видишь человеколюбие Божие, показывая этим, что все совершено благодатию свыше, и располагая тебя к трепету. Самое основание похвалы заставляет тебя бояться. Владыка стал к тебе милостив, потому и бойся, - ведь блага не остаются у тебя неотъемлемыми, если ты сделаешься нерадив; равно как и для иудеев не неотвратимо зло, если они переменятся. И ты будешь отсечен, говорит (апостол), если не пребудешь в вере. **И они же, аще не пребудут в неверствии, прицепятся** [[new:rim:11:23|(ст. 23)]], потому что не Бог отсек их, но они сами отломились и отпали. И прекрасно сказал (апостол): отломились. Бог никогда их так не отвергал, хотя они согрешали многократно и во многом. Замечаешь ли, какова сила свободы и какова власть воли? Ничто не остается без изменения, ни твое благо, ни его зло. Видишь ли, как (апостол) и восстановил отчаивающегося иудея, и смирил самонадеянного язычника? И ты, иудей, слыша о строгости, не приходи в отчаяние; и ты, язычник, слыша о благости, не надейся на себя. Бог не пощадил тебя и отсек для того, чтобы ты пожелал возвратиться; а тебе оказал благость для того, чтобы ты пребывал: не сказал (апостол) - в вере, но - **в благости**, т.е. чтобы ты делал достойное Божия человеколюбия, потому что требуется не одна вера. Замечаешь ли, как (апостол) не позволяет одним лежать, а другим высокомудрствовать, но первых возбуждает к соревнованию, на примере язычников показывая иудею возможность снова стать на их месте, так же, как язычник наперед занял место иудея? Чтобы язычники не превозносились пред иудеями, (апостол) устрашает их примером иудеев и тем, что с ними случилось, а иудею внушает смелость тем, что сделано для эллина. И ты будешь отсечен, говорит (апостол) язычнику, если вознерадишь. И иудей отсечен, но он прицепится, если постарается, потому что и ты прицепился. И вполне разумно (апостол) обращает всю речь к язычнику, как он обыкновенно и всегда делает, исправляя слабых ударом, наносимым более сильным. То же самое он делает и в конце послания, рассуждая о разборчивости в яствах. Потом он доказывает то же самое не только будущим, но и прошедшим, так как это сильнее убеждает слушателя. И намереваясь соблюсти бесспорную последовательность суждений, он прежде всего предлагает доказательство на основании всемогущества Божия. Хотя иудеи отсечены и отвержены, и другие заступили их место, но ты, при всем том, не отчаивайся. **Силен бо есть Бог**,- говорит он, - **паки прицепити их**, так как Он производит и то, что сверх надежды. Но если ты ищешь ряда событий и последовательности заключений, то на себе самом имеешь вполне достаточный пример. **Аще бо ты**,- говорит (апостол), - **от естественныя отсечен дивия маслины, и чрез естество прицепился ecu к добрей маслине, кольми паче cиu, иже по естеству, прицепятся своей маслине** [[new:rim:11:24|(ст. 24)]]? Если вера смогла произвести то, что не по природе, тем более произведет то, что согласно с природой. Если язычник, отсеченный от естественных своих родителей, не по природе присоединился к Аврааму, тем более можешь ты получить свое собственное. Язычнику по природе свойственно зло, так как он по природе и был дикой маслиной; добро же не в его природе и не по природе он прицепился к Аврааму. А тебе, напротив, по природе свойственно добро; ты, если захочешь возвратиться, утвердишься не на чужом, как язычник, а на собственном корне. Итак, можешь ли ты быть достоин какого-либо извинения, когда для язычника стало возможным то, что не в его природе, а ты оказался не в силах сделать то, что в твоей природе, и даже погубил это? Затем, так как (апостол) сказал: **чрез естество**, и: **прицепился ecи**, то, чтобы ты не подумал, что иудей имеет пред тобою некоторое преимущество, он опять устраняет такое заключение, говоря, что и иудей привьется. **Кольми паче cии**, - говорит он, - **иже по естеству, прицепятся своей маслине?** И еще: **силен Бог прицепити их.** И выше сказал: **аще не пребудут в неверствии, прицепятся.** А всякий раз, как слышишь, что (апостол) постоянно употребляет выражение: **чрез естество** и: по естеству, не подумай, что он разумеет здесь эту непреложную природу, но этими наименованиями он означает как сообразное и соответствующее, так и несообразное природе. Добрыми и злыми бывают не естественные действия, а только действия ума и воли. Заметь же, как (апостол) смягчает речь свою. Сказав язычнику, что он будет отсечен, если не пребудет в вере, а также иудеям, что и они привьются, если не пребудут в неверии, (апостол), умолчав о более неприятном, упоминает только о более приятном и на этом оканчивает свою речь, подавая иудеям большие надежды, если только они сами пожелают. Потому и продолжает так: **не бо хощу вас не ведети тайны сея, братия, да не будете о себе мудри** [[new:rim:11:26|(ст. 26)]]. Тайной называет он здесь неизвестное и сокровенное, в чем много и чудесного, и непонятного. Так и в другом месте говорит: //се тайну вам глаголю: вcu бо не успнем, вcu же изменимся// [[new:1kor:15:51|(1 Кор. XV, 51)]]. В чем же состоит эта тайна? **Яко ослепление от части Израилеви бысть.** Здесь опять наносит удар иудею, хотя, по-видимому, унижает и язычника. Разумеет же он под этим то же, что говорил и выше, именно, что не со стороны всех иудеев было неверие, а лишь со стороны части, как он и говорил: //аще ли кто оскорбил мене, не мене оскорби, но от части, да не отягчу всех вас// [[new:2kor:02:05|(2 Кор. II, 5)]]; и в другом месте: //аще вас прежде от части насыщуся// [[new:rim:15:24|(Рим. XV, 24)]]. Так и здесь он выражает то же, о чем говорил выше: //не отрину Бог людей Своих, ихже прежде разуме//, и еще: //еда согрешиша, да отпадут? Да не будет.// И здесь он подтверждает это именно, что не целый народ отвержен, но многие уже уверовали или должны уверовать впоследствии. А так как он возвестил о важном, то приводит в свидетели пророка, говорящего то же. Что произошло ослепление, (апостол) не представляет свидетельства, так как это для всех очевидно, а что иудеи уверуют и спасутся, он опять указывает на Исаию, который восклицает и говорит: **приидет от Cиoнa избавляяй, и отвратит нечестие от Иакова** [[new:rim:11:26|(ст. 26)]]. Потом, указав на знамение спасения, чтобы кто-нибудь не отнес и не приложил его ко временам прошедшим, говорит: **и сей им от Мене завет, егда отыму грехи их** [[new:rim:11:27|(ст. 27]], срав. [[old:is:59:20|Ис. LIX, 20, 21]]; [[old:is:27:09|XXVII, 9)]]. Не тогда совершится это, когда они будут обрезываться, приносить жертвы, совершать и прочие законные дела, но когда получат отпущение грехов. А если это предвозвещено и еще не исполнилось на иудеях, которые еще не получили отпущения грехов посредством крещения, то несомненно исполнится. Потому (апостол) и присовокупил: **нераскаянна бо дарования и звание Божие** [[new:rim:11:29|(ст. 29)]]. Но не этим одним он утешает их, а и тем, что уже случилось, и при этом случившееся впоследствии ставит как происшедшее раньше, говоря так: **по благовествованию убо врази вас ради, по избранию же возлюблени отец ради** [[new:rim:11:28|(ст. 28)]]. Чтобы язычник не гордился, говоря: "вот я пред тобою, говори мне не о том, что может случиться, но что уже случилось", (апостол) удерживает его от этого, говоря: **по благовествованию убо врази вас ради.** Так как вы были призваны, то они сделались упорнее. Однако же Бог и при этом не пресек вашего призвания, но ожидает, пока войдут все, имеющие уверовать из язычников, и тогда уже придут и иудеи. Потом (апостол) дарует иудеям еще новое утешение, говоря: **по избранию же возлюблени отец ради.** Что же это такое? Где враги, их ожидает наказание, а где возлюбленные, им добродетель предков не принесет никакой пользы, если они не уверуют. Впрочем, как я заметил прежде, (апостол) не перестает утешать их словами, чтобы привлечь. Потому, раскрывая сказанное выше и иным путем, он продолжает: **якоже бо и вы иногда противистеся Богови, ныне же помиловани бысте сих ради противления: такожде и cиu ныне противишася вашей милости, да и mиu помиловани будут. Затвори бо Бог всех в противление, да всех помилует** [[new:rim:11:30|(ст. 30-32)]]. Здесь (апостол) показывает, что прежде были призываемы язычники, а потом, когда они не захотели, избраны иудеи, и что впоследствии опять случилось то же самое: так как иудеи не захотели веровать, то снова были призваны язычники. Но (апостол) не останавливается и на этом и все обращает не к тому, что иудеи отвержены, а к тому, что и они опять будут помилованы. Смотри: он язычникам дает столько же, сколько прежде дал иудеям. Так как вы, язычники, говорит (апостол), были некогда непослушны, то пришли иудеи; и опять, так как они стали непослушными, пришли вы. Однако же они не совсем погибнут, потому что **Бог затвори всех в противление**, то есть всех обличил, показал непослушными, не для того, чтобы остались непослушными, но для того, чтобы упорством одних спасти других: иудеев чрез язычников и язычников чрез иудеев. Смотри же: вы были непослушны, и они спаслись; потом они стали непослушными, и вы спасены, но спасены не для того, чтобы снова удалиться, подобно иудеям, но для того, чтобы и их привлечь, побудив к соревнованию. //**Гомилии на Послание к Римлянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Виждь убо благость и непощадение Божие: на отпадших убо непощадение, а на тебе благость Божия, аще пребудеши в благости: аще ли же ни, то и ты отсечен будеши** Два пред очами твоими примера — пример благости Божией и пример Божия непощадения, то есть строгого осуждения и отвержения виновных. Не уверовали иудеи, не покорились в сем воле Божией, отпали чрез то от рода избранных сынов Божиих, — и Бог не пощадил их, не посмотрел, что они таких имеют отцов по плоти и что Сам Он столько иждил на них попечения, а как только сделались они недостойными Его благости упорным неверием своим, тотчас отверг их и лишил Своей милости. Ты уверовал смиренно и благопокорливо, — и благость Божия излила на тебя все блага, предопределенные таковым. И блага сии навсегда пребудут твоим достоянием, если ты до конца жизни будешь держать себя достойным Божия человеколюбия и чрез то пребывать в благости Божией. Но «если не будешь так поступать, то будешь отсечен и ты» (блаженный Феофилакт). Не жди пощады; пример пред глазами. Святой Златоуст говорит: «не сказал Апостол: виждь заслуги свои, **виждь** труды свои, — но: виждь человеколюбие Божие. Сим показывает тебе, что все совершено благодатию свыше, и приводит тебя в трепет. Самый предлог к тщеславию заставляет тебя бояться. Владыка стал к тебе милостив, потому и бойся. Как у тебя не неотъемлемы блага, если вознерадишь, так и для иудеев не неотвратимо зло, если переменятся». //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен** Итак, как вкусил ты в призвании своем **благость** Божию, так вкусишь ты и **строгость Божию** (какую проявил Он) к отпавшему народу; (вкусишь благость Божию при том условии)** если пребудешь** ты в этой вере, иначе **и ты будешь отсечен**. //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 22-23 **Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен. Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их** Не сказал; **видишь** заслугу свою, но: **благость Божию**; ибо все есть дело благодати Божией. И пребывать старайся - не сказал: в вере, но: **в благости**, то есть до конца жизни делай достойное человеколюбия Божия. Если не будешь поступать так, то будешь отсечен. Так и иудеи были бы привиты, если бы не продолжали оставаться в неверии; ибо не Бог сначала отсек их, но они сами по себе отпали и отсеклись неверием своим. Говоря, что //Бог не пощадил//, имеет в виду, что Бог не милует иудеев, но почитает их недостойными общения и общества святых предков. Весьма мудро устрашает Павел язычника тем, что случилось с иудеями, а иудею примером случившегося с язычниками внушает смелость привиться верой и обнадеживает его упованием на могущество Божие. Силен, говорит. Бог привить их; Он делает все, что превышает надежды наши. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен** Павел свидетельствует, что Бог благ к язычникам, потому что - хотя они и поклонялись идолам, и достойны были погибели - Он терпеливо ждал их, и хотя они Его не искали, Он призвал их и простил им грехи. А к иудеям Бог строг и даже ослепил их, ибо они отвергли дар Божий. Здесь Павел имеет в виду тех иудеев, которые за зломыслие свое ослеплены навечно. Потому и говорит он, что они пали. Другие же, о которых я упоминал выше, не пали, хотя и согрешили, и Павел показывает, что они ослеплены временно. Но Бог был строг к тем, кто ослеп навсегда и стал отступником. //**Толкование на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 22-24 **Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен. Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их. Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине** Апостол повторяет в заключение своей речи об отношении христиан из язычников к иудейскому народу, что Бог, с одной стороны, благ, а с другой - строг к грешникам. Пусть читатели послания постараются закрепить за собою добрым своим поведением благость Божию. С другой стороны, Апостол обещает иудеям, что Бог в отношении к ним преложит гнев Свой на милость, как скоро они поборят свое неверие по отношению ко Христу. Это изменение в положении народа еврейского тем вероятнее, что между этим народом и Царством Божиим (маслиной) существует внутреннее сродство. См. также Толкование на [[new:rim:11:11#lopuxin_ap|Рим. 11:11]] [<10>]