[<10>] ====== Толкования на Рим. 11:36 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Яко из Того и Тем и в Нем всяческая. Тому слава во веки. Аминь** См. Толкование на [[new:rim:11:33#svt_ioann_zlatoust|Рим. 11:33]] ===== Свт. Григорий Нисский ===== **Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь** Кто, веруя, что он живет «**из Него**, через Него и в Нем», осмелится представить Того, Кто содержит в Себе жизнь каждого, в качестве свидетеля жизни, которая Его не отражает? //**О христианском совершенстве.**// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь** **Из Него** - означает начало и происхождение всей субстанции, то есть появление из воли и власти Его. Всё из Его воли начало быть, ибо Один Бог Отец, от Которого всё. **Им** - означает продолжение; **к Нему** - завершение. //**Шестоднев.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Яко из Того и Тем и в Нем всяческая. Тому слава во веки. Аминь** «Сам изобрел, Сам сотворил, Сам поддерживает, потому что богат и не имеет нужды брать у другого; потому что премудр и не нуждается в совете» (святой Златоуст). «Он Сам есть источник всего: это значит: **из Того**. Он и Творец всего: это значит: Тем. Он и поддержка всего: это значит: **в Нем**. Все имеет начало от Него, и Им сотворено, и все стоит и держится, опираясь на Нем, как на основании каком» (блаженный Феодорит). Святой Василий Великий этим местом доказывает Божество Святого Духа, относя к Нему слово: **в Нем**, — **Тем** — //к// Сыну Божию, — а: **из Того** — к Богу Отцу, Кои совмещены в едином имени — Господь и Бог, как Единосущные и Равнопоклоняемые. «В словах: **из Того и Тем и в Нем всяческая** — в единое имя соединены отличительные свойства Отца и Сына и Святого Духа. Ибо Один Бог, от Которого всё; и Один Господь Иисус Христос, Которым всё; Один также Дух Святой, в Котором всё, как сказано: //вы несте во плоти, но в дусе, понеже Дух Божий живет в вас// [[new:rim:08:09|(8, 9)]]. Почему сказанное: //в Боге живем и движемся и есмы// (ср.: [[new:act:17:28|Деян. 17, 28]]) — ясно выражает отличительное свойство Духа в Боге. Тварь содержится, живет и существует, конечно, не тварию, которая сама имеет нужду в поддержке силою Сотворшего; конечно, не действием твари прославляется Бог, когда о Нем Самом говорится, что: //в Нем живем, движемся и есмы//; но действительно Божеский Дух всё, что от Бога и что чрез Сына, поддерживает в бытии. Посему приобщающимся Его дарует продолжение бытия. И в Нем снова живем мы, которые прежде, чрез удаление от Него, стали растленны». **Тому слава!** «У Павла в обычае заканчивать речь благодарением, когда говорит он о чем-нибудь важном. Так поступает он теперь. Так как он исполнился изумления благости, премудрости, ведению и способам домостроительства Божия, то и славословит наконец Бога, научая тем и нас благодарить Бога за великие блага и прославлять Его словами и жизнию» (блаженный Феофилакт). «Ибо Сам Он все сотворил, Сам продолжает править творением. К Нему надлежит обращать всем взоры, принося благодарение за то, что имеют в настоящем, и прося промышления о последующем. Ему же должны мы воссылать и подобающее славословие» (блаженный Феодорит). //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.** Потому что все **от (из) Него** дается, **и чрез Него **совершено** все**. И за то и другое **Ему слава** и хвала** во веки веков. Аминь**. //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Прп. Иоанн Дамаскин ===== **Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь** Итак, все сущее пребывает в Нем. Не только потому, что Он произвел его из небытия к бытию, но и потому, что Его действием удерживается и сопрягается все Им сотворенное. Но живые существа - более прочих, ибо они участвуют в благе как бытием, так и жизнью; разумные же существа - не только вышеназванным способом, но и - в наибольшей степени - разумом. Ибо они ближе других стоят к Богу, хотя Он и несравненно превосходит все сущее. //**Изложение веры.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь** Бог есть Начало, Середина и Конец сущих, так как Он является действующим, а не претерпевающим. Он также есть и все то, чем именуем Его мы. Ибо Бог есть Начало как Творец, Он — Середина как Промыслитель и Конец как Описание. Ибо [Апостол] говорит **Все из Него, Им и к Нему**. //**Главы о богословии.**// ===== Блаж. Августин ===== **Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь** Здесь обозначается сама Троица - когда апостол говорит: **Ибо все из Него, Им и к Нему**. //**О вере и символе веры.**// ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь** Он Сам сотворил все и Сам управляет происходящим. На Него подобает всем взирать, принося благодарность за то, что уже есть, и прося о попечении в будущем. Ему же следует и возносить надлежащее славословие. Божественный же апостол этим показал, что ему неведомо различие выражений «от Которого» и «Которым», что будто бы первое, как означающее нечто большее, подобает Отцу, а второе, говорящее о чем-то меньшем, подходит Сыну. Ибо он оба их применил к одному лицу. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь** **Ибо все из Него, Им и к Нему.** Он сам есть источник всего: это значит: **из Него**. Он и поддержка всего: это значит: **Им**. Все имеет начало от Него, и Им сотворено, и все стоит и держится, опираясь на Нем, как на основании каком. **Ему слава во веки, аминь.** У Павла в обычае заканчивать речь благодарением, когда говорит он о чем-нибудь важном. Так поступает он и теперь. Так как он исполнился изумления благости, премудрости, ведению и способам домостроительства Божия, то и славословит наконец Бога, научая тем и нас благодарить Бога за великие блага и прославлять его словами и жизнью. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь** **«Ибо все из Него, Им и в Нем»**. Видишь, как в самом конце Павел показал, что все, сказанное им выше, означает таинство Троицы. Сказанное апостолом в этом месте: **«Ибо все из Него, Им и в Нем»**, согласуется с его же высказываниями, сделанными им в других местах, где он говорит: //Один Бог Отец, от Которого все, и один Господь наш Иисус Христос, Которым все// [[new:1kor:08:06|(1 Кор. 8:6)]], а также утверждает, что все открывается в Духе Божием, показывая этим, что провидение Троицы есть во всем. Так и в данном месте, говоря: Бездна богатства, он обозначает Отца, от Которого, по его словам, все, и показывает бездну премудрости Христа, Который есть Премудрость Его, и провозглашает бездну знания Духа Святого, Который знает даже глубины Божии. Когда же он говорит: **Из Него**, то указывает на само наше бытие; а **Им** - что мы управляемся Его провидением; **«в Нем»** же - что совершение и окончание всего будет в Нем тогда, когда Бог будет «все во всем». И тогда **Ему слава во веки, аминь**. **Во веки** потому, что совершение всего не заключается в одном веке, но простирается на многие, и едва ли когда-либо ожидается его исполнение. Он присовокупляет и **аминь**, чтобы мы понимали, что через Него нужно идти к тому блаженству, о котором написано в Апокалипсисе: //Так говорит Аминь// [[new:otkr:03:14|(Откр. 3:14)]]. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ---- Наш Павел говорит: **«От Него и Им, и для Него все»**, представив начало существования всего через **«от Него»**, сохранение - словом** «Им»** и конец - через //«для Него»// (см. [[new:evr:09:14|Евр. 9:14]]). //**Против Цельса.**// ===== Амвросиаст ===== **Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь** Павел говорит: **Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки**. Сказав это, он открыл скрытый для мира смысл. Бог - творец всего (ибо сотворил то, чего не было), потому все из Него. А поскольку все из Него через Сына Его, Который имеет ту же субстанцию, то Его помышление есть промышление Отца. Поскольку Отец действует через Сына, то все - **Им**. А так как все, что от Бога и через Него, затем снова рождается в Духе Святом, то все - **к Нему**, ибо и Дух Святой от Бога Отца, почему Он и знает, что в Боге. Так что и в Духе Святом Отец, ибо что от Бога Отца, то не может быть отличным от Бога Отца. **Ибо все из Него, Им и к Нему**. Так что то, что **из Него, Им и к Нему** и что пришло в бытие, знать смысл и замысел Его не может. Он Сам знает все, потому что все остальное в Нем. Здесь Павел открыл мистерию Бога, которая, как он сказал выше, не должна быть сокрыта от римлян. //**Толкование на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь** См. Толкование на [[new:rim:11:33#lopuxin_ap|Рим. 11:33]] [<10>]