[<10>] ====== Толкования на Рим. 12:8 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Аще утешаяй, во утешении: подавали, в простоте: предстояй, со тщанием: милуяй, с добрым изволением** В подаянии Павел ищет простоты (см. [[new:2kor:09:07|2 Кор. 9:7-9]]), и в милости - веселия, и в защите - старания. Ведь он хочет, чтобы мы помогали нуждающимся не только деньгами, но и словами, и делами, и телом, и всем остальным. //**Гомилии на Послание к Римлянам.**// См. Толкование на [[new:rim:12:07#svt_ioann_zlatoust|Рим. 12:7]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Аще утешаяй, во утешении: подаваяй, в простоте: предстояй, со тщанием: милуяй, с добрым изволением** Если ты **утешаяй** — получил дар утешения, то пребывай в **утешении** других. Утешение, παράκλησις, — двоякое может иметь значение, — или утешение в скорби, умиротворение и успокоение смущенного сердца, или убеждение к доброй жизни, упорядочение нравственной стороны. То и другое может исправлять один и тот же дар по однородности дела и одинаковости требуемого к исправлению его настроения. Почему и здесь то и другое можно разуметь, как и делают наши толковники. Блаженный Феодорит под «утешением разумеет убеждение к добродетели»; а блаженный Феофилакт — успокоение скорбящего сердца, говоря: «и утешение есть особый вид учения. Ибо учением называется вообще рассуждение о всяком предмете, а утешением собственно то, когда кто успокоивает словом души, возмущенные скорбию или гневом. Итак, утешающий, говорит, пусть пребывает в утешении, делая свое дело, и не превозносится пред другим». В Апостольские времена были в Церкви особые чины Пророков и учителей, кроме Апостолов, и особые чины служащих по церкви. Но был ли особый чин утешающих и на путь правый наставляющих? Верно, был, когда о даре к тому особо говорит Апостол. Их делом могло быть смотрение за нравственностию и уговаривание неисправных исправиться, прежде чем возьмется за сие власть церковная. — Не след ли сего чина есть ό ευταξίας — смотрящий за благочинием в церкви? **Подаваяй, в простоте**. Если ты **подаваяй** — получил дарование экономства и приставлен к раздаванию потребного нуждающимся от лица Церкви; то подавай **в простоте**, то есть не подозревая того, кто предъявляет свои нужды, в лукавстве, а в простоте сердца веря его слову, что точно он нуждается так, как говорит, — или в простоте сердца подавай ему, не скупясь, не жалея, сердцем широким. В первенствующей Церкви общества христианские содержали своих бедных, и для того каждый по силе жертвовал в общую церковную экономию от имения своего, что кто мог и чем усердствовал. Для раздаяния пособий избирались особые способные к тому лица. В Иерусалимской Церкви Апостолы избрали на то семь диаконов. Так, надо полагать, делалось и во всех Церквах. Потом, когда диаконы отошли на прислуживание при совершении таинств, для раздаяния потребного нуждающимся избирались особые экономы, на попечении которых были все бедные, вдовы, сироты, больные и все всякого рода нуждающиеся. Что умение вести такого рода дела есть особое дарование, это всякий знает по всегдашним опытам. Об этом даровании и говорит здесь Апостол, но не как о естественной способности, а как о благодатном даре, давая разуметь, что такого рода дарование проявлялось тогда в лицах, которые естественно не выказывали к тому особого предрасположения. Но если и предполагать в ином подобное предрасположение, все надо полагать, что благодать Божия, пришедши, вызывала, возвышала и направляла его. Полагать, что здесь Апостол разумеет особый дар — распоряжаться церковным имением — заставляет то, что сей: **подаваяй** — стоит у него между: //учай// — и: **утешаяй**, — с одной стороны, и: **предстояй**, — с другой, — то есть в ряду чинов, ведущих благообразные порядки по церкви. Наши толковники говорят при сем более о том, с какими расположениями должно подавать нуждающимся, — так, однако ж, что все сказанное ими может относиться не к общей только добродетели подавания милостыни, но и к особым экономам церковным. Вот слова их: святого Златоуста: «не довольно еще того, чтобы подать, но надо подать нескудно; ибо сие разумеется везде под словом: //простота//»; блаженного Феодорита: «**подаваяй, в простоте**, — не славу себе от других уловляя, но удовлетворяя потребности нуждающегося и не рассуждая, достаточно ли будет или недостаточно для себя, но полагаясь на Бога и щедро делая подаяние»; блаженного Феофилакта: «сказав об учении и утешении, то есть о том, что относится к попечению о душах, теперь говорит о телесном, как занимающем второе место. //Простотою// называет щедрость; следовательно, учит раздавать со щедростию. Ибо никакая добродетель не бывает добродетелию, если совершается ненадлежащим образом. Так и девы хотя имели елей, но имели его недостаточно, почему и отвержены (см.: [[new:mf:25:01|Мф. 25, 1 — 12]])». Все сии наставления могут идти к раздаятелям как своего, так и церковного имущества. **Предстояй, со тщанием**. Если ты предстоятель, веди дело предстоятельства со тщанием. Апостолы, где ни насаждали веру, везде поставляли священников или и епископов с рукоположением, чтоб они управляли образовавшимся христианским обществом, или Церковию, во всем касающемся веры и спасения. Были назначаемы предстоятели и для каждого собрания верующих. Храмов пока не было; собирались в домах. Если общество верующих было велико, то собирались не в одном доме. Для каждого такого собрания был особый предстоятель с полною властию предстоятельства. Это было зачало многих приходов в одном месте жительства — городе, местечке или большом селе. Всякому такому предстоятелю, и большому, и малому, заповедует Апостол предстоять со тщанием. Куда весть и направлять и как действовать, было известно. Не ленись только, и все будет идти добре. Это то же, что внушал святой Павел и святому Тимофею: //не неради о своем даровании живущем в тебе, еже дано тебе бысть пророчеством с возложением рук священничества// [[new:1tim:04:14|(1 Тим. 4, 14)]]. «Не довольно быть начальником, но надобно начальствовать с рачением и усердием» (святой Златоуст). «Тому, кто получил попечительное о братиях настоятельство, надлежит вместе с властию восприять и тщательную о них заботу, чтоб начальствуемые им преуспевали и ему иметь в них плод и для себя самого» (Амвросиаст). **Милуяй, с добрым изволением**. — **С добрым изволением**, εν ίλαρότητι, — что выразить вполне следует так: с радостным сердцем и веселым лицом, — радушно. Но кто сей **милуяй**? Поелику он стоит в ряду лиц строящих и держащих порядки в христианском обществе, то и под ним пригожее разуметь какой-либо чин. Может быть, это пекущийся о больных. Он вместе с **подаваяй** и **утешаяй** залечивали все раны верующего общества, кто пособием, кто словом, кто попечением о здоровье. И тем надо быть радушными, но паче их ходящему за больными. Но может быть, Апостол перечисление чинов церковных и особых дарований для них кончил предыдущим: **предстояй, со тщанием**, — а с сего слова начинает предписывать общие всем христианам добродетели, поставляя на первом месте радушную милостивость к нуждающимся. Наши толковники разумеют здесь общую добродетель милосердия. Святой Златоуст говорит о сей добродетели пространно: «мало оказывать милосердие, но надобно делать сие нескудно и без скорби; или, лучше сказать, не только без скорби, но еще с веселым и радостным духом. Ибо не одно и то же не быть печальным и радоваться. То же самое с великим тщанием доказывал Павел и в Послании к Коринфянам. Ибо, побуждая их к щедрости, говорил: //сеяй скудостию, скудостию пожнет; а сеяй о благословении, о благословении и пожнет// (ср.: [[new:2kor:09:06|2 Кор. 9, 6]]) и, научая, с каким расположением должно оказывать щедрость, присовокупил: //не от скудости, ни от нужды// (ср.: [[new:2kor:09:07|2 Кор. 9, 7]]). В оказывающем милосердие должно быть то и другое, и щедрость, и веселое расположение. Для чего плачешь, подавая милостыню? Зачем тужишь, оказывая милосердие, и чрез то лишаешься плода заслуг своих? Ежели тужишь, то нет в тебе милосердия; напротив, ты жесток и бесчеловечен. Ежели сам тужишь, то как можешь ободрить того, кто в горе? Нелегко сделать, чтоб в нем не родилось худого подозрения, когда подаешь ему и с радостию; потому что человеку кажется всего унизительнее принимать что-нибудь от другого. Ежели ты особенною веселостию своего расположения не отвратишь подозрения и не покажешь, что сам одолжаешься больше, нежели одолжаешь; то, скорее, уронишь, чем восстановишь приемлющего. Посему Апостол говорит: **милуяй, с добрым изволением**. Кто с печальным лицом получает царскую власть? Кто остается с потупленными взорами, получив прощение грехов? Смотри не на трату денег, но на плоды сей траты. Ежели сеятель радуется, хотя и наудачу сеет; тем более должен радоваться делатель неба. Если и малое дашь с радостию, дашь много. Равным образом, если ты и много подал, но с прискорбием; то из многого сделал мало. Так две лепты вдовицы (см.: [[new:mk:12:41|Мк. 12, 41 — 44]]) превзошли многие таланты, потому что ее расположение было не скудно. Скажешь: как может подавать с радушием, кто сам живет в крайней бедности, у кого истощено все? Спроси вдовицу, у нее научишься, как это можно, и узнаешь, что не от бедности происходит душевное беспокойство, но что собственная воля производит как сие, так и все противное. Можно и в бедности быть великодушным, и при богатстве малодушествовать. Посему Апостол требует при подаянии простоты, при милосердии радушия, при начальствовании рачения. Он желает, чтобы мы помогали нуждающимся не только деньгами, но и словами, делами, телесным трудом и всем прочим. И, сперва упомянув о главном роде вспоможения, — учением, советами, — которые тем нужнее, что служат пищею душе, потом уже переходит к вспоможению деньгами и всем прочим». Указав, как должны действовать лица, заправляющие делами христианского общества, пишет теперь Апостол: //Любы нелицемерна: ненавидяще злаго, прилепляйтеся благому// [[new:rim:12:09|(Рим. 12:9)]]. //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием** См. Толкование на [[new:rim:12:06#prp_efrem_sirin|Рим. 12:6]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием** **Увещатель ли, увещевай.** И увещание есть вид учения. Ибо учением называется вообще рассуждение о всяком предмете, а увещанием собственно то, когда кто успокаивает словом души, возмущенные скорбью или гневом. Итак, увещатель, говорит, пусть пребывает в увещании, делая свое дело, и не превозносится перед другим. **Раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием.** Сказав об учении и увещании, то есть о том, что относится к попечению о душах, теперь говорит о телесном, как занимающем второе место. //Простотой// называет щедрость; следовательно, учит раздавать с щедростью. Ибо никакая добродетель не бывает добродетелью, если совершается ненадлежащим образом. Так и девы, хотя имели елей, но имели его недостаточно, почему и отвержены. И начальник должен проходить служение свое тщательно и неленостно. Начальствовать же значит вспомоществовать тому, кто требует помощи, словом и делом. Так как сказал о раздаянии имущества, а имуществом изобилуют не все, то присовокупляет: будь предстоятелем другим образом, и помогай нуждающимся, только со тщанием. **Благотворитель ли, благотвори с радушием** Выше сказал, что должно раздавать в простоте или с щедростью. Но многие дают хотя много, однако принужденно и со скорбью, поэтому учит, что щедрость должна быть без скорби, даже с удовольствием и радостью. Ты должен радоваться, что за малую цену получаешь небо; пойми же, какое различие между раздающим и благотворящим. Раздает тот, кто подает подаяние из полученного от другого, а благотворит тот, кто подает из своего достояния. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием** Увещание есть разновидность учения и того слова, которым сокрушенные души просвещаются в божественном Писании посредством благоразумно приспособленного и сведенного воедино собрания речей. Ибо случается, что душу, отчаявшуюся из-за избытка терзаний, нелегко утешить и ободрить словами, пусть даже кроткими и мягкими. Если же обратиться к такому человеку с речью, исполненной благодати Божией, тогда она проникнет ему в сердце, доставит утешение и пробудит надежду, изгоняя отчаяние, согласно сказанному через пророка Господом: //«Священники, говорите к сердцу Иерусалима»// [[old:is:40:02|(Ис. 40:2)]]. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием** **Увещатель** обретает помощь таким же образом, как сказано выше, и приготавливается помощью Духа принять благодать для увещания. Ведь он побуждает братьев к добру, а неверующих - к вере. **Раздавай в простоте**. Это Павел говорит тому, кто с доброй душой раздает помощь, а Дух заботится о том, чтобы он не перестал помогать в простоте... Тот же, кто заботится о братьях своих, обретает заботливость и авторитет сообразно вере своей - дабы полезен был в том, в чем привычен, и имел плоды в тех, над кем начальствует. Так же и тот, кто по намерению своему творит дела милости, кто с радушием благотворит, а не как мучающийся принуждением укрепляется Богом. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием** **Увещатель ли, увещевай**. Имеешь ли ты дар действовать на сердца других, убеждать их к сознанию своих грехов, располагать к раскаянию, к обращению от пороков на путь добродетели, от раболепства мирской суете к служению Богу, к попечению о своем спасении: убеждай, увещевай, пробуждай от сна греховного к бодрствованию или к постоянной деятельности на пути спасения; увещевай, чтобы удалялись грехов, а, падая по немощи, спешили опять обращаться на прямой путь истины и добродетели; увещевай, чтобы всегда, по примеру Апостола, //забывая заднее, простирались вперед, стремились к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе// [[new:fil:03:13|(Флп. 3:13,]] [[new:fil:03:14|14)]], искали высших даров духовных, утверждались и совершенствовались в любви к Богу и ближним. **Раздаватель ли, раздавай в простоте**. Имеет ли кто дар раздавать милостыню; вверено ли кому это служение от других (как бывало оно на обязанности диаконского служения в первенствующей Церкви) или из своего имения оказывает помощь ближним: делай это в простоте сердца, то есть ради Бога и из любви к ближним, не обращая внимания на лица бедных, не ища суетных видов, наприм., людской славы, расположения к себе других; или, раздавая милостыню, оказывай помощь радушно, с веселым лицом, без всяких упреков просящим, без всякого вида, будто чрез это одолжаешь ближнего, а напротив, показывай искренно, что ты одолжаешься ближним, от тебя принимающим, как это есть по истине, ибо за поданную милостыню ради Господа ты получишь великую награду от Господа в последний день, когда Господь скажет: //взалкахся бо, и дасте Ми ясти: возжадахся, и напоисте Мя, странен бых, и введосте Мене; наг – и одеясте Мя; болен, и посетисте Мене; в темнице бых, и приидосте ко Мне// [[new:mf:25:35|(Мф. 25:35,]] [[new:mf:25:36|36)]]. **Начальник, начальствуй с усердием**. В Церкви Христовой предстоятели или начальники были, после Апостолов, епископы и пресвитеры. Они должны заботиться о благе общества верующих; они должны помышлять и предусматривать, что необходимо для спасения подначальных; они должны предусматривать и предотвращать то, что может вредить обществу; они должны заботиться обо всем, что служит и ко внешнему благоустройству общества. Если слова Апостола относить к начальнику вообще; то и каждый начальник, какие бы обязанности ни лежали на нем, должен усердно стараться соответствовать своему призванию, чтобы достойно носить звание начальника и не подвергнуться строгому осуждению за нерадение о своих обязанностях, подобно неверному рабу, о котором говорит Господь в Евангелии [[new:mf:24:48|(Мф. 24:48,]] [[new:mf:24:51|51)]]. **Благотворитель ли кто, благотвори с радушием**. Заботится ли кто о больных, или имеет попечение о несчастных: какое бы благотворение ни оказывал больному, скорбящему, и теснимому несчастием, должен делать это с искренним расположением, с веселым лицом, с ласковыми или приятными словами. //Во всяком даянии весело имей лице твое//, учит Премудрый [[old:prsir:35:08|(Сирах. 35:8)]]. Златоустый говорит: «Человеку кажется всего унизительнее принимать что-нибудь от другого. Если ты особенною веселостью своего расположения не отвратишь подозрения и не покажешь, что сам одолжаешься больше, нежели одолжаешь; то скорее уронишь, чем восстановишь приемлющего. Посему Апостол говорит: **милуяй с добрым изволением**. Кто с печальным лицом получает царскую власть? Кто остается с потупленными взорами, получив прощение грехов? Смотри не на трату денег, а на выгоды сей траты. Если сеятель радуется, хотя и наудачу сеет; тем более должен радоваться делатель неба. Если и малое дашь с радостью – дашь много. Равным образом, если и много додал, но с прискорбием, то из многого сделал мало. Так, две лепты вдовицы превзошли многие таланты, потому что //ее// расположение было нескудно». //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== **увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием** См. Толкование на [[new:rim:12:06#lopuxin_ap|Рим. 12:6]] [<10>]