[<10>] ====== Толкования на Рим. 12:10 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **братолюбием друг ко другу любезни: честию друг друга болша творяще** //Вопрос//. Что значат слова **«будьте братолюбивы друг к другу с нежностью»**? //Ответ//. Нежною любовью можно назвать высшую степень дружбы, состоящую в пламенном расположении и влечении любящего к любимому. Потому, чтобы братолюбие было не наружным, а внутренним и пламенным, сказано: **«будьте братолюбивы друг к другу с нежностью».** **//Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **братолюбием друг ко другу любезни: честию друг друга болша творяще** После того (апостол) излагает причины, по которым мы должны любить друг друга. **Братолюбием друг ко другу любезни** [[new:rim:12:10|(ст. 10)]]. Вы - братья, говорит (апостол), и произошли из одной утробы, уже и по этой причине правильно было бы, чтобы вы любили друг друга. Это и Моисей сказал дравшимся египтянам: //вы - братья, для чего же обижаете друг друга// [[old:ish:02:13|(Исх. II, 13)]]? И (апостол), когда ведет речь о внешних, говорит: //аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте// [[new:rim:12:18|(Рим. 12:18)]]; когда же рассуждает о своих, говорит: **братолюбием друг ко другу любезни.** Там требует, чтобы они не ссорились, не ненавидели, не отвращались друг друга, а здесь повелевает любить друг друга и не просто любить, но любить сильно. Любовь, говорит он, должна быть не только не притворная, но крепкая, горячая, пламенная. Что пользы, если любишь, хотя искренно, однако же не горячо? Потому (апостол) и сказал: **друг ко другу любезни**, то есть любите горячо. Не жди, чтобы другой проявил к тебе любовь, но сам стремись к нему и начни первый, так как тогда ты приобретешь награду и за его любовь. Показав причину, по которой мы обязаны любить друг друга, (апостол) объясняет, как любовь наша может сделаться непоколебимою, почему и присовокупляет: **честию друг друга больша творяще.** Таким-то образом любовь возникает и поддерживается. И ничто не приобретает нам столько друзей, как старание превзойти ближнего почтительностью. От этого возрастает не только любовь, но и честь. Как описанное выше происходит от любви, так любовь от чести, а равно и честь - от любви. //**Гомилии на Послание к Римлянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Братолюбием друг ко другу любезни: честию друг друга больша творяще** Любовь и взаимноуважение суть основные расположения, которыми заправляются и держатся христианские друг к другу отношения. Где они в силе, там глубокий мир и прочное благоденствие. Любовь связует, а взаимноуважение отгоняет все пошлое из любовных союзов, могущее как-нибудь омрачить их. **Братолюбием друг ко другу любезни**. Как выше, так и здесь Апостол не заповедь любви пишет, а качество ее определяет. Там сказал, что она должна быть нелицемерна, искренни; а здесь указывает, как она может быть таковою, определяя новые ее качества, именно родственные друг к другу чувства. Ибо **любезни**, φιλόστοργοι, — указывает собственно на родственную любовь; а братолюбие из круга родственной любви выбирает братскую. Мы и по естеству братья, но паче братья по духовной жизни: рождены единою благодатию Святого Духа о Христе Иисусе от единой матерней утробы — святой купели; напоены едиными водами благодатных даров из единого источника — Миропомазания; омываемся в единой бане — в слезных водах Таинства Покаяния; питаемся единою нетленною пищею от единой Трапезы, — Таинства Пречистого Тела и Крови Господа. В ком все сие истинно и в силе совершается, те имеют себя в чувствах сердца братьями, без особых предписаний и напоминаний. И однако же, Апостол напоминает. Потому что в жизни непрерывное течение разнообразных случайностей, а около сердца (и в возрожденных) навязчивый рой чуждых движений затуманивают светлый лик братской любви и обезображивают черты ее. Апостол рассеявает сей туман, твердя каждому из нас: смотрите, вы — братья; относитесь же друг к другу, как относятся кровные братья. «Имейте друг к другу горячую любовь и братьям приличную расположенность» (блаженный Феодорит). «Вы братья, вы произошли из одной утробы (то есть купели крещения [как у Феофилакта стоит]). Следовательно, сим самым обязаны уже любить друг друга. Любовь должна быть у вас не только непритворная, но крепкая, горячая, пламенная. Что пользы, если любишь хотя искренно, однако же без горячности? Посему и сказал Апостол: **друг ко другу любезны**, φιλόστοργοι, — то есть любите горячо. Не дожидайся, чтобы другой обнаружил к тебе любовь; но беги к нему сам и начни первый. Тогда ты приобретешь награду и за его любовь» (святой Златоуст). **Честию друг друга больша творяще**. Προηγούμενοι αλλήλους, — предпочитая друг друга, ставя другого выше себя, достойнее, совершеннее, почетнее, — держась всегда в отношении других последнейшей, смиреннейшей части. «Показав причину, по которой обязаны мы любить друг друга, Апостол объясняет, как любовь наша может сделаться непоколебимою. Посему присовокупляет: **честию друг друга больша творяще**. Ибо чрез сие любовь рождается и поддерживается. Ничто не приобретает нам столько друзей, как старание превзойти ближнего почтительностию. От сего возрастает не только любовь, но и почтение. Как любовь от почтения, так равно почтение от любви» (святой Златоуст). Есть великие христиане, которые умеют почитать всех выше себя, несмотря даже на явные недостатки иных, — и это не по видимости только, но в чувстве сердца. Такова им благодать Божия. Совершенству отдавать почтение ничего нет мудреного; но предпочитать менее совершенного или даже имеющего явные недостатки и непочтительные пороки — это выходит из естественного порядка и есть прямое дело благодати Божией. И благодать Божия не вдруг совершает такое расположение высокое. Необходим навык и самопринуждение с самопротивлением. В самом зародыше благодатной жизни полагается чувство сокрушения и самоуничиженного смирения. Растет жизнь, растет и сие чувство. Но чем более оно углубляется, тем выше становятся в глазах сего преуспевающего все другие. Он видит в них образ Божий, Христа Господа, в них обитающего, и над главою их венец Царствия, им уготованный. Недостатки и падения их, по его мысли, шаг вперед, как у апостола Петра. Ныне отстали немного, — завтра всех упредят: силен бо есть Бог даровать им сие. Великая при сем премудрость — всегда держать лик всякого ближнего незапятнанным или лишь случайно забрызганным. Опыты жизни желающего и ревнующего о совершенстве всему научат. //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Сщмч. Поликарп Смирнский ===== **будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте** Так как вы следуете примеру Господа, будьте тверды и непоколебимы в вере, сохраняя братскую любовь друг к другу, соединенные в истине подобно Господу, оказывая друг другу кротость и никого не презирая. //**Послание к Филиппийцам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 10-15 **будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве. Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте. Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими** **Посему почтительностию друг друга предупреждайте**; вместе с этим - высказывает и другие многие повеления, кои сходны с этою заповедью. //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте** **будьте братолюбивы друг к другу с нежностью** Я, говорит, научил вас любви, и вам весьма естественно исполнять это, ибо вы братия, рожденные от одной утробы, то есть от купели крещения, следовательно, этим самым обязаны уже любить друг друга, потому что признаком и обнаружением братства служит дружба, а дружба производится и утверждается братолюбием. **в почтительности друг друга предупреждайте** Учит, как сохранять братолюбие, именно - уважением друг друга и взаимным предпочтением; ибо //предупреждать// значит предварять друг друга в почтении. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте** Случается, что мы ненавидим то, что не подобает, как случается, что и заботимся о том, о чем не подобает. Итак, нам заповедано заботиться о братьях, а не осуждать их. Если же ты считаешь кого-то нечестивым и потому недостойным заботы, прислушайся к сказанному: //Христос умер за нечестивых// [[new:rim:05:06|(Рим. 5:6)]]. И если ты считаешь брата твоего грешником и потому недостойным заботы, прислушайся к тому, что //Христос Иисус пришел в мир спасти грешников// [[new:1tim:01:15|(1 Тим. 1:15)]]. Если же брат твой праведен, он тем более достоин заботы, ибо //Господь любит праведных// [[old:ps:145:08|(Пс. 145:8)]]. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте** Павел говорит, что братолюбие невозможно, если эта любовь не взаимна (см. [[new:in:13:34|Ин. 13:34-35]]). //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте** **Будьте братолюбивы друг ко другу с нежностью**. Это говорит Апостол о любви к христианам как братьям между собою. Ко всем должно питать искреннюю любовь, чтобы никому не делать и не желать зла, а всем искренно желать только добра и охотно делать только добро. Но преимущественную любовь должны питать друг к другу христиане, как братия во Христе, как члены одной Церкви или одного общества верующих в Иисуса Христа, как тесно и неразрывно связанные между собою различными духовными отношениями. Тот же Апостол, в послании к Ефесянам, внушая христианам взаимную любовь друг к другу, говорит: //Молю вас аз юзник о Господе, достойно ходити звания, в неже звани бысте, со всяким смиренномудрием и кротостью, с долготерпением, терпяще друг другу любовию: тщащеся блюсти единение духа в союзе мира. Едино тело, един дух, яко же и звани бысте во едином уповании звания вашего: един Господ, едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех, иже над всеми и чрез всех, и во всех нас// [[new:ef:04:01|(Еф. 4:1–6)]]. Вот основания, побуждающие каждого христианина любить своих братьев во Христе нежною любовью, свойственною близким между собою родным, родителям и детям, братьям и сестрам, связанным между собою естественными узами любви. **Честию друг друга больша творяще**. «В почтительности друг друга предупреждайте». Предупредительная почтительность одного к другому есть свидетельство или доказательство искренней братской любви одного к другому. Когда кто искренно и горячо любит другого, он старается угождать любимому человеку, оказывать ему все знаки предупредительного уважения. Но эта предупредительная почтительность есть вместе действительнейшая сила к возбуждению и поддержанию взаимной любви от другого. Будь постоянно почтителен ко всем, тебя окружающим, хотя бы ты прежде не замечал со стороны их расположения к себе; со временем увидишь, что и они мало по малу станут оказывать к тебе любовь и уважение. Такова сила предупредительной почтительности. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== **будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте** См. Толкование на [[new:rim:12:09#lopuxin_ap|Рим. 12:9]] [<10>]