[<10>] ====== Толкования на Рим. 12:11 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите** //Вопрос//. Кто есть **«духом горящий»**? //Ответ//. Кто с пламенным усердием, ненасытным вожделением и неленостным тщанием творит волю Божию в любви ко Христу Иисусу Господу нашему, по написанному: //«в заповедех Его восхощет зело»// [[old:ps:111:01|(Пс.111, 1)]]. **//Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 11-13 **тщанием не лениви, духом горяще, Господеви работающее: упованием радующеся, скорби терпяще, в молитве пребывающе: требованием святых приобщающеся, страннолюбия держащеся:** Потом, чтобы мы оказывали не только уважение, апостол требует и еще другого, большего, говоря: **тщанием не лениви** [[new:rim:12:11|(ст. 11)]]. И то рождает любовь, когда вместе с почтительностью мы оказываем и услуги, потому что ничто так не заставляет любить, как почтение и попечительность. Не достаточно любить, но нужно иметь и это, а лучше сказать, и это происходит от любви, равно как и любовь от этого разгорается, вообще, одно подкрепляет другое. Многие, хотя сердечно друг друга любят, однако же не подают руки помощи. Потому апостол отовсюду укрепляет любовь. А как мы можем быть **тщанием не лениви**? **Духом горяще.** Ты замечаешь, что апостол во всем требует усиления. Он сказал: не только подавайте, но не скудно, не только начальствуйте, но с усердием, не только совершайте дела милосердия, но с радостью, не только будьте почтительны, но предупреждайте в почтении других, не только любите, но любите непритворно, не только воздерживайтесь от зла, но ненавидьте его, не только держитесь доброго, но прилепляйтесь к нему, не только будьте дружелюбны, но с нежностью, не только будьте тщательны, но неослабно, не только имейте дух, но пламенейте духом, то есть будьте ревностны и возбужденны. Если ты будешь иметь все теперь исчисленное, то привлечешь Духа, а если пребудет в тебе Дух, то сделает тебя усерднее ко всему исчисленному, когда же воспламенен будешь Духом и любовью, тогда все сделается для тебя легким. Неужели ты не знаешь, насколько ужасны для всех волы, когда они имеют на спине огонь? Так и ты сделаешься нестерпимым для диавола, если возьмешь оба эти пламени. **Господеви работающе.** Посредством всего этого возможно служить Богу. Все, чтобы ты ни делал для брата, восходит к Владыке твоему и Он, как бы Сам получив от тебя благодеяние, вознаграждает тебя за это. Замечаешь ли, куда (апостол) направил помыслы исполняющего это? Показав, как может возгореться огонь Духа, (апостол) говорит далее: **упованием радующеся, скорби терпяще, в молитве пребывающе** [[new:rim:12:12|(ст. 12)]]. Все это служит для воспламенения того огня. И так как апостол требовал уже денежных издержек, телесных трудов, покровительства, усердия, учения и других подвигов, то вместе с любовью и Духом поощряет еще подвижника надеждою. Ничто так не делает душу мужественной и на все готовой, как добрая надежда. Между тем до получения ожидаемых благ (апостол) дает другую награду. Так как надежда касается будущего, то, говорит он, в бедствии будьте терпеливы. Прежде будущих благ, в настоящей жизни ты пожнешь великий плод от бедствий, сделаешься терпеливым и опытным. Сверх того, (апостол) представляет и другую помощь, говоря: **в молитве пребывающе**. Итак, когда любовь доставляет тебе удобство, Дух вспомоществует, надежда облегчает, бедствия делают тебя опытным и способным переносить все мужественно, когда, сверх того, ты имеешь и другое сильнейшее оружие - молитву и помощь, испрашиваемую по молитве, - тогда что останется трудного в исполнении заповедей? Ничего. Видишь ли, как (апостол) отовсюду утвердил подвижника и доказал, что заповеди его весьма легки? Заметь также, что опять он начинает говорить о милостыне и не просто о милостыне, но о милостыне святым. Выше, сказав: //милуяй с добрым изволением// [[new:rim:12:08|(Рим. 12:8)]], он отверз руку для всех, а здесь он говорит, конечно, о верующих, почему присовокупляет: **требованием святых приобщающеся** [[new:rim:12:13|(ст. 13)]]. Не сказал: помогайте святым в нуждах, но: принимайте участие в их нуждах, показывая, что они более получают, нежели дают, и что это дело есть купля, так как есть общение. Ты даешь деньги, а они дают тебе дерзновение пред Богом. **Страннолюбия держащеся.** Не сказал апостол: будьте странноприимны, но: ревнуйте о странноприимстве, научая нас, чтобы мы не ожидали, когда нуждающиеся придут к нам, но сами бежали к ним и догоняли их. Так поступал Авраам. Целый день провел он, выжидая этого прекрасного лова и, увидев, вскочил, побежал навстречу, поклонился до земли и сказал: //Господи, аще убо обретох благодать пред Тобою, не мини раба Твоего// [[old:gen:18:03|(Быт. XVIII, 3)]]. //**Гомилии на Послание к Римлянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Тщанием не лениви, духом горяще, Господеви работающе** Внушает, какова должна быть ревность наша о богоугождении и спасении. Идет и тот, кто с ноги на ногу переваливает, но явно показывает, что у него душа не лежит к тому, куда и для чего он идет. У кого душа в деле делаемом, тот быстродвижен, не жалеет сил, весь в напряжении. Такую энергию подрывает леность — одна из главных страстей, злодействующих в человеке. Ее и изгоняет Апостол, заповедуя быть неленивыми. Быть неленивым — значит: усердствовать к делу, быстро и усиленно действовать. Но не одну быстродвижность внушает Апостол, а вместе и тщание о деле. Иной и быстро действует, но без всякого внимания к делу, спешит, чтоб поскорее дело с рук свалить, и оно делается кое-как. Это другая сторона лености, ничего не делающей. Против этого Апостол велит делать дела свои со всем тщанием, со всем вниманием к делу, всячески заботясь, чтоб дело выходило вполне совершенное, такое, каким должно ему быть. Как премудро соединил Апостол слова: **тщанием не лениви**! Чтоб кто не вздумал оправдывать своей медлительности тщанием, говоря: надобно же дело сделать как следует, он заповедует быть при тщании не ленивыми. А чтобы кто по той же лености не стал спешить делом, стараясь поскорее отделаться, сделавши дело кое-как, он при неленивости заповедует быть тщательными. С той и другой стороны ограждает правую энергичность. Но какой предмет неленостного тщания? Если поставить слова сии в связь с предыдущим, то это будут дела любви к ближним. Блаженный Феофилакт пишет: «так как многие по-видимому душевно почитают и любят друг друга, но руки к ним не простирают; то Апостол научает заботиться друг о друге и самым делом помогать другим». Эту речь заимствовал он у святого Златоуста, который пространнее говорит в том же смысле: «Апостол требует от нас не одной почтительности, но чего-то еще большего, говоря: **тщанием не лениви**. И сие рождает любовь, когда при почтительности оказывает услуги. Ибо ничто так не заставляет любить, как почтение и почтительность. Не довольно любить, но нужно иметь и сие, или, лучше сказать, как это происходит от любви, так и любовь делается от сего горячее; одно подкрепляет другое. Многие хотя сердечно друг друга любят, однако же не подадут друг другу помощи. Посему Апостол отвсюду подкрепляет любовь». — Так и Экумений. Но ничто не препятствует предметом неленостного тщания признать вообще деятельность в духе веры, все доброе, богоугодное и спасительное, куда войдут и дела любви к братиям. Ибо неленостная тщательность требуется не в этих только делах, но вообще во всех делах христианина, которые исключительно должны быть направляемы на угождение Богу и представляемы Ему как служение Ему. Амвросиаст и пишет: «в словах: тщанием не лениви — то же говорится, что говорит пророк Иеремия: //проклят всяк творяй дело Божие с небрежением// (ср.: [[old:ier:48:10|Иер. 48, 10]]). Ленивый в делах богоугождения есть без надежды (ни теперь дерзновения к Богу не имеет, ни в будущем ничего светлого ожидать не может)». Так понимает и блаженный Феодорит: «будьте, говорит Апостол, **тщанием не лениви**, — показывая живое усердие к хорошему и совершенно избегая лености». **Духом горяще**, — то есть будьте горящи духом. Указывает источник неленостной тщательности. Кто горит духом, у того и все дела горят в руках, то есть скоро и хорошо делаются; потому что делаются со всем усердием и ревностию. «Заметь, говорит святой Златоуст, что Апостол во всем требует усиления. Он сказал: не только подавайте, — но неоскудно; не только начальствуйте, — но с рачением; не только совершайте дела милосердия, — но с радостию; не только будьте почтительны, — но предупреждайте в почтении других; не только любите, — но любите непритворно; не только удерживайтесь от зла, — но ненавидьте оное; не только держитесь доброго, — но прилепляйтесь к оному; не только будьте дружелюбны, — но с нежностию; не только будьте тщательны, — но неослабно; не только имейте дух, — но пламенейте духом, то есть будьте усердны и ревностны». Духом называется та сила или та сторона нашей внутренней жизни, которая обращена к Богу, добродетели, небу и вечности. В падении она ослабла и подавлена; но, когда приходит благодать, оживляет ее, и человек начинает ревновать о Божеском, святом, неземном. Гореть духом — значит: ревновать пламенно о богоугождении, спасении и стяжании Царства Небесного. И душа ревнует, но лишь по устроению земного быта; а к духовному она холодна. И весь человек бывает к сему холоден, пока в нем преобладает душевная сторона. А когда дух пробудится благодатию, тогда он не только делает духовное ревностно, но и все душевное, телесное, семейное и гражданское туда же направляет и одухотворяет. Мы все прияли благодать в Крещении и Миропомазании. Потому следовало бы нам гореть духом, который оживляется благодатию Святого Духа. Отчего же не можем сказать, что горим духом? Оттого, что занимаемся более или исключительно душевным, житейским, гражданским; дух и заглох, хотя и дает знать о себе. Чтоб разжечь дух, надо сознать неудовлетворительность направления нашей деятельности, наипаче к земному и житейскому, — углубляться размышлением в созерцание Божеского, святого, небесного и вечного, — а главное — начать ходить в делах, духовными именуемых. И загорится дух: ибо всем сим возгреется дар благодати, живущий в нас. Так толкуют святые Отцы и учители наши. Святой Златоуст, перечислив, как выше приведено, роды усиленной деятельности, прибавляет затем: «если будешь иметь все теперь исчисленное, то привлечешь Духа. А если пребудет в тебе Дух, то соделает тебя рачительным ко всему исчисленному. Когда же воспламенен будешь Духом и любовию, тогда все сделается для тебя легким. Ужели ты не видывал, сколько ужасен для всех вол, когда у него на хребте зажжен огонь? Так и ты сделаешься нестерпимым для диавола, если возьмешь оба сии пламенника (то есть благодать Духа и любовь)». Амвросиаст пишет: «гореть духом — значит: не быть в деле Божием ни теплым, ни холодным, о каковом состоянии говорит в Апокалипсисе святой Иоанн: яко объуморен ecu, и ни тепл, ни студен, изблевати тя от уст Моих имам (ср.: [[new:otkr:03:16|Апок. 3, 16]]). Если хочешь избежать сего, размышляй о Божественных вещах. Всегдашнее о сем размышление гонит усыпление и сообщает живодейственную бодренность». — Полнее о сем слово блаженного Феодорита: «духом Апостол назвал дарование (благодати, возбуждающей дух наш) и повелел, чтобы усердие наше доставляло ему пищу, как дрова — огню (разумеются — размышление о Божественном и духовные дела). То же говорит он и в другом месте: //духа не угашайте// [[new:1sol:05:19|(1 Сол. 5, 19)]]. Угашается же дух недостойными благодати; потому что, не имея чистого ока ума, не приемлют оного луча. Так и для слепотствующих телесно тьмою бывает и свет, и среди дня служат они мраку. Посему Апостол повелевает нам гореть духом и иметь горячую любовь к Божественному». **Господеви работающе**, — то есть будьте Господни работники, на Господа работайте, а не на кого-либо другого, ни на себя, ни на мир. С сего слова, и во весь следующий стих, Апостол определяет направление горящего духа. Первое у него в сознании и стремлении есть Господь, живой союз с Ним, и всяческое угождение Ему, и невыступление из Его воли ни в малом, ни в великом, ни в слове, ни в деле, ни в мысли. Дух по естеству своему Божествен; почему, когда пробуждается, к Богу устремляется, к Богу прилепляется, Богом живет и жить хочет. В вере Христовой у человека к сему присоединяется сознание, что куплен бесценною ценою крови Господней, а с этим сознанием неразрывно связано чувство обязательства неустанно работать Купившему, и Ему только единому. Почему он все к сей работе и направляет, даже //аще яст или пиет// (ср.: [[new:1kor:10:31|1 Кор. 10, 31]]), помня внушение Апостола: //куплены есте ценою. Прославите убо Бога в телесех ваших и в душах ваших, яже суть Божия// (ср.: [[new:1kor:06:20|1 Кор. 6, 20]]). По этому признаку всякий может непогрешительно определять, ожил ли и живет ли в нем дух его: если он с ревностию направляет всю свою деятельность к Господу, значит, живет дух его; если нет — не живет. И надо, следовательно, позаботиться оживить его: средства у всех под руками. //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите** См. Толкование на [[new:rim:12:10#prp_efrem_sirin|Рим. 12:10]] ===== Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) ===== **в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите** Таков истинный христианин-труженик: постоянно в духовном напряжении, непрерывной работе – служении Богу и людям. К сожалению, многие из нас не таковы, но рабы лукавые и ленивые. Какое же средство для этого духовного рвения? – усердная молитва к Богу. Ослабеет молитва наша к Богу – упадет и ревность о служении Богу и трудах во благо ближних. В искренней, горячей молитве нашей к Богу – источник всякой бодрости и духовной энергии нашей! //**Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание).**// ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите** Павел называет здесь благодать Духом... То же он говорит и в другом месте: //«Духа не угашайте»// [[new:1sol:05:19|(1 Фес. 5:19)]]. Дух же гаснет у недостойных благодати. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите** **в усердии не ослабевайте** Так как многие, казалось бы, душевно почитают и любят друг друга, но руки к ним не простирают; то научает заботиться друг о друге и самым делом помогать другим. **духом пламенейте** Предполагается возражение: как можем мы //в усердии не ослабевать//? Если, отвечает, будем гореть духом, то есть если будем усердны и ревностны. Заметь также, что **духом пламенейте** сказано уже после исчисления многих видов добродетели; ибо кто исполнил вышесказанное, тот привлекает благодать Духа и возжигается огнем Его. **Господу служите** Когда ты братолюбив, когда имеешь любовь и другие добродетели, о которых прежде сказано, тогда служишь Господу. Ибо Он к Себе относит то, что ты делаешь для брата. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите** Нам заповедано «пламенеть духом». Тем самым показано, что слово Божие несомненно пламенно и горячо. //**О началах.**// ===== Амвросиаст ===== **в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите** Это означает, что мы не должны быть прохладными, выполняя Божие дело или закон, как Бог говорит в Откровении Иоанна: //Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих// [[new:otkr:03:16|(Откр. 3:16)]]. Ежедневные духовные упражнения устраняют лень и делают людей бодрыми. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите** **В усердии не ослабевайте**. Что ни делаем, исполняя свои обязанности, мы должны делать с усердием, со вниманием и заботливостью, чтобы исполнить ту или другую обязанность в свое время, без промедления, без опущения, с надлежащею рачительностью и точностью. Свойство ленивого – откладывать исполнение долга до будущего времени; исполняя долг, делать нерадиво, как-нибудь, чтобы поскорее освободиться от труда. Но это противно истинной любви к ближним и истинной добродетели, совершаемой пред Богом. **Духом пламенейте**. Усердие будет постоянно, неослабно и всегда согласно с учением Христовым только при том условии, если мы будем водимы Духом Христовым [[new:rim:08:14|(Рим. 8:14)]]. А кто Духа Христова не имеет, тот и не Его [[new:rim:08:09|(ст. 9)]], тот не ученик Христов, не христианин, или не истинный христианин. В другом послании святой Павел учит: //Исполняйтеся Духом// [[new:ef:05:18|(Еф. 5:18)]]; также: //Духа не угашайте// [[new:1sol:05:19|(1 Сол. 5:19)]]; а здесь говорит: //Духом пламенейте//. Можно словам Апостола давать одно и то же значение, т. е., что мы должны быть орудием Святого Духа. Дух Божий, осеняющий каждого истинно верующего в Иисуса Христа, хочет, чтобы мы всецело посвящали себя на служение Богу. Он дает христианину различные благодатные дары, необходимые для этого служения. Он готов всегда содействовать нам в исполнении наших обязанностей и содействует или являет свою силу в нас по той мере, как мы способны бываем принимать Его действия. Если в усердии не будем ослабевать; если постоянно и ревностно будем исполнять все обязанности любви к ближнему из любви к Богу, то будем пламенеть Духом; Дух Святой будет обильно действовать в нас, просвещать нас, укреплять нас в исполнении заповедей Божиих, воспламенять в нас постоянную ревность ко всему доброму, во славу Божью. Святой Златоустый говорит: «**Пламенейте Духом**, то есть, будьте усердны и ревностны. Если будешь иметь все теперь исчисленное, то привлечешь Духа. А если пребудет в тебе Дух, то Он соделает тебя рачительным ко всему исчисленному. Когда же воспламенен будешь Духом и любовью; тогда все соделается для тебя легким». **Господу служите**. Что ни делаете, какие обязанности к другим ни исполняете, все это делайте для Господа, чтобы во всем, что ни делаете, вы служили Господу. Бог – начало всего; Он – и конец всего; пред Ним всегда мы ходим; к Нему всегда мы должны устремлять свои мысли и желания, чтобы всегда помнить о Нем, всегда любить Его всею душею и всеми силами, и все делать согласно с Его святою волею, во славу имени Его. Это же учение преподает Апостол в послании к Ефесянам, говоря: //Раби, послушайте господий своих по плоти, со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, якоже и Христа, не пред очима точью работающе яко человекоугодницы, но якоже раби Христовы, творяще волю Божью от души. Со благоразумием служаще якоже Господу, а не яко человеком; ведяще, яко кийждо, еже аще сотворит благое, сие приимет от Господа, аще раб, аще свободь// [[new:ef:06:05|(Ефес. 6:5–7)]]. Так же в послании к Колоссянам пишет: //Всяко, еже аще что творите, от души делайте, якоже Господу, а не человеком, ведяще, яко от Господа приимете воздаяние достояния// (в воздаяние получите наследие): //Господу бо Христу работаете// [[new:kol:03:23|(Колосс. 3:23,]] [[new:kol:03:24|24)]]. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 11-12 **в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны** Христианин должен быть усердным, ревностным деятелем в Церкви. Пусть он воспламеняется духом (Святым)! Пусть всегда действует, как раб Господа (Христа), а не по своим капризам (Вместо: **Господу** (Kuriw) в некоторых кодексах стоит: //времени// (kair)). Это будет указывать на необходимость для христианина соображать свою ревность с требованиями времени и обстоятельств, пример чего подавал и сам Ап. Павел (См. [[new:1kor:09:19|1 Кор. 9:19]] и сл. ; [[new:fil:04:12|Флп. 4:12]] и сл.). В скорбях христианина должна утешать надежда на будущее прославление. См. также Толкование на [[new:rim:12:03#lopuxin_ap|Рим. 12:3]] [<10>]