[<10>] ====== Толкования на Рим. 12:12 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Упованием радующеся, скорби терпяще, в молитвах пребывающе** См. Толкование на [[new:rim:12:11#svt_ioann_zlatoust|Рим. 12:11]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Упованием радующеся, скорби терпяще, в молитвах пребывающе** Вот признаки горения духа! «Кто горит духом, тот усердно работает Владыке, ожидает наслаждения уповаемыми благами и преодолевает встречающиеся искушения, приражениям их противопоставляя терпение и непрестанно призывая на помощь Божественную благодать» (блаженный Феодорит). «Все сие служит к поддержанию оного огня (то есть горения духа)» (святой Златоуст). **Упованием радующеся**. С первой минуты пробуждения духа благодатию, сознание и стремление человека переходят от твари к Богу, от земного к небесному, от временного к вечному. Там, в той области, сокровище его, там и сердце его (см.: [[new:mf:06:21|Мф. 6, 21]]). Здесь ничего он не ждет, все надежды его об ону сторону. Отпадает сердце его от здешнего, ничто из сего не влечет его, ничего здесь не ждет он, ничем не радуется. Радуется будущим благам, которыми несомненно чает обладать. Сие преселение благ и надежд сердца есть существенная черта пробужденного и горящего духа. Оно делает человека существенно странником на земле, взыскующим отечества, Иерусалима небесного. Все христиане, как облагодатствованные, должны быть таковы. Почему Апостол всем предписывает и в другом месте: //Аще воскреснусте со Христом// (то есть если ожили вы духом благодатию Христовою), //вышних ищите, идеже есть Христос одесную Бога седя: горняя мудрствуйте, а не земная. Умросте бо// (то есть умерли для всего земного, тварного, временного), //и живот ваш сокровен есть со Христом в Боге// (ср.: [[new:kol:03:01|Кол. 3, 1-3]]). Что Апостол говорит: радуйтесь упованием, — этим внушает несомненность получения благ уповаемых. Хотя они еще в будущем, но несомненно наши. Потому, считая их своими уже, можем радоваться. И потому так он мог сказать, чтоб поддержать ревность к доброделанию, к которой обязал пред сим. Много трудов он назначил; но как труд поддерживается плодами труда, а на земле доброделание ничего не должно ожидать, то и вперяет наше внимание в созерцание будущих от того благ, могущее всякий труд сделать незамечаемым. Святой Златоуст говорит: «как Апостол требовал денежных издержек, телесных трудов, покровительства, рачения, учения и других подвигов, то, сверх любви и Духа, умащает еще подвижника надеждою. Ибо добрая надежда всего более делает душу мужественною и на все готовою». **Скорби терпяще** — будьте в скорби терпеливы. И прискорбность, и терпение суть неотъемлемые принадлежности духа горящего или возбужденного. Возбужденный благодатию дух встречает неизбежно противление и в самом человеке, и в порядках текущей вокруг жизни. Противление рождает нападки; нападки причиняют скорбь. Почему Спаситель сказал: //в мире скорбни будете// [[new:in:16:33|(Ин. 16, 33)]]. //Аще от мира бысте были, мир убо свое любил бы: якоже от мира несте, но Аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир// [[new:in:15:19|(Ин. 15, 19)]]. Прискорбность — неизбежный спутник живущих по духу. — И было, и бывает, и будет всегда так. И терпение в истинном своем виде, — благодушное, //ничем от сопротивных не колеблющееся// (ср.: [[new:fil:01:28|Флп. 1, 28]]), имеет место только в тех, у коих в силе облагодатствованный дух. Где нет этого, там качествует саможаление, не любящее ничего прискорбного и не могущее мириться с ним. От того там прискорбное несут, но терпения не имеют, а лишь страдают, ропщут, осуждают всех и всё и горят местию. Кто духом горит, тот себя не жалеет и с первой минуты пробуждения его определяет себя на все скорбное, даже до смерти; почему встречает прискорбности не как нечто чуждое (см.: [[new:1pet:04:12|1 Пет. 4, 12]]), а как естественное и ожидаемое. Самое же благодушие при сем исходит у него оттого, что он есть упованием радующийся. Переселился он надеждами своими в иной мир, в сем же мире никакой надежды не имеет; почему; в безнадежном положении находящимся никогда себя не чувствует. **В молитвах пребывающе**. Как дыхание — телу, так молитва естественна духу. Почему, как только оживает он благодатию, начинает воздыхать молитвенно и дышит так непрестанно. Естество его таково, что он Бога ищет и на Божией деснице почивает преданностию. Все же сие суть стихии молитвы. Почему он и есть //пребывающ в молитве//, когда оживает и гореть начинает. Верх совершенства в сем деле указал Апостол, когда сказал о духе, в коем живет Дух Святой: //Самый Дух ходатайствует о нас воздыхании неизглаголанными// (ср.: [[new:rim:08:26|8, 26]]). В псалмах так изображаются воздыхания духа. //Тебе рече сердце мое: Господа взыщу, взыска Тебе лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу// (ср.: [[old:ps:026:08|Пс. 26, 8]]). //Возжада Тебе душа моя// [[old:ps:062:02|(Пс. 62, 2)]], — //когда приидеши ко мне?// [[old:ps:100:02|(Пс. 100, 2)]]. //В крове крилу Твоею возрадуюся. Прильпе душа моя по Тебе: мене же прият десница Твоя// [[old:ps:062:08|(Пс. 62, 8 — 9)]]. //Исповемся имени Твоему, яко благо, яко от всякия печали избавил мя ecи// (ср.: [[old:ps:053:08|Пс. 53, 8 — 9]]). //Очи мои выну ко Господу, яко Той исторгнет от сети нозе мои// [[old:ps:024:15|(Пс. 24, 15)]]. //К Тебе возведох очи мои, Живущему на небеси. Се, яко очи раб в руку господий своих, яко очи рабыни в руку госпожи своея: тако очи наши ко Господу Богу нашему, дондеже ущедрит ны// [[old:ps:122:01|(Пс. 122, 1 — 2)]]. Но и то не чуждо внушения Апостола в сем месте, чтобы не опускать общих молитв, а всегда бывать на них. Ибо сказал: не в молитве, непрестанно в духе действующей, а — в молитвах, кои бывают в свои времена, и бывают разнообразны. — Всякий раз, как бывает общая молитва, спеши на нее. И то еще может значить слово Апостола: чаще становись на молитву дома. Как только возможность есть, становись и молись. Так будешь пребывать в молитвах. //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Свт. Геннадий Константинопольский ===== **утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны** Не отчаивайтесь в великодушии Божием относительно трудных обстоятельств, но непрестанно призывайте Его во всем и всегда. //**Фрагменты.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны** См. Толкование на [[new:rim:12:10#prp_efrem_sirin|Рим. 12:10]] ===== Блаж. Августин ===== **утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны** Итак, сказано: **утешайтесь надеждою**, дабы мы, помышляя о будущем покое, с радостью переносили страдания. //**Послания.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны** **утешайтесь надеждою** Так как требуемое Апостолом есть нечто великое и трудное, то теперь он научает тому, что делает исполнение этого удобным, научает действованию по упованию. Ибо упование делает душу более мужественной и смелой в опасностях. **в скорби будьте терпеливы** Надежда относится к будущему. Но, говорит, и в настоящем можешь получить великое благо; ибо терпение в скорбях сделает тебя терпеливым и опытным. **в молитве постоянны** Это, разумею - молитва, есть великая помощь к совершению всего вышесказанного. И не сказал просто: молитесь, но будьте **в молитве постоянны**. Если тотчас ничего не получаешь, будь постоянен, и достигнешь того, чего желаешь. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны** Радуется в надежде тот, кто смотрит //не на видимое, но на невидимое, и кто знает, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас// ([[new:2kor:04:18|2 Кор. 4:18;]] [[new:rim:08:18|Рим. 8:18]]). //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны** Имея в виду обстоятельства времени, Павел добавил: **Утешайтесь надеждою**. Даже если эти времена не позволяют публично говорить о вере, верующий все равно должен не бояться и утешаться надеждою, ибо такая печаль несет радость. **В скорби будьте терпеливы**. Это означает: утешаться надеждою и в скорби быть терпеливым, ибо с радостью надежды человек может переносить скорби, зная, что за это ему обещано великое утешение. **В молитве постоянны**. Молитва крайне необходима, ибо настойчивая молитва дает возможность переносить скорби. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны** **Утешайтесь надеждою**. Говорит Павел не о надежде на какое-нибудь временное благополучие или счастье, которое так непостоянно и суетно, так скоротечно и так мало удовлетворяет нашему бессмертному духу, но о той надежде, которая, по слову Апостола, //не постыждает// [[new:rim:05:05|(Римл. 5:5)]], о надежде будущего вечного блаженства. Эта надежда вечной блаженной жизни дает христианам силу мужественно преодолевать все трудности, встречаемые на пути спасения. Эта надежда внушает и питает постоянную ревность к исполнению обязанностей христианских. Эта надежда возвышает душу истинных последователей Христовых над всеми земными превратностями и успокаивает их среди всяких скорбей и бедствий настоящей жизни. Апостол Павел, в послании к Коринфянам, упомянув о трудных обстоятельствах своего апостольского служения, говорит: //Мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое; ибо видимое временно, а невидимое вечно// [[new:2kor:04:16|(2 Кор. 4:16–18)]]. **В скорби будьте терпеливы**. Надежда дает силу к перенесению скорбей; а скорби сами собою внушают скорбящим искать подкрепления в надежде. В чем обыкновенно ищут люди утешения и подкрепления среди скорбей и несчастий этой жизни? В той надежде, что скорби пройдут, что скорби сменятся утешением, что за несчастиями последует какое-нибудь благополучие или счастье. В этой жизни надежды на видимое благополучие или счастье часто не сбываются; а когда и сбываются, не достигают того, чего всегда желает и ищет наша бессмертная душа, ибо //видимое//, как говорит Апостол, //временно, а невидимое вечно//. Надежда христианина ожидает благ вечных: тем сильнее она действует в нем среди скорбей и несчастий, вооружая его непобедимым терпением. Пример этому Апостол указывает Коринфянам в самом себе, говоря: //мы отвсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Мы веруем, потому и говорим, зная, что Воскресивший Господа Иисуса чрез Иисуса воскресит и нас, и поставит пред Собою с вами// [[new:2kor:04:08|(2 Кор. 4:8-10,]] [[new:2kor:04:13|13,]] [[new:2kor:04:14|14)]]. **В молитве постоянны**. Или, «в молитве будьте постоянны». В первом послании к Солянам ап. Павел пишет: //непрестанно молитеся. О всем благодарите: сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе// [[new:1sol:05:17|(1 Сол. 5:17,]] [[new:1sol:05:18|18)]]. Также: //в молитве терпите//, или, будьте постоянны в молитве, //бодрствующе в ней со благодарением// [[new:kol:04:02|(Колос. 4:2)]]. Молитва есть необходимая стихия нашей духовной жизни: потому что наша душа, по своему духовному существу, всегда стремится к Богу; а молитва есть выражение этого стремления к Богу, есть возношение мыслей и чувств к Богу, есть благоговейное стремление души к единению с Богом. Молитва питает и укрепляет в нас любовь к Богу и надежду на Бога. Она, потому, дает нам силу терпения среди скорбей и несчастий. Она есть ключ к получению даров благодатных. Она скорбящим и страждущим христианам дает испытывать истину слов Апостола: //якоже избыточествуют страдания Христова в нас, тако Христом избыточествует и утешение наше// [[new:2kor:01:05|(2 Кор. 1:5)]]. Поэтому апостол Павел в своих посланиях так часто внушает христианам молитву. Поэтому и мы, братия, всегда должны носить и питать в своих душах молитву к Богу и Господу Иисусу Христу, чтобы благодушно переносить все скорби этой жизни, и непоколебимо идти путем спасения, при содействии Духа Христова. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== **утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны** См. Толкование на [[new:rim:12:11#lopuxin_ap|Рим. 12:11]] [<10>]