[<10>] ====== Толкования на Рим. 12:21 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое** См. Толкование на [[new:rim:12:19#svt_ioann_zlatoust|Рим. 12:19]] ---- Апостол и не остановился здесь в своем уве­щании, но когда уничтожил гнев того и другого, тогда исправ­ляет и расположение их и говорит: **"не будь побежден злом"**. Если, говорит, ты остаешься злопамятным и мстительным, то, по-видимому, ты побеждаешь его, а между тем сам побеждаешься злом, т.е. гневом, так что, если хочешь победить, то примирись и не мсти. Блистательная победа – та, когда ты побеждаешь зло добром, т.е. незлопамятством, оста­вив гнев и злопамятство. Но этих слов сначала не принял бы оскорбленный и пылающий гневом. Поэтому апостол, когда насытил его гнев, тогда представил ему и лучшее побуждение к примирению и не дозволил оставаться при дурной надежде наказания. Видишь ли мудрость законодателя? А дабы ты убе­дился, что по немощи тех, которые иначе не хотели примириться между собою, он предложил такую заповедь, – послушай, как Христос, предлагая ту же самую заповедь, назначил не ту же самую награду, но сказав: //"любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас"//, – что и значит питать и поить – не присовоку­пил: делая это, вы собираете горячие уголья на головы их, но что? //"да будете"// подобны Отцу вашему, //"Небесному"// [[new:mf:05:44|(Мф.5:44)]]. И справедливо. Он беседовал с Петром, Иако­вом и Иоанном и с ликом прочих апостолов; потому он и назначил такую награду. Если же скажешь, что при всем том заповедь эта тяжела, то опять еще более ты дашь нам возмож­ность оправдать Павла, а себя самого лишишь всякого оправдания. Почему? Потому что – я покажу тебе – это дело, которое кажется тяжелым, было исполняемо даже в ветхом завете, когда еще не было проявляемо такого любомудрия. Поэтому и Павел не собственными словами выразил заповедь, но употребил те са­мые слова, которыми выразился вначале предложивший эту заповедь, чтобы не оставалось никакого оправдания не исполняю­щим ее. **//Беседа против непришедших в собрание.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое** Это — точнейшее определение сказанного выше. Когда кто, встречая оскорбление, обиду и напраслину, поддается чувству оскорбления, тогда он побеждаем бывает злом, а еще более, когда гневается, и еще более, когда замышляет отмщение. Но когда кто ничему такому не поддается, а напротив, вместо зла полагает делать добро, тогда он является победителем. Апостол и заповедует: первого не допускать, а второе себе избрать в правило жизни. «Ибо отмщать — значит: уступать над собою победу, славная же победа — за зло вознаграждать добром» (блаженный Феодорит). «Этими словами убеждает Апостол не воздавать врагам взаимно злом. Больше для нас пользы, когда уступим злобе; ибо побеждает зло, кто на время кажется им побежденным. Отмщение действует против себя и думает, что одерживает победу, когда терпит поражение. Тут и враг действует, стараясь, отвлекши нас от расположения, ввергнуть в грех. Но когда мы, будучи им разжигаемы, не воздаем злом за зло, то побеждаем его добром. Для того не противимся мы злу, чтоб сохранить благо (мира), оставя без удовлетворения справедливость: ибо к возмездию, обыкновенно, побуждает чувство правды (хотя не всегда справедливое)» (Амвросиаст). Святой Златоуст пространно беседует о сем: «**побеждай благим злое**. Ибо это и есть победа. Боец одерживает победу не тогда, как подвергает себя ударам противника, но когда приводит себя в такое положение, что противник принужден бить воздух один. Чрез сие как сам он спасается от ударов, так противник понапрасну тратит силы свои. То же бывает и при оскорблениях: когда укоризну отражаешь укоризною, тогда побеждает тебя не человек, а, что гораздо стыднее, низкая страсть; потому что тобою владеет гнев. Когда же молчишь, ты победил и без труда воздвиг себе трофей, тысячи людей готовы увенчать, и признать ложь злословия. Кто опровергает злословие, тот своими возражениями показывает, что оно уязвляет его; а кто уязвляется, тот внушает подозрение, что сознается в том, за что злословят. Но ежели отвечаешь смехом, то самый смех опровергает худое о тебе суждение. И если хочешь иметь ясное доказательство справедливости слов моих, спроси самого врага своего, что для него больнее, то ли, что ты, разгорячившись за оскорбление, платишь ему оскорблением, или то, что смеешься над обидчиком? Он скажет, что последнее гораздо для него больнее. Не столько приятно для него то, что не слышит от тебя оскорблений, сколько мучительно то, что не может вывесть тебя из терпения. Лишая врага успеха в том, чего особенно он желает, ты его унижаешь, показываешь, что достоин презрения, что он ребенок, а не муж. Сам ты приобретаешь тем славу любомудрого человека, а о нем заставляешь думать как о негодном звере. Те же употребим меры, ежели случится принять побои; и кого хотим бить, тому не будем платить ударом за удар. Ударившему тебя подставь другую щеку; сим нанесешь ему тысячи ран. Те, которые будут рукоплескать тебе и дивиться, сделаются для него страшнее бросающих в него камнями; а еще прежде осудит и приговорит его к ужасному наказанию совесть, и он пойдет прочь со стыдом, как осужденный на смерть. Если ты заботишься и о людской славе, то приобретешь ее в большей мере таким поступком. Ибо к злостраданиям других, во всяком случае, имеем мы некоторое сострадание. А когда видим человека, который не платит за удар ударом, но сам подставляет щеку; то не столько о нем сожалеем, сколько дивимся ему. — Побеждать, делая зло, есть один из диавольских уставов. Не таков устав наград на поприще Христовом; там узаконено увенчивать не поражающего, но пораженного. Таково поприще Христово; все постановления оного противоположны; не одною победою, но еще более самым способом победы оно возбуждает удивление. Что в другом месте считается низложением, то здесь составляет победу. Это сила Божия, это небесное поприще, это ангельское позорище (зрелище)!» То и другое, то есть и то, как должны действовать лица, заправляющие порядками дел общества христиан, и то, как должны действовать и какими добродетелями украшаться все другие христиане, не исключая и тех заправляющих лиц, относится к христианам, яко христиане суть. Теперь Апостол хочет указать: ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Не будь побежден злом, но побеждай зло добром** См. Толкование на [[new:rim:12:16#prp_efrem_sirin|Рим. 12:16]] ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Не будь побежден злом, но побеждай зло добром** **Побеждай благим злое.** Всякое зло побеждай добром. Если страсть какая палит тебя, побеждай ее любовию, потому что все страсти происходят от недостатка любви к Богу или ближнему и от большого самолюбия. Если злой человек на тебя восстает, побеждай и его злость добром, делая ему добро. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ---- **Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.** Покажи оскорбившему тебя, что он не тебя обидел, а сам себя; пожалей его сердечно, что он так удобно побеждается от своих страстей, что он болен душевно; покажи к нему тем большую кротость и любовь, чем он грубее и раздражительнее, чем он больше питает к тебе ненависти, – и ты верно победишь его. Добро всегда сильнее зла и потому всегда победоносно, Помни еще, что все мы немощны и чрезвычайно удобно побеждаемся от всякой страсти, и потому будь кроток и снисходителен к согрешающим пред тобою, зная, что и ты сам часто тем же недугуешь, чем брат; оставляй долги должником твоим, да и тебе Отец Небесный оставит твои долги, не в пример большие долгов твоих должников. Будь всегда покоен, возвышен, не мнителен, и тверд духом, и прост и добр сердцем – и ты всегда будешь торжествовать над своими врагами. Не обличай неправедного, да не возненавидит тя... //Обличения нечестивому раны ему... сказуй праведному, и приложит приимати// [[old:pr:09:08|(Притч. 9, 8, 7, 9)]]. **//Дневник. Том IV. 1860-1861.//** ===== Блж. Августин ===== **Не будь побежден злом, но побеждай зло добром** Разумеется, так бывает: злой человек побеждается добром. В злом человеке зло побеждается добром, и человек освобождается от зла: не внешнего и чужого, а личного, своего, которое опустошает больше и страшнее, чем любой внешний враг. //**Послания.**// ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **Не будь побежден злом, но побеждай зло добром** Мщение означает поражение, а воздавать добром за зло есть явная победа. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Не будь побежден злом, но побеждай зло добром** Здесь показывает, что мы не должны питать врагов такой мыслью, что привлечем на них большее наказание. Смысл сказанного такой: **не будь побежден злом**, то есть делай это не с намерением отомстить, и не подражай делающему зло (это значит быть побежденным), но старайся более победить его благотворительностью своею и отвратить его от злобы. Итак, сказанное выше высказал к ободрению малодушных, а теперь предложил совершеннейшее. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **Не будь побежден злом, но побеждай зло добром** Очевидно, что природа зла такова, что от подобного себе оно увеличивается и возрастает, словно огонь, если соединить его с огнем, или словно ночная мгла, если добавить к ней туман. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **Не будь побежден злом, но побеждай зло добром** Много нам будет пользы, если мы станем избегать зла. Человек, который кажется одержимым злом на время, может побеждать зло. Вот и Господь победил зло тем, что не противостоял ему. Зло действует против себя, а в то время, как его побеждают, оно считает себя победителем. Враг наш поступает таким образом, чтобы отвратить нас от нашего намерения, подыскивая нам повод согрешить. Потому если мы, будучи им спровоцированы, не воздаем ему тем же, то мы побеждаем его добром. Так мы не сопротивляемся, но служим добру тем, что не считаемся с требованием справедливости воздаяния. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Не будь побежден злом, но побеждай зло добром** **Не будь побежден злом**... - т. е. не поддайся чувству, желанию отмстить за причиненное тебе зло. Пусть злой человек возьмет перевес, пусть он - временно - восторжествует. Но зло, несомненно, будет побеждено тем, что христианин не захочет подражать своему обидчику и не заплатит ему обидою за обиду. См. также Толкование на [[new:rim:12:13#lopuxin_ap|Рим. 12:13]] [<10>]