[<10>] ====== Толкования на Рим. 13:3 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Князи бо не суть боязнь добрым делом, но злым. Хощеши же ли не боятися власти? Благое твори, и имети будеши похвалу от него** См. Толкование на [[new:rim:13:02#svt_ioann_zlatoust|Рим. 13:2]] **//Беседы на послание к Римлянам.//** ---- Что преданный добродетели не нуждается в этом начальстве, послушай, что говорит Павел: аще же **«хощеши... не боятися власти? Благое твори, и имети будеши похвалу»** от нее. Судия, говорит, есть надзиратель над тобою. Если живешь хорошо, то он не только надзирает, но и хвалит. И что я говорю о пользе начальников, когда преданные любомудрию становятся выше и прочего еще большаго? Законы, ведь, выше начальников, и однако живущий праведно не нуждается и в законах. Об этом, послушай, что говорит Павел: //«праведнику закон не лежит»// [[new:1tim:01:09|(1Тим. 1:9)]]. Если же закон не лежит, тем более не поставлено над ним начальника. **//Восемь слов на книгу Бытия. Слово четвертое.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее** Властям предержащим должно повиноваться, если только этому не препятствует заповедь Божия. //**Нравственные правила.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Князи бо не суть боязнь добрым делом, но злым. Хощеши же ли не боятися власти? Благое твори, и имети будеши похвалу от него** «Подействовав страхом, Апостол доказывает пользу повиновения и убеждает из разума, говоря так: **князи бо не суть боязнь добрым делом, но злым** (то есть «делающим добрые дела, но злодействующим» [Экумений]). Прежде нанес глубокую рану, привел слушателей в страх; теперь делает опять послабление и, как мудрый врач, дает успокаивающее врачевство, утешает, говорит: чего боишься? Чего ужасаешься? Разве начальник бранит делающего добро? Разве он страшен для ревнующего о добродетели? — Посему Апостол и присовокупляет: **хощеши же ли не боятися власти, благое твори, и имети будеши похвалу от него**. Видишь ли, как он делающего добро примиряет с начальником, показав, что начальник поставлен хвалить его? Видишь ли, как обезоруживает всякое негодование» (святой Златоуст). //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее** **Но хочешь-ли не бояться** начальников? (Так) **добро делай**, и за страх твой пред лицом их одобрение тебе будет большое от, них. //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Блж. Августин ===== **Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее** **Делай добро, и получишь похвалу от нее** [власти]. Эти слова могут задеть некоторых людей, когда они станут думать о том, что христиане часто подвергались гонениям от этих властей. Они скажут: разве не добро делали они [христиане], если не только не получили похвалы от властей, но еще и наказаны и убиваемы были ими? Слова апостола нужно обдумать. Ведь он не говорит: делай добро, и власть похвалит тебя; но: **получишь похвалу от нее**. Одобрит она твое доброе дело или станет гнать тебя - ты получишь похвалу от нее: либо от победы твоей послушанием Богу, либо увенчавшись короной гонимого. //**Некоторые темы из Послания к Римлянам.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее** Чего боишься и ужасаешься? Разве начальник бранит тебя, если делаешь добро? Разве он страшен для тебя, если ревнуешь о добродетели? Напротив, если ты делаешь добро, то начальник поставлен хвалить тебя. Он столь далек от того, чтобы наводить на тебя страх, что даже хвалит тебя. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее** Начальствующими здесь он называет царей, которых избирают для исправления жизни и предупреждения зла. В них - образ Божий, ибо им подчинены все остальные. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 3-4 **Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое** Здесь Апостол обосновывает только что высказанную им мысль о том, что ослушник власти вредит себе самому. Он вызывает против себя кару, вместо того, чтобы получить ободрение от власти. - **Для добрых дел**. Добрые дела, а также и злые у Ап. Павла здесь представляются как бы живыми лицами. Заметить нужно, что когда Апостол писал послание в Рим, там еще Нерон не свирепствовал против христиан, - это были первые три-четыре года по вступлении его на престол - лучшие дни его царствования. Да при том Апостол здесь опять говорит о власти с точки идеала. - **Не напрасно носит меч**, т. е. не даром перед судиею в Риме и в Греции носили меч. Апостол допускает возможность, считает естественным, если судия или правитель и воспользуется мечом для совершения казни над преступником. Особенно это право меча - Jus gladii - употребления его в потребных случаях предоставлено было правителям римских провинций (Upiani Digest. 2:1-3). См. также Толкование на [[new:rim:13:01#lopuxin_ap|Рим. 13:1]] [<10>]